search
main
0

От нового детского сада – к новому образованию

Московские педагоги приняли участие во Всероссийском съезде работников дошкольного образования, гостями которого были вице-премьер Ольга Голодец, советник Президента РФ Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, президент Российского книжного союза Сергей Степашин, члены Совета Федерации и Государственной Думы РФ, а также представители регионов РФ. Московскую делегацию на съезде возглавила директор Московского института развития образования Мария Лазутова. Основными темами для обсуждения были ФГОС дошкольного образования и стандарт профессиональной педагогической деятельности.

Ольга ГОЛОДЕЦ, заместитель Председателя Правительства РФ по социальной сфере: Значение съезда трудно переоценить. Что сегодня важнее всего для страны? Обсуждение насущных экономических, инвестиционных проблем или обсуждение нашего будущего? Педагоги-дошкольники – те люди, которые определяют будущее России на ближайшие 20-30-40 и даже 50 лет. На инвестиционном форуме меня спросили: «Почему мы делаем стратегию развития страны до 2050 года?» Ответ очень прост: потому что те люди, которые будут жить и работать в то время, уже родились, они живут рядом с нами. От того, насколько эффективно будут наши усилия в отношении каждого ребенка, насколько педагогам удастся раскрыть талант каждого ребенка, насколько комфортно будет проходить его развитие, настолько Россия будет конкурентна, благополучна на карте всего мира. Именно поэтому сегодняшний съезд дал начало абсолютно новому делу в России, тому делу, которое будет на долгие годы определять развитие нашей страны. В этом смысле важны те шаги, которые уже сделаны в Правительстве РФ, прежде всего по развитию инфраструктуры: за три года мы должны серьезно ее развить  для того, чтобы для каждого нашего малыша были созданы комфортные условия в образовательном учреждении дошкольного образования. Вторая тема – то, что сегодня дошкольное образование становится частью общего образования. Это мировой тренд, сегодня все понимают, что уникальный опыт работы с детьми, начиная от трех лет и до начальной школы, – тот старт для ребенка, который впоследствии определит его жизнь. Важно не научить ребенка буквам, читать, писать и считать – это не подготовка к школе. Важно все таланты ребенка, все его возможности подготовить для дальнейшего развития. Именно в младшем возрасте закладываются те навыки и способности, которые сопровождают ребенка всю его жизнь. Здесь очень многое зависит от квалификации педагога, от его отношения к делу.  Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ:Этим съездом мы фактически даем старт глубоким переменам в судьбах самых маленьких граждан нашей страны. Закон «Об образовании в РФ», новый ФГОС дошкольного образования, новый профессиональный стандарт педагогического работника дают нам совершенно новые возможности, и нам очень важно воспользоваться этими возможностями. Дошкольное образование ныне стало одним из уровней образования, это значит, что чем полнее ребенок проживает дошкольное детство, тем увереннее он потом будет учиться, тем полноценнее становится его жизнь во взрослые годы. Закон «Об образовании в РФ» впервые ясно определяет получение дошкольного образования как услуги по присмотру и уходу, это значит, что мы сможем более полно и в масштабах всей нашей огромной страны  регулировать качество этих двух фундаментальных государственных задач в сфере дошкольного образования. Впервые в нашей истории разработан и проходит широкое общественно-профессиональное экспертное обсуждение федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Он основывается на исключительной самоценности дошкольного периода развития маленького человека, создает нормативно-правовые условия для личностного роста каждого ребенка, формирования траектории его индивидуального развития, учитывает особые потребности детей с ограничениями здоровья. Совсем недавно, 20 сентября 2013 года, Совет по профессиональным стандартам МОН РФ одобрил стандарт профессиональной педагогической деятельности, в ближайшее время этот стандарт пройдет серьезную апробацию для того, чтобы впоследствии оценка труда педагога, воспитателя могла проходить по единым требованиям на всей территории Российской Федерации. Это еще один важный ориентир в нашей работе, прежде всего ориентир качества. Профессиональный стандарт педагогической деятельности должен создать ясный критерий высокого профессионализма учителя и воспитателя, помочь профессиональному росту и качеству нашей работы.