В безразличной к потребностям ребенка школе самоуправление практически невозможно. Пусть даже там выбран президент и в каждом классе создан ученический парламент, но если педагоги относятся к этому только как к игре, тогда ничего не получится с воспитанием свободной личности.
В XX веке сформировался универсальный и эффективный метод моделирования. Исследуя все более сложные явления, ученые столкнулись со значительными трудностями. Так, для описания некоторых объектов и процессов приходилось использовать огромное число признаков. Другие объекты и явления оказались «неосязаемыми» – для них в силу ряда причин отсутствовали способы и приборы непосредственного изучения. Поэтому пришлось из всей совокупности признаков и связей между ними, описывающих некий интересующий человека феномен, выделять ограниченное число наиболее важных с точки зрения целей и задач исследования и создавать модель.
Модель – некий заменитель реального объекта или явления, сохраняющий важные для исследователя характеристики, признаки и связи феномена, но более удобный, пригодный для практической работы с ним, в частности с точки зрения числа признаков. Однако чтобы на моделях получать сопоставимые с реальностью результаты, описания феноменов должны быть параметрическими, т.е. признаки должны быть однозначно определенными, а еще лучше иметь метрику – числовую характеристику. С этой точки зрения этап научного исследования, в частности моделирования, не только не исключает, но и предполагает наличие по возможности полной и корректной классификации или типологии.
Под «моделью» вообще понимается образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия и конструкции, а также устройство, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях.
В широком смысле «модель» – это аналог какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом.
Моделирование начинает широко применяться в эпоху Возрождения; итальянские архитекторы и скульпторы пользовались моделями проектируемых ими сооружений; в теоретических же работах Г.Галилея и Леонардо да Винчи к тому же выясняются пределы применимости метода моделирования. И.Ньютон пользуется этим методом уже вполне осознанно, а в XIX-XX вв. трудно назвать область науки или ее приложений, где моделирование не имело бы существенного значения; исключительно большую методологическую роль сыграли в этом отношении работы Кельвина, Дж.Максвелла, Ф.Кукуле, А.Бутлерова и других физиков и химиков – именно эти науки стали, можно сказать, классическими «полигонами» методов моделирования.
Появление же первых электронных вычислительных машин (Дж.Нейман, 1947 г.) и формулирование основных принципов кибернетики (Н.Винер, 1948 г.) привели к поистине универсальной значимости новых методов – как в абстрактных областях знания, так и в их приложениях. Моделирование ныне приобрело общенаучный характер и применяется в исследованиях живой и неживой природы, в науках о человеке и обществе.
Единая классификация видов моделирования затруднительна в силу многозначности понятия «модель» в науке и технике. Ее можно проводить по различным основаниям:
по характеру моделей (т.е. по средствам моделирования);
по характеру моделируемых объектов;
по сферам приложения моделирования (в технике, в физических науках, в химии, моделировании процессов живого, моделировании психики и т.п.);
по уровням («глубине») начиная, например, с выделения в физике моделирования на микроуровне, на уровнях исследования, касающихся элементарных частиц, атомов, молекул.
В связи с этим любая классификация методов моделирования обречена на неполноту, тем более что терминология в этой области опирается не столько на «строгие» правила, сколько на языковые, научные и практические традиции, а еще чаще определяется в рамках конкретного контекста и вне его никакого стандартного значения не имеет (типичный пример – термин «кибернетическое» моделирование).
По характеру той стороны объекта, которая подвергается моделированию, уместно различать моделирование структуры объекта и моделирование его поведения (функционирования протекающих в нем процессов и т.п.). Это различение приобретает четкий смысл в науках о жизни, где различение структуры и функции систем живого принадлежит к числу фундаментальных методологических принципов исследования, и в кибернетике, делающей акцент на моделирование функционирования изучаемых систем.
Для ряда сложных явлений пользуются стохастическим моделированием, основанным на установлении вероятностей тех или иных событий. Такие модели не отражают весь ход отдельных процессов в данном явлении, носящих случайный характер, а определяют некоторый средний, суммарный результат.
В случае моделирования школьного ученического самоуправления нас интересует и моделирование структуры рассматриваемого объекта, и моделирование его действия. В то же время, учитывая, что многие события жизни носят случайный характер, также будет уместно строить модель на основе установления вероятностных событий, т.е. использовать стохастическое моделирование.
Понятие моделирования является гносеологической категорией, характеризующей один из важных путей познания. Возможность моделирования, т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его черты; при этом такое отображение (и связанная с ним идея подобия) основано, явно или не явно, на точных понятиях изоформизма или гомоморфизма (или их обобщениях) между изучаемым объектом и некоторым другим объектом («оригиналом») и часто осуществляется путем предварительного исследования (теоретического или экспериментального) того и другого.
Поэтому для успешного моделирования полезно наличие уже сложившихся теорий исследуемых явлений или хотя бы удовлетворительно обоснованных теорий и гипотез, указывающих предельно допустимые при построении моделей упрощения. Результативность моделирования значительно возрастает, если при построении модели и переносе результатов с модели на оригинал можно воспользоваться некоторой теорией, уточняющей связанную с используемой процедурой моделирования идею подобия.
На всех этих уровнях, однако, приходится считаться с тем, что моделирование данного оригинала может ни на каком своем этапе не дать полного знания о нем. Эта черта моделирования особенно существенна в том случае, когда предметом моделирования являются сложные системы, поведение которых зависит от значительного числа взаимосвязанных факторов различной природы.
В ходе познания такие системы отображаются в различных моделях, более или менее оправданных; при этом одни из моделей могут быть родственными друг другу, другие же могут оказаться глубоко различными. Поэтому возникает проблема сравнения (оценки адекватности) разных моделей одного и того же явления, что требует формулировки точно определяемых критериев сравнения. Если такие критерии основываются на экспериментальных данных, то возникает дополнительная трудность, связанная с тем, что хорошее совпадение заключений, которые следуют из модели, с данными наблюдения и эксперимента еще не служит однозначным подтверждением верности модели, т.к. возможно построение других моделей данного явления, которые также будут подтверждаться эмпирическими фактами.
Отсюда естественность ситуации, когда создаются взаимодополняющие или даже противоречащие друг другу модели явления; противоречия могут «сниматься» в ходе развития науки (и затем появляться при моделировании на более глубоком уровне). Например, на определенном этапе развития теоретической физики при моделировании физических процессов на «классическом» уровне использовались модели, подразумевающие несовместимость корпускулярных и волновых представлений; эта «несовместимость» была «снята» созданием квантовой механики, в основе которой лежит тезис о корпускулярно-волновом дуализме, заложенном в самой природе материи.
Важная познавательная функция моделирования состоит в том, чтобы служить импульсом, источником новых теорий. Нередко бывает так, что теория первоначально возникает в виде модели, дающей приближенное, упрощенное объяснение явления, и выступает как первичная рабочая гипотеза, которая может перерасти в предшественницу развитой теории. При этом в процессе моделирования возникают новые идеи и формы эксперимента, происходит открытие ранее неизвестных фактов и т.д.
Общая классификация
Модели подразделяют на материальные и информационные, последние в свою очередь подразделяются на вербальные и знаковые, знаковые делятся на математические, логико-математические, компьютерные и некомпьютерные.
В прикладных областях человеческой деятельности различаются материальные и абстрактные модели, абстрактные модели разделяются на следующие виды.
1. Информационные модели – это класс знаковых моделей, описывающих информационные процессы (возникновение, передача и использование информации в системах самой разнообразной природы).
2. Математические (знаковые) модели, выражающие существенные черты объекта или процесса языком уравнений и других математических средств. Они традиционны для теоретической физики, механики, химии, биологии и ряда других, в том числе гуманитарных и социальных наук.
3. Вербальные (текстовые модели). Эти модели используют последовательность предложений на формализованных диалектах естественного языка для описаний той или иной области действительности (примерами такого рода моделей являются милицейский протокол, правила дорожного движения и пр.).
Классификация моделей с учетом фактора времени
1. Статическая модель – это как бы одномоментный срез информации по объекту (результат одного обследования).
2. Динамическая модель позволяет увидеть изменения объекта во времени.
Классификация по области использования
Можно классифицировать модели и по тому, к какой области знаний они принадлежат (биологические, исторические, экологические и т.п.).
1. Учебно-наглядные модели – пособия, тренажеры, обучающие программы.
2. Опытные модели – уменьшенные копии (автомобиль в аэродинамической трубе).
3. Научно-технические – синхрофазотрон, стенд для проверки электронной аппаратуры.
4. Игровые – экономические, спортивные, деловые игры.
5. Имитационные – не просто отражают реальность, но имитируют ее (на мышах испытывается лекарство, в школах проводятся эксперименты и т.п.). Такой метод моделирования называется методом проб и ошибок.
Классификация по способу представления
Материальные модели иначе можно назвать предметными. Они воспринимают геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют реальное воплощение.
Информационные модели нельзя потрогать или увидеть. Они строятся только на информации. Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.
Вербальная модель – информационная модель, в мысленной или разговорной форме.
Знаковая модель – информационная модель выраженная знаками, т.е. средствами любого формального языка.
Компьютерная модель – модель, реализованная средствами программной среды.
Следовательно, каждое основание классификации, каждый признак дает определенное знание о свойствах и модели, и моделируемой реальности. Признак может служить подсказкой о способе выполненного или предстоящего моделирования.
Модель – это прежде всего продукт моделирования, то есть процесс, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект, то есть тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет. В зависимости от критериев, пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модели могут существенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления и насколько эффективно она позволяет воздействовать на управляемый объект.
Весьма часто бывает так, что реально существующего оригинала вообще нет, а существует он только в воображении автора. Тогда, опираясь на накопленный опыт, интуицию, на знания, тенденции и закономерности развития, можно сделать прогноз относительно того, как будет в будущем выглядеть представляющий интерес объект (явление), создавать новую модель (образец, эталон) и под эту модель перестраивать действующую систему управления.
Учитывая, что школьное ученическое самоуправление может быть представлено в качестве как знаковой, так и вербальной модели, к нему применимо построение моделей, имеющих реальное воплощение (структурных, содержательных, технологических, управленческих, нормативно-правовых) и описывающих процессы, которые строятся на принципах, ценностных установках, способах взаимодействия всех структурных элементов.
Современная научная методология имеет в своем арсенале достаточное число подходов и методов различного уровня, причем эмпирические методы исследования не всегда играют в нем главную роль. Среди основных общенаучных подходов, претендующих на роль методологической парадигмы научного познания, можно выделить такие, как системный, структурный, функциональный, информационно-кибернетический, моделирование.
Наибольшее распространение и популярность в настоящее время получил системный подход, который носит почти обязательный характер в науке. Необходимо отметить, что между этими подходами в некоторых отношениях не существует четких границ, во многом они перекрывают содержание друг друга, дополняют друг друга и не могут претендовать на исключительное описание объекта или проблемы. Некоторые исследователи называют моделирование одним из этапов системного анализа, другие – новым направлением системного анализа, хотя в то же время моделирование выступает и как самостоятельный общенаучный подход в научном познании.
Практически к каждому из перечисленных методологических подходов применимо замечание А.Здравомыслова о том, что системный подход представляет собой не очень жестко связанную совокупность принципов для ориентации конкретных научных исследований и конструирования исследовательских программ. В качестве такого ориентира для более полного рассмотрения всех выделенных аспектов проектной деятельности и их обобщения может применяться моделирование – подход, исследующий объекты познания с помощью моделей, в качестве которых могут выступать знаки, символы или объекты-заменители (Б.Бирюков, Ю.Гастев, Е.Геллер, 1961).
Помимо определений метода моделирования через свойства различных типов моделей существуют также определения моделирования, отражающие его гноселогические функции. Так, А.Кочергин понимает под моделированием «метод опосредованного познания при помощи искусственных или естественных систем, сохраняющих некоторые особенности объекта исследования, что дает возможность представить этот объект в определенных отношениях и давать о нем новое знание» (1969, с.36-37).
Основанием выбора моделирования служит то, что моделирование среди других методологических подходов является универсальным методом познания и включает в себя достоинства общенаучных подходов, воплощая в себе их главные особенности. Использование метода моделирования несет в себе основные, выделенные в работе В.Тютюнника преимущества системного подхода:
учитывать более широкую реальность, чем та, которая непосредственно изучается, то есть видеть ее в системе более широких связей;
изображать связи явления как логически однородные, допускающие сравнение и обобщение;
за многообразием типов связей объекта видеть, что объект может иметь не одно, а несколько расчленений;
правильно построить «единицу анализа», дальше которой членить объект без потери его специфики нельзя.
В отношении школьного ученического самоуправления указанные функции предстают перед нами в следующем виде:
во-первых, моделирование школьного ученического самоуправления позволяет учесть широкую систему основных факторов и условий, влияющих на ее содержание, уровень развития и структуры;
во-вторых, представить основные компоненты структуры школьного ученического самоуправления как логически однородные и на основании этого провести их сравнение и анализ;
в-третьих, выделить внутри основных уровней и компонентов структуры школьного ученического самоуправления отдельные подсистемы, имеющие самостоятельное значение и содержание;
наконец, дает возможности найти основную единицу анализа школьного ученического самоуправления, составляющую его специфику.
Кроме того, использование нами моделирования в качестве метода исследования и построения школьного ученического самоуправления обуславливается такими существенными причинами, как неисполнимость формализованного точного анализа многих ее элементов в качестве объектов гуманитарного знания и соответственно неопределенность и противоречивость эмпирических описаний многих элементов. Вообще вопрос соотношения формальных и неформальных количественных и качественных методов в гуманитарном исследовании представляет собой особую методологическую проблему и формализация психологических исследований не является адекватным путем достижения их объективности в силу качественного своеобразия объекта познания.
В психологическом познании моделирование является общепризнанным методом. В качестве концептуальных моделей выступают такие объекты, как учебные школьные программы, воспитательные программы, деятельность сенсорных систем и пр.
Несомненно, являясь универсальным, метод моделирования не может претендовать на универсальную объективность, он также имеет свои недостатки и ограничения, так как приближение к объективной реальности в научном знании достигается… путем совершенствования теоретических моделей, введения новых теоретических понятий и гипотез, которые усложняют теоретическую модель.
Основные принципы построения модели школьного самоуправления
Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования в психологических исследованиях (П.Анохин, Н.Берштейн, У.Эшби, И.Логвинов, А.Кочергин и др.), мы предполагаем, что основные принципы построения модели школьного ученического самоуправления должны быть следующими:
1. Принцип уровневой иерархичности построения модели школьного самоуправления. Данный принцип используется при построении позиционной, организационной, управленческой модели.
Поскольку структура школьного самоуправления состоит из большого числа (количества) элементов, каждый из которых, в свою очередь, может рассматриваться в качестве отдельной сложной системы, необходимо выделить те критерии, которые обусловливают отношения между элементами школьного самоуправления, разделяя их на главные и второстепенные, выделяя выше и нижележащие уровни функционирования самоуправления.
Кроме того, междисциплинарный характер их описания, возможность рассмотрения школьного самоуправления с разных сторон – через взаимосвязь с общенаучной категорией деятельности, с проблемой творчества как потребности развития общества и личности, в качестве обучения и воспитания учащихся, заставляет провести специальный анализ взаимоотношений между данными разнородными подходами и проследить их уровневую организацию.
2. Модульный принцип построения модели самоуправления. Наличие у школьного самоуправления значительного числа взаимосвязанных разнородных элементов заставляет нас провести анализ возможных степеней взаимодействия между ними. Отдельные элементы школьного ученического самоуправления должны образовывать внутри целостной системы деятельности более или менее устойчивые и опосредованные связи, вследствие чего модель должна быть построена с учетом блочно-модульной организации всех ее элементов.
Помимо этого, модульный принцип построения модели позволяет выделенные блоки-модули модели в качестве ее мета-элементов, что ведет к значительному расширению границ и возможностей анализа проблемы школьного ученического самоуправления. Каждый из таких блоков-модулей может иметь самостоятельное значение как средство оптимизации и активизации усвоения основ деятельности школьного ученического самоуправления.
3. Принцип структурности в построении модели школьного самоуправления. Позиционная, организационная, нормативно-правовая, управленческая модели.
Для построения модели ученического самоуправления большое значение имеет выделение среди ее элементов структурной части, т.е. совокупности устойчивых связей между основными частями объекта исследования, обеспечивающих его единство и тождественность самому себе. Структура должна выражать то, что остается неизменным при любых внешних и внутренних изменениях условий протекания деятельности. В то же время среди выделенных связей элементов школьного ученического самоуправления могут быть и те, появление которых носит частный, случайный характер.
Применение принципа структурности, как правило, позволяет определить причины проявления этих случайных связей и динамику их существования. Модель школьного ученического самоуправления должна установить необходимые стабильные связи, определяющие ход развития моделируемого объекта.
4. Принцип гуманизации в построении модели школьного ученического самоуправления. Данный принцип осуществляет общецивилизационную тенденцию возвышения человека, культивирования его субъективности, органичности, целостности, что особенно важно, когда речь идет о развитии и воспитании подрастающего поколения.
5. Принцип междисциплинарности в построении модели ученического самоуправления. Указанный принцип предполагает использование содержания и методов различных научных и учебных дисциплин.
6. Принцип самоопределения в построении модели ученического самоуправления. Реализация данного принципа создает возможности конструирования своего собственного образа, проектирования своей жизненной траектории, утверждая доверие как феномен личностно-ориентированного подхода.
Выделенные нами принципы построения модели должны определять общий путь ее создания. Помимо этого, многообразие эмпирических фактов, относящихся к проблематике школьного ученического самоуправления, заставляет нас специально остановиться на проблематике соотношения объективной действительности и элементов теоретической модели, то есть обозначить основные подходы квалификации теоретических и эмпирических описаний в качестве возможных элементов теоретической модели школьного ученического самоуправления.
Наша задача в построении модели школьного ученического самоуправления состоит в том, чтобы создаваемая модель была выполнена таким образом, что все составляющие ее элементы, знаковые образования отражали в максимальной полноте реальную деятельность школьного ученического самоуправления, то есть разрабатываемая модель должна отвечать требованиям надежности и валидности, применяемым ко всем методам научного познания.
Не все множество эмпирически найденных и теоретически описанных фактов может быть включено в модель школьного ученического самоуправления в связи с тем, что модель никоим образом не может быть полностью идентична воспроизводимой ею действительности, ее основная функция как раз и заключается в выделении существенных сторон и связей действительности. Однако необходимость отказа от отражения определенных моментов реальности заставляет нас специально остановиться на вопросе о правомерности такого отказа и его границах.
Выполнение с помощью модели своего рода реконструкции объективной реальности выдвигает на первое место требование непротиворечивости и обоснованности конструируемой модели. Выполнение этих требований достигается как за счет использования дополнительных, помимо моделирования, методов теоретического и экспериментального исследования школьного ученического самоуправления, так и за счет конструктивной и содержательной валидности модели школьного ученического самоуправления (А.Анастази, Л.Бурлачук).
Принцип уровневой иерархичности предполагает построение модели относительно уровня абстрагирования и обобщения моделируемого материала. Исходя из этого, можно выделять следующие уровни обобщения анализируемого материала: философско-мировоззренческий, конкретно научный, операционный.
Принцип структурности построения модели предполагает, что между блоками, составляющими модель школьного ученического самоуправления, существуют разнообразные и разнохарактерные связи. Их можно разделить по критериям. По характеру влияния элементов модели друг на друга прямые, обратные и взаимообусловленные связи. Прямые связи носят характер механического детерминизма по типу причина-следствие. Они выражают прямые логические зависимости элементов школьного ученического самоуправления. Обратные связи соответствуют уровню детерминизма «обратных связей», характеризующих такого рода влияние, когда следствие влияет на причину. Взаимообусловленные связи, характерные для живых систем в целом, объединяют в себе свойства детерминизма как прямого, так и обратного характера. По степени вероятности проявления связей: постоянные, временные (с высокой и малой степенью появления).
Прежде всего мы рассматриваем постоянные высоковероятностные связи. Но в силу специфичности объекта моделирования нами принимаются во внимание и маловероятностные связи. Связь развития можно проследить в развивающем характере школьного ученического самоуправления по отношению к личности ученика. Связь управления отражает возможности организации школьного ученического самоуправления с целью усвоения знаний, умений, навыков, приобретения (развития) качеств личности.
Виды моделирования
При моделировании более или менее сложных систем обычно применяют различные виды моделирования. Различают ряд видов моделирования:
А) Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит динамические или функциональные характеристики объекта.
Б) Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются единым математическим соотношением.
В) Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы.
Г) Мысленное моделирование, при котором модели приобретают мысленно наглядный характер.
Д) Модельный эксперимент. Это особый вид моделирования, суть которого – включение в эксперимент не самого объекта, а его модели. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.
С моделированием органически связана идеализация – мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире. Примерами построенных этим методом идеальных объектов являются геометрические понятия точки, линии, плоскости и т.д. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки – идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация, государство и т.д.
Необходимой составной частью проектирования инновационной деятельности является моделирование. У.Р.Эшби писал, что моделирование как метод исследования – это логика упрощения. С помощью моделирования в проектировании сравниваются и оцениваются варианты проектных решений, имитируются реальные процессы развития, принимаются решения о выборе альтернатив. Моделирование в проектировании позволяет оперировать с объектами, относительно которых не имеется полноты знаний. Модели отражают самые существенные, определяющие, устойчивые свойства объектов относительно которых имеются принципиально неполные знания.
Разрабатывая инновационную модель ученического самоуправления, следует учитывать следующие ее характеристики:
1. Модель всегда индивидуальна. Исходной позицией создания модели школьного ученического самоуправления должно быть ясное понимание того, что регион или отдельная организация не может вступить на путь инновационного развития по чужой модели. У каждого инновационного проекта свой индивидуальный путь развития, в котором учитываются специфика и реальное состояние научного, кадрового, материального, технического и прочего потенциала. Практика показала, что чужие проекты нежизнеспособны в системе, они обречены на провал. Любой проект наполняется содержанием конкретных межличностных отношений, и они накладывают свои влияния на проектируемые взаимодействия, меняя их суть.
