Серию «Немецкий для школьников», выпущенную издательством «Дрофа», трудно себе представить без таких пособий для чтения, как «Читаем по-немецки». Они хорошо известны как молодым учителям, так и учителям старшего поколения. Автор этих замечательных книг – Ревекка Лазаревна Златогорская – известнейший, старейший педагог с огромным опытом работы, которого знают не только у нас в стране, но и за рубежом.
Сразу же хочется отметить, что эти пособия предназначены как для учащихся школ, гимназий и лицеев, так и для студентов техникумов и неязыковых вузов 1-2 курсов, особенно педагогических и гуманитарных.
Автор этих книг многие годы работала учителем в школе, преподавала в вузах, занималась подготовкой учителей немецкого языка как теоретически, так и практически. Поэтому не случайно ее работа по развитию навыков чтения, интереса к иностранному языку, интереса к чтению вызывает внимание у последователей. Помните, раньше в школе было принято давать летние задания: учителя русского языка и литературы составляли списки произведений для летнего чтения; биологи давали задания собрать гербарий, вести дневники наблюдений за природой и т.п. У каждого учителя были свои задачи, и учителя иностранного языка рекомендовали детям интересные книги с занимательными рассказами, ребусами, загадками. Замечательно, что традиции прошлого века не забыты в XXI веке, и в издательстве «Дрофа» вновь обратились к этой литературе, предложив автору переработать ранее вышедшие книжки для чтения и написать новые для старшеклассников.
Особенно хочется обратить внимание на книги, предназначенные учащимся 10 и 11 классов, так как именно они открывают новые возможности работы со студентами, преподавателям вузов и средних специальных учебных заведений.
В 2003 году в этой серии вышла книга «Прогулки по Санкт-Петербургу» (10 класс), посвященная 300-летию города. Она сразу вызвала большой интерес преподавателей, а в некоторых учебных заведениях, как, например, в Институте искусств Новосибирского государственного педагогического университета, стала основной для изучения. Для студентов института пособие представляет особую ценность: ведь эти студенты – будущие учителя изобразительного искусства, дизайнеры, специалисты декоративно-прикладного профиля. Книга насыщена информацией по истории культурной столицы России, знакомит с фактами из жизни тех, кто ее создавал. С особым интересом читаются рассказы и очерки о Царском Селе, Павловске, Гатчине, о Карельском перешейке, Ораниенбауме, Петергофе, о легендарном поселке Комарово, где жили А.А.Ахматова, Д.С.Лихачев, Вера Панова, А.Володин, артист Н.Черкасов, композитор Д.Д.Шостакович, куда любил приезжать И.М.Смоктуновский.
Книга для 11 класса – шестая и последняя в представляемой серии книг для чтения на немецком языке. Ее составили рассказы, объединенные в разделы «Германия и немцы», «Гуманизм и гуманисты», «Юбилей Санкт-Петербурга», «Ленинградская блокада», «Я хочу стать человеком» и «Любовь». В увлекательной форме старшеклассникам рассказывается о добре и зле, о любви и ненависти, о счастье и горе, о людях известных и не очень известных, о самых обыкновенных – но их всех объединяет желание созидать, творить добро, дарить радость окружающим.
К текстам предлагаются вопросы и задания, призывающие к размышлениям, спорам, дискуссиям. Тексты углубляют, уточняют тематику культуроведческих, историко-литературных дисциплин, не отвлекая от проработки лексико-грамматических тем. В них четко прослеживается связь жизни народов Европы (особенно Германии) и России, взаимодействие немецкой и российской культур, взаимосвязь исторических, экономических и научных факторов.
Пособие снабжено словарем, каждый текст начинается с проработки ключевых слов и выражений, соблюдаются все дидактические и методические принципы работы с учебным пособием.
Книги могут использоваться также и во внеклассной работе, хорошую помощь они окажут и при организации проектной работы учащихся, написании творческих работ.
Хотелось бы отметить и еще одно несомненное достоинство этих изданий – удачное и очень гармоничное сочетание рассказов о памятниках искусства с историей их создания и создателях.
В разделе «Приложение» помещена информация об архитектурных стилях, краткий словарь музыкальных терминов, тематические кроссворды, например музыкальные. Книги, предложенные в списке дополнительной литературы, адресованы желающим узнать больше о деятелях культуры и культурном наследии.
Нет сомнений, что серия книг Р.Л.Златогорской благодаря содержанию и форме подачи материала поможет реализовать наиболее важные функции образовательного процесса – обучающую, развивающую и, конечно же, воспитательную. А ученикам, которые будут их читать, доставят немало приятных минут .
Комментарии