search
main
0

От иллюстрации – к знаниям. Создание современного урока химии с помощью интерактивного учебного пособия

Создавая уроки по различным темам курса химии для средней и старшей школы в рамках системно-деятельностного подхода, мы обратились к образовательным интерактивным учебным пособиям серии «Наглядная школа», выпущенным компанией «ЭКЗАМЕН-МЕДИА» и рекомендованным Московским институтом открытого образования.

Эти учебные пособия ориентированы на использование современного мультимедийного оборудования – интерактивной доски, проектора с экраном, плазменных и ЖК-панелей в кабинетах нового поколения, оснащенных переносными компьютерами.Благодаря особому визуальному оформлению и специально разработанному интерфейсу они обеспечивают высочайший уровень наглядности при изучении нового материала, позволяют сформировать систему интерактивного обучения при активном взаимодействии с различными цифровыми образовательными ресурсами.Пособия максимально поддерживают продуктивные формы обучения – проблемное изучение нового материала, исследование виртуальной модели, учебные проекты, создание кейсов и т. д.Образовательные интерактивные учебные пособия содержат: полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями, формулами; интерактивные 3D-модели, которые можно поворачивать в любое необходимое положение; анимации, иллюстрирующие различные явления и процессы; интерактивные модели различных явлений, реакций; виртуальные эксперименты и исследования; интерактивную Периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева; интерактивный задачник.Расскажем немного подробнее об интерактивной Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Она дополнена общими формулами строения внешнего энергетического уровня атомов химических элементов главных подгрупп, формулами высших оксидов и летучих водородных соединений, цветной фон которых соответствует среде в растворе этих соединений, что, несомненно, помогает ученикам во время ответов на вопросы учителя. При нажатии на знак любого химического элемента открывается дополнительное информационное окно с краткой характеристикой строения атома, положения элемента в системе, значениями электроотрицательