Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

От импульса до поэмы. Совершенствование речевой культуры на основе использования активных форм обучения и организации интерактивной деятельности

Учительская газета, №22 от 28 мая 2013. Читать номер
Автор:

Наша школа расположена в историческом и административном центре города. В 2015 году она будет отмечать свой шестидесятилетний юбилей. Это одно из старейших учебных заведений города, в котором сложился свой особенный микроклимат, позволивший воспитать не одно поколение творческих, ярких, интересных людей.

Одна из главных традиций нашей школы – постоянное внимание к формированию сознательного и бережного отношения к родному языку как национально-культурной ценности. Каждый педагог использует для этого содержание своего предмета, ведь школа – это не только место, где приобретают знания и умения, это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка, это радость совместного творческого труда, из которого рождается свой стиль, свой почерк, свое видение мира.В системе моей работы основополагающей стала тема «Совершенствование речевой культуры обучающихся II и III ступени на основе использования активных форм обучения и организации  интерактивной деятельности». На современном этапе развития общества востребована  личность, обладающая не столько обширными знаниями из различных областей, сколько целым комплексом социальных и интеллектуальных умений, позволяющих ей быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности. Среди наиболее значимых качеств нового типа личности указываются высокий интеллект, умение находить и анализировать информацию, умение добывать знания, находить нестандартные решения проблем, используя личностный потенциал. В этой связи использование на уроках русского языка и литературы активных форм обучения и организация интерактивной деятельности позволяет совершенно по-новому взглянуть на стоящие перед педагогом учебные задачи и способы их решения. Они требуют творческого подхода к обучению, позволяют учитывать природную индивидуальность ученика, развивать и совершенствовать ее, а значит, привносят в него элемент новизны. Приступив к работе по избранной теме, я столкнулась с противоречиями и затруднениями:- между низким уровнем речевой культуры обучающихся и необходимостью выполнения каждым норм литературного языка;-  между снижением интереса к чтению и требованиями образовательного стандарта по развитию речи;- между отсутствием заинтересованности в изучении словесности некоторыми обучающимися и высокими требованиями ФГОС.Попытки преодолеть эти противоречия и побудили меня к разработке своей системы обучения, направленной  на раскрытие творческого потенциала обучающихся. Использование активных форм обучения и организация интерактивной деятельности, на мой взгляд, важные шаги к разрешению противоречий в обучении русскому языку и литературе и в системе обучения в целом. Проведя совместно с мамой моего ученика (профессиональным психологом) диагностику, я выяснила, что подавляющее большинство школьников обладают такими качествами, как активность, общительность, импульсивность. Они ориентированы на объект, действие. Поэтому для них продуктивны технологии, которые реализуют потребность в активном общении, творчестве. Эти школьники дают оценку событиям, при овладении знаниями пропускают информацию через себя, следовательно, для их обучения технология интерактивной деятельности более приемлема. Она способствует саморазвитию и самообразованию обучающихся, обнаруживая их личностные и деловые качества, их креативность. При таком обучении создаются условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа».Ведущим на уроке русского языка считаю обращение к текстам больших художников слова, потому что погружение в мастерство писателя совершенно необходимо для речевого, интеллектуального развития учащихся.  Работа с текстом на уроках в старших классах дает возможность органично связать материал новой темы по синтаксису с повторением, обобщением изученного по лексике, фонетике, морфологии, стилистике. Кроме того, обращаю внимание на трудные случаи синтаксиса и пунктуации, привлекая соответствующую методическую и лингвистическую литературу.Уроки, на которых учащиеся исследуют предложенный мною или записанный наизусть текст, очень полезны. На них шлифуются знания, учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, каждый ученик проводит исследование в привычном для себя ритме, что дает мне возможность проверять работу поэтапно. Сильные ученики получают новое задание, остальные выполняют то, что было задано в начале урока. Кроме того, создаются условия для работы по развитию речи, происходит взаимосвязь курсов русского языка и литературы. Работу по комплексному анализу текста я применяю на уроках-зачетах, практикумах. Помимо использования на уроках готовых текстов, применяю важный с точки зрения задач предмета прием: предлагаю учащимся понаблюдать за природой и на уроке поделиться своими впечатлениями. Так дети приобщаются к живому, полному красок и звуков миру. Вот ходят ежедневно ученики в школу мимо одного и того же дерева и не замечают его красоты. А рябина замечательно хороша как раз осенью.  Вот я и советую им: «Остановитесь завтра утром на минутку, посмотрите на это прекрасное дерево». А на следующий день на уроке прошу рассказать, какие у рябины краски, в чем ее красота.Устный рассказ как вид опроса, как разновидность речевой деятельности, как форма самовыражения школьника очень нужен на уроках русского языка. Как передать в слове то, что увидел и почувствовал, как полнее выразить свое отношение, решает сам ученик. Если одному трудно (бедны эмоции, беден словарь), помогут товарищи.Иногда составляется коллективный рассказ. Каждый новый ученик, вносящий свое в описание, расцвечивает устный рассказ новыми красками и чувствами.Объектом внимания может стать интересное словесное выражение эмоционального отношения к конкретному факту, к природным явлениям. С точки зрения учебного предмета важно, как применить полученные знания: изложить фактическую сторону, сохранить логическую стройность речи, разнообразить слова. А это, конечно, речевая практика. Детям такие уроки интересны. А интерес – это стимул к речевой деятельности, к творчеству. Я вижу, как развивается духовный мир школьников, как тянутся они к различным словарям, стоящим на открытых полках в кабинете.Применяя метод беседы, стремлюсь к тому, чтобы ученики, отвечая на вопросы, подбирали примеры практического использования изучаемых на уроке понятий. В ходе беседы они вспоминают, систематизируют, обобщают ранее изученный материал, делают выводы, сами находят ответы на проблемные вопросы. С помощью этого метода передо мной открываются уникальные возможности для привлечения учеников к активной мыслительной деятельности, к развитию их речевой культуры.Есть в классах дети, пробующие писать стихи, я даю им возможность прочесть свои произведения, в которых передано их отношение к природе, к родителям, к школе. Они очень мне дороги. Почему, думаю, поймете сами.Пестрая школьная жизньМел, доска, учебник, банты,Книжки, глобус, слайды,  картыИ компьютер, парта,  класс,Перемена, классный  час,Медосмотр,  буфет и шашки, И подсказки от Наташки,Песни, волейбол и двойка,Конкурс, радость, тренировка,Томик Пушкина, доклад,Сообщенье, реферат,Староста, актив, водитель, Прочность знаний и учитель,Взгляд в окно и замечанье,Сбор, родителей собранье,И портфолио с газетой,В ранце – яблоко, конфеты,Семинар, олимпиада,Праздник, фото и награда,Гоголь, Лермонтов и Бунин, Жуков, Молотов, Бакунин,Оформление газет,Приглашенье в кабинет,И любовь, и выступленья,Семинары, развлеченья,Срезы,  лекции, зачеты,Тесты, правила, работы,Ярмарки, чертеж, призы, И дежурство, и мечты,И дипломы, и ЕГЭ,Данные для резюме. Юлия БульПраздник мамОсень мчится к завершенью,Напоследок, в воскресенье, Во всем мире тут и там Поздравляют дети мам!Праздник  в  воздухе витает:На столе букет сияет, Папа, как лихой солдат, Натирает ламинат.Я готовлю сюрприз маме:Я колдую с пирогами.(С ночи ставила закваску, Но с бабулиной подсказкой).Чай готов, и все так славно!Папа подмигнул лукаво:«Жаль, что нет пока на светеПраздника «ОТЦЫ И ДЕТИ!». Ольга СеврюковаПроводимые мною уроки-дискуссии  («Нужен ли русский язык компьютерному поколению?») требуют от школьников и умения вести спор, и умения обосновывать свое суждение. Они не только развивают речь и  учат публичному выступлению, но и вырабатывают осознание причастности к судьбе родного языка, ответственности за сохранение его богатства. Выступление перед большой аудиторией – еще один урок для робких, стеснительных школьников. Учебные игры – самый универсальный и действенный метод обучения, потому что подходят школьникам разного возраста. Игра – это удовольствие, комфортная и безопасная зона. Для формирования коммуникативной компетенции провожу разнообразные игры, большинство из которых придумываю совместно с учениками. Это ролевые, деловые игры, розыгрыши, соревнования и конкурсы. Неизменной популярностью у школьников пользуется игра «Счастливый случай».Ставя своей целью развитие, саморазвитие и самореализацию личности ребенка, я придерживаюсь в своей работе демократичного стиля отношений с обучающимися, принимая за основу доверительность, интеллигентность, искренность, а  также умение слушать и слышать друг друга. ​Татьяна ЛЕБЕДЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов города Старый Оскол Белгородской области


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту