2 августа 2004 года уже окрестили днем великой борьбы за социальное государство – Госдума РФ рассмотрит во втором чтении закон о внесении изменений и поправок в законодательство России. В преддверии этого события председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Николай БУЛАЕВ ответил на вопросы «Учительской газеты». – Николай Иванович, сегодня есть предположение, что обсуждение закона в определенном смысле может стать действенной пиаровской акцией, которая закончится тем, что Президент России наложит на него вето и повысит свой рейтинг. Вы допускаете, что такое возможно?
– Я не думаю, что кто-нибудь мог написать такой сценарий: сначала провести столько обсуждений закона, а потом получить вето президента. Когда мы начинали читать закон с ректорской группой, было ощущение полной катастрофы, потом мы пришли к выводу, что многие поправки имеют право на жизнь, а многие вещи мы сможем исправить. Я не вижу никаких возможных катастрофических последствий, которые будут после принятия закона. Вариантов два: или я очень близорук, или закон в самом деле таких поправок не содержит.
– Сегодня уже готовы около 4 тысяч поправок, в том числе более сотни поправок по образованию, неужели вы всерьез надеетесь, что все они будут приняты?
– Я не буду комментировать все, скажу только о поправках в образовательном законодательстве. Мы получили блок правительственных поправок, в нем есть много тех, что совпадают с нашими и снимают многие проблемы. Скажем, абсолютное большинство проблем системы высшего образования, которые беспокоили образовательное сообщество, сегодня, на мой взгляд, имеют шансы быть решенными. Например, очень много вопросов вызвало то, что вузам планировали отказать в праве быть арендодателями и арендаторами. В правительственном блоке поправок предусмотрено такое право оставить. Право на использование внебюджетных средств тоже остается. Негосударственные вузы беспокоило, что вуз, не имеющий в своем распоряжении недвижимости на правах оперативного управления и арендующий площади, не мог получить лицензию – теперь это ограничение мы предлагаем снять. Вузы восприняли одну из поправок в закон – предложение разрабатывать, но не принимать устав – как ограничение своих прав. Мы предлагаем добавить слово «принимать». Таким образом, я могу перечислить до 15 поправок, на наш взгляд, совершенно принципиальных, которые позволяют сделать такой вывод – система образования не получит ничего, что могло бы ее разрушить. Есть, правда, поправки, которые остались, которые нас беспокоят, мы будем бороться против них, а есть такие, за которые мы будем бороться. Например, при рассмотрении бюджета на 2004 год было принято решение об увеличении до 25% стипендиального фонда – средства, которые можно будет направить на материальную помощь студентам. Это в 5 раз больше, чем есть сегодня. В поправках правительства этой нормы пока нет, а мы в своих поправках предлагаем ввести этот увеличенный фонд с 1 сентября 2004 года, есть надежда, что мы ее проведем. Она позволит вузам существенно увеличить свои возможности по оказанию адресной социальной помощи студентам. Есть поправки, касающиеся науки, это самые сложные поправки, и в предложениях правительства мы пока не нашли понимания и отражения тех идей, которые мы заложили в своих поправках. Мы хотели бы провести консультации и настоять на принятии своих предложений.
– Не боитесь ли вы стать, как министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, персоной нон грата для российской интеллигенции, что с вашим именем свяжут непопулярные решения и это самым пагубным образом скажется на вашем авторитете в образовательном и научном сообществах?
– Я, естественно, как всякий нормальный человек, весьма обеспокоен и опечален своей судьбой, мне очень не хотелось бы стать человеком, на которого бы показывали пальцем и считали, что от меня пошли все беды в науке и в образовании.
Комментарии