2. Модель – это объект, которого нет в действительности. Если в практике существует объект, который предполагается рассмотреть как инновационный аналог будущего проекта, то есть осуществить попытку его простого заимствования или механического переноса, то можно говорить о том, что такой подход неправомерен. Ибо в данном случае речь будет идти не о моделировании и его. Проектная деятельность предполагает бросок вперед, и к тому же существующая модель при переносе в новые условия обязательно будет претерпевать изменения, о которых было сказано выше.
3. Модель носит прогностичный характер. При разработке прогностической модели участники проектирования составляют прогноз будущего. Задача проектирования состоит в том, чтобы спроектировать такую систему школьного ученического самоуправления, которая не только соответствовала бы потребностям сегодняшнего дня, но и опережала эти потребности. Прогнозируют состояние школьного ученического самоуправления, его кадровое и научное обеспечение, контингент учащихся, используемые и требующиеся программы, педагогические технологии на перспективу (в теории), то есть создают объект, которого нет в действительности. Причем каждый из вышеназванных составляющих при изменении влечет изменение остальных. Так, например изменение контингента учащихся требует изменения кадрового состава педагогических работников, изменения обучающих программ, педагогических технологий, режима работы учреждения. Поэтому, составляя прогностическую модель, необходимо учитывать взаимосвязь всех структурных элементов образовательной деятельности.
4. Модели носят объяснительный характер. Модель объясняет, как изменится структура управленческой, организационной, педагогической деятельности с работой школьного ученического самоуправления. Объясняет специфику этой деятельности с учетом местных особенностей. Модель позволяет объяснить, каковы будут отличия новой деятельности, осуществляемой в коллективе, и соотнесение этой деятельности с целевыми установками отдельной личности.
5. Процесс создания модели (моделирование) выступает средством соорганизации деятельности всех участников проектирования. Анализ практики организации проектирования педагогических систем подтверждает предположение о том, что проектирование – акт социального действия. Оно немыслимо без участия тех людей, которые будут этот проект реализовывать. Как показывает практика, привлечение к проектированию тех, кому быть участником реализации проекта еще на самых ранних стадиях и этапах работы над проектом, необходимо с целью разрушения старых стереотипов, старых идеалов и построения новой системы, новых идеалов. Этот процесс способствует формированию команды с согласованными целью, задачами, направлениями деятельности, что впоследствии будет способствовать преодолению негативного отношения к проектной деятельности, неаргументированной критике и отказу в работе.
6. Модель является инструментом для конструирования возможных будущих ситуаций, нахождения альтернатив в развитии с учетом главного – связи между процессом школьного ученического самоуправления (или другим) и организацией учебного заведения. Видение участником проблемы, выдвигаемой им и решаемой в ходе коллективной работы, наталкивается на другие альтернативные видения. При этом участники вынуждены начать соотносить свои видения с предлагаемыми или выдвигаемыми другими участниками, согласовывать и выбирать наиболее перспективные и продуктивные, позволяющие наиболее полно, четко, весомо, значимо объяснить суть проекта и направлений продвижения к цели.
Моделирование как средство соорганизации различных вариантов проекта выполняет свои функции при условии принципа общности, то есть в разработке инновационных моделей принимают участие все субъекты проектирования. При нарушении этого принципа разработанная модель становится неадекватной реальному содержанию образовательной деятельности, что приводит к нарушению целостности функционирования инновационного проекта.
Построение управленческой модели заключается в построении и установлении связей и отношений между субъектами, включенными в деятельность школьного ученического самоуправления, возникающими на основе основных идей (целей) этой деятельности. Управленческая модель может быть выведена в обособленный проект.
Под «моделью управления» следует понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система школьного самоуправления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы управления, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику.
Задача описать модель управления, например региона и даже муниципального образования или корпорации, во всей полноте и широте внешних и внутренних связей представляется крайне сложной, если вообще реально выполнимой. Поэтому чаще всего при исследовании моделей управления берется во внимание достаточно ограниченный ракурс.
Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук, профессор АПКиПРО МО РФ,
Татьяна НОВИКОВА, кандидат педагогических наук, завкафедрой АПКиПРО МО РФ
Продолжение следует
Комментарии