На IV международном симпозиуме Московского городского педагогического университета «Образование и город: качественное образование для современных городов» собрались ведущие специалисты в области образования и социоурбанистики из Тайваня, Ирландии, США, Финляндии, Чехии, Великобритании и других стран. Помимо основных вызовов и трендов они обсудили интеграцию образовательных программ в среду мегаполисов, а также так называемую третью миссию университетов – вовлеченность в социальные процессы и влияние на жизнь городских сообществ.
МГПУ уже четвертый год проводит международный симпозиум, чтобы эксперты из разных стран могли поделиться опытом и узнать новые образовательные инструменты. На IV симпозиуме, который прошел онлайн, партнерами МГПУ стали Тайбэйский городской университет (Тайвань) и Дублинский городской университет (Ирландия). С приветственной речью выступил ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, который акцентировал внимание на изменениях, происходящих в области исследования образования, а специальный гость симпозиума профессор Дублинского городского университета Джо О’Хара раскрыл роль университета в современном городе.
Как раз тема образования в мегаполисах и стала лейтмотивом симпозиума. Эксперты рассказывали о высшем и среднем образовании в контексте городской среды, о приоритетах развития начинающих педагогов в мегаполисе, представили цифровые наработки и ресурсы для обучения. Например, старший научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций МГПУ Татьяна Щербакова презентовала платформу для вузовского дистанционного наставничества «МГПУ – твой наставник», а педагог из США Престина Маккорник – приложение для изучения математики.
В этом году симпозиум отличался разнообразными форматами выступлений от пленарных заседаний и круглых столов до мини-симпозиумов и батлов. В батле на тему взаимосвязи архитектуры, дизайна и педагогики соревновались магистранты МГПУ, а на мастер-классе «Оценивание в вузе в условиях становящейся нормы профессиональной деятельности» провели учебно-имитационную игру. Урбанизация образования невозможна без современных технологий. Дистанционное обучение во время пандемии наглядно это продемонстрировало. Поэтому на симпозиуме уделили особое внимание новым технологиям организации дистанционного обучения, а также поделились опытом использования интерактивных мобильных приложений в разных странах. Кроме того, затронули важную тему взаимообучения разных поколений. Тсунг-Тенг Ванг из Тайваня рассказал о том, как образовательные активности, доступные разным поколениям, позволяют детям лучше узнавать своих бабушек и дедушек, чувствовать общность с ними и учиться их уважать.
Также была раскрыта тема неразрывности университета и города, эксперты обсудили такие понятия, как образовательная урбанистика и образовательная экоурбанистика, и объяснили необходимость формирования экологичных привычек проживания в мегаполисе.
– Одной из сквозных тем IV международного симпозиума стало обсуждение третьей миссии университета – вовлеченность в социальные процессы и влияние на жизнь сообществ. Состоялись продуктивные обсуждения понятия «образовательная урбанистика», проблем устойчивого развития и роли образовательных институтов, ресурсов управления в мультикультурном сообществе; проблем и приоритетов профессионального развития в мегаполисе, перспектив развивающей оценки качества в образовании, роли цифровых компетентностей в жизни современных горожан. Результатом обсуждений стали проекты современных исследований участников симпозиума, о первых результатах которых мы надеемся услышать на V международном симпозиуме «Образование и город», который состоится в 2022 году, – подвел итоги заместитель директора НИИ урбанистики и глобального образования, заведующий лабораторией развития ребенка, кандидат психологических наук Игорь Шиян.
Маргарита ТИМОФЕЕВА
Комментарии