Конкурс “Сто друзей”, объединил педагогов разных специальностей, желающих поделиться опытом, узнать что-то новое для совершенствования своего профессионализма.
“У любого художественного творчества два крыла – реальность и фантазия, и только на одном из них ни одно искусство подняться не может…”
Б.М.Неменский
Предметы художественно-эстетического цикла занимают особое место в воспитании детей.
“Педагог как бы берет за руку своего ученика и ведет его в прекрасную страну, открытие которой потребует усилий и знаний, а от учителя – способности увлечь. …Ведь искусство причастно ко всему в нашей жизни и вне его влияния жизнь человека невозможна” – пишет Л.А.Неменская, кандидат философских наук.
Все работы, присланные на конкурс, написаны, несомненно, талантливыми, любящими и знающими свое дело педагогами. Все авторы внутренне полны надежд, что их труды пригодятся коллегам, а если повезет – могут занять и призовые места. Хочется пожелать им здоровья, чтобы творческий огонь не угасал несмотря ни на что. В конце концов нам нельзя допускать уныния ни при каких обстоятельствах.
Начнем с самого начала, с первых ступеней искусства, – со сказки.
Сценарии уроков
Город Саров Нижегородской области. Мильхина Инна Эмильевна. Тема “Там русский дух…Там Русью пахнет!” (лепка). Медина Марина Сергеевна. Тема “Знакомство с графической техникой – силуэт”.
Само название и статус учреждения – “Профессионально-творческое училище искусств” – требуют особого отношения. И друзья-педагоги, думаю, не обидятся на замечания. Говоря о сказках А.С.Пушкина, мы не можем обойтись только результатом практической работы. Необходимо прежде всего продумать сам процесс восприятия, создать ситуацию, стимулирующую самостоятельное творчество. Подростку необходимы переживание, восхищение, иначе чем и как он будет раскрывать образ героя, который создаст в своем воображении, а потом сотворит (не вылепит) руками и будет нести за него ответственность.
Обе работы, немного поразмыслив, можно превратить в опорные конспекты или сценарии, которые помогут педагогам на уроках.
Светлана Михайловна Шанина (Саров, Нижегородская область). Тема “Народные промыслы – часть русского народного искусства”.
То же самое можно сказать об этой работе. Много великолепного исторического материала, но этого не достаточно для того, чтобы сердце современного подростка откликнулось на красоту. Подумайте, ведь только один образ, который автор предлагает, – “Мать-сыра земля”, может в процессе совместного с учителем созидательного урока помочь детям самостоятельно прочувствовать истоки народного творчества. Но этого не случилось. Хотя занятия в учреждениях дополнительного художественного образования дают больше времени и возможностей не только для развития знаний, умений и навыков, но и для воспитания душ детей, формирования их жизненной позиции.
Снежана Вячеславовна Калинкина (Саров, Нижегородская область). Тема “Филимоновская игрушка – образы, сюжеты и роспись”.
Совсем иначе решен данный урок. Беседа по истории и теории искусства органично сочетается с художественной практикой. Особое внимание уделяется развитию эмоционального восприятия детей, тому инструменту общения их с миром, от совершенства которого зависят и их собственный мир, и способность выразить воспринятое. Интересно разработан конкурс “Роспись Филимоновской игрушки”, фантазия на тему “Образ – цвет – образ”. Дети учатся воспринимать символику цвета, которая рождена коллективным многовековым опытом. Каждый этап урока обогащен интересной информацией и ассоциативными примерами, сохраняется смысловая связь между блоками занятия. Прекрасный наглядный материал сопровождает повествование учителя. Одно замечание – неплохо было бы первую часть занятия, вступление, инсценировать. Думаю, это придало бы ему праздничность. На мой взгляд, работа достойна хорошей оценки.
Галина Николаевна Потапкина (г.Орел). Тема “Это ярмарки краски”.
Работа вполне может служить опорным конспектом для изучения своего края. Знакомство с историческими и культурными памятниками родной земли формирует отзывчивость, способствует пониманию красоты и гармонии, воспитывает чувство сопричастности к судьбе своей малой родины. К сожалению, этого недостаточно для условий конкурса. Нет детских работ и самого сценария урока.
Анжела Курман-Алиевна Гаджаева (г.Карачаевск). Тема “Автопортрет (цветоведение)”.
В этой работе чувствуются профессионализм и опыт работы с детьми. Неплохо было бы посмотреть и другие уроки педагога по цветоведению, ознакомиться с психологическими тестами, применяемыми на занятиях изо. Рекомендована доработка.
Технологии
и методики преподавания
Ирина Адриановна Серикова (Екатеринбург). Тема “Искусство Древнего Востока”.
Автор работы, поздно получив информацию, могла не понять требования конкурса в данной номинации. Желательно, кроме интересной информации, добавить методические приемы, расписать конкретные уроки, приложить детские работы, используемую наглядность и прислать на следующий конкурс. Уж очень хочется узнать, как давать эти уроки. Новые технологии всегда интересны учителю художественно-эстетического цикла.
Организация внеклассной работы
по предмету
Методист Ольга Викторовна Чибрикова. Педагог Виктория Петровна Пономарева (г.Фролово). Тема “Сценарий занятия кружка “Чудесная мастерская”.
Педагоги начальных классов будут рады этому сценарию. Остроумно, живо и увлекательно описано занятие кружка. Поставленные цели и задачи понятны и учителю, и ученику. Мы ведь не только сообщаем детям сумму знаний, но должны будить эмоции, активизировать мыслительную деятельность. Максимальное завершение присутствует на каждом этапе. Наблюдается сотрудничество детей друг с другом и с учителем. Педагог дает возможность для самовыражения каждому ученику. Занятие предполагает вариативность. Каждый учитель сможет на основе данного сценария разработать обобщающий урок, праздник или викторину. Рекомендовано к публикации.
Сделай сам
Елена Сергеевна Петрова (Комсомольск-на-Амуре). Тема “Сделай сам”.
Автор значительно расширяет задачу, поставленную в номинации. Тесная связь школы с родителями, гордость за них, уважительное отношение к труду пап и мам, любовь и согласие в семье – вот те нравственные категории, которые необходимы при формировании личности ребенка. Читая простое и теплое повествование педагога, чувствуешь, что это не просто кабинет или классная комната, а родной дом для учителя, детей и родителей. Каждый стенд, стол, картина напоминает о родных людях. Это та единая связь, так необходимая в воспитании детей. Думаю, что каждый учитель и родитель с удовольствием ознакомился бы с этой работой. Педагог на простом примере заботливых и неравнодушных родителей заставляет задуматься нас о нравственной чистоте и будущем наших детей, которым предстоит строить новую жизнь. Работа заслуживает хорошей оценки.
Наталья Александровна Гарбузова (г.Сочи). Тема “Сделай сам”.
Методика Н.А.Гарбузовой, несомненно, найдет свою аудиторию педагогов дополнительного художественного образования. В ней ярко прослеживаются два направления, которые, как практикующий учитель, я бы поменяла местами.
1. Приобретение практических навыков в изготовлении искусственных цветов.
2. Расширение и углубление кругозора, воспитание чувства любви к окружающей природе, развитие воображения и фантазии у детей.
Думаю, педагог поймет правильно.
Татьяна Анатольевна Степанова (пос.Игра, Удмуртская республика). Тема “Художественное конструирование”.
Интересны разработки по четырем номинациям у этого автора.
1. Сценарии уроков.
2. Технология и методика преподавания.
3. Организация внеклассной работы.
4. Материалы к уроку.
Эти занятия проводятся с девочками 1-4-х классов. Педагога волнует воспитание будущей творческой личности, будущей женщины и матери. Даются упражнения на развитие мышления, памяти, воображения и наблюдательности. Поисково-исследовательский метод активизирует познавательную деятельность, развивает творческую инициативу, интеллектуальный потенциал.
Оригинальные дидактические материалы, схемы, так необходимые на занятиях дополнительного образования, в большом количестве прислала педагог Т.А.Степанова. Каждая работа сопровождена пояснительной запиской, что очень ценно для учителей. Автор совершенно правильно поняла, что система дополнительного образования дает педагогу неограниченные возможности экспериментировать, используя различные приемы и методы обучения. Поэтому каждая пояснительная записка к практической работе – это целый исследовательский труд, размышления педагога, из которых может вырасти неплохая программа. Дополнительное художественное образование нуждается в таких проектах. Работа достойна оценки “отлично”.
Научно-практический Центр НХО под руководством Б.М.Неменского приглашает весной на ежегодный российский семинар “Мастерская Б.М.Неменского” всех участников конкурса. Приглашения будут разосланы по адресам.
Аминат КАПИТУНОВА,
методист Центра непрерывного художественного образования
Москва
Комментарии