Сегодня дошкольное образование – единственный вид образования, которым государство пока еще не гарантировало общедоступность. Нам важно в течение двух ближайших лет решить эту задачу. С 1 января 2013 года во всех регионах должна работать электронная система регистрации очередности в дошкольном образовании, обеспечивающая прозрачность и непротиворечивость учета детей, которые нуждаются в местах в ДОУ. Одно из генеральных направлений нашей работы по ликвидации очередей в ДОУ – развитие негосударственного сектора в сфере дошкольного образования. Сегодня сформирована серьезная нормативно-правовая основа государственной поддержки негосударственных форм дошкольного образования. Закон «Об образовании в РФ» дает возможность осуществлять образовательную деятельность по программам дошкольного образования в качестве дополнительного вида деятельности. Это могут быть различные юридические лица независимо от вида организационно-правовой формы: индивидуальные предприниматели уравнены в правах и ответственности с организациями, которые осуществляют образовательную деятельность, то есть могут получать субсидии из региональных бюджетов. Опыт некоторых российских регионов показывает, что если энергично заниматься развитием негосударственного сектора, то это может стать весомым подспорьем, существенным вкладом в решение общей задачи. Нам предстоит серьезно повысить качество педагогических кадров дошкольного образования за счет внедрения современных подходов к повышению квалификации, за счет овладения передовыми технологиями реализации дошкольных образовательных программ, за счет разработки новых программ подготовки педагогов в учреждениях профессионального образования. У нас почему-то принято считать, что чем меньше возраст ребенка, тем ниже требования к квалификации педагога. На самом деле, чем меньше ребенок, тем выше должна быть как педагогическая, так и психологическая квалификация воспитателя, работающего с детьми. Очень важно, что зарплата педагога дошкольного образования уже в этом году сравняется со средней зарплатой  в системе общего образования. Мы должны в полной мере использовать уже имеющийся положительный опыт модернизации региональных систем дошкольного образования, которая осуществлялась в 2011-2013 годах. Мы ведем активную работу по обобщению позитивного опыта российских регионов и очень заинтересованы в том, чтобы наладить горизонтальные связи между регионами и муниципалитетами, обеспечить обмен опытом и передовыми практиками. Дошкольное образование затрагивает самые широкие слои нашего общества, практически каждую российскую семью. Я убежден, что съезд стал площадкой для обсуждения актуальных направлений развития дошкольного образования и дал старт новым региональным и муниципальным инициативам. Сообща мы сможем обеспечить нашим детям надежное, доброе детство.Давид ФЕЛЬДШТЕЙН, академик РАО: В свое время великий русский поэт Сергей Есенин совершенно точно заметил, что большое видится на расстоянии. Нам, участникам Всероссийского съезда работников дошкольного образования, пока действительно трудно оценить реальный масштаб этого события, ведь впервые собрались люди, заинтересованно занимающиеся образованием детей на важнейшем этапе их жизни – дошкольном периоде онтогенеза.Будем откровенны: не только в обыденном сознании, но и на государственном уровне дошкольное образование многие-многие годы воспринимали как некий благостный период спонтанного роста и развития ребенка: встал на ножки, поагукал, поиграл, пошел в школу – и вот тут им уже надо заниматься всерьез, но на самом деле уже поздно, так как он, ребенок, подошел к младшему школьному возрасту с достаточно сформированным сознанием, вполне определенным отношением к себе и людям, его психофизиологические и личностные характеристики определялись общением в младенческом возрасте, предметно-практической стороной деятельности с года до трех лет, игровой, то есть мотивационно-потребностной, деятельностью с трех до шести лет. Все это глубоко изучено, доказано, расписано в трудах великих педагогов и психологов, сотнях их последователей, раскрывших особенности, способности потребности детей на всех стадиях дошкольного возраста. Убедительно доказано, в частности, что маленький ребенок – большой человек. Мы серьезно ошибаемся, когда недооцениваем возможности этого человека, снисходя к нему с высоты своего взрослого развития. Сегодня принципиально изменился мир, общество изменилось, ребенок качественно изменился, трехлетка смелее многих взрослых нажимает на все кнопки и клавиши видеотехники, а пятилетний ребенок лучше взрослых разбирается в мобильной связи. Но знаем ли мы, взрослые, в том числе профессиональные взрослые – педагоги, психологи, возрастные физиологи, воспитатели, руководители дошкольных учреждений, особенности современного дошкольника? И не просто дошкольника, а конкретно младенца, годовалого, трехлетнего, пятилетнего ребенка? А ведь именно они будут определять будущее нашего общества через какие-то пятнадцать – двадцать лет – через очень короткий исторический срок. Что греха таить: мы это слабо знаем, слабо направляем, именно  поэтому так важно, так значимо то, что сегодня Министерство образования и науки РФ вместе с Российским книжным союзом провели столь важный для дошкольного образования представительный форум.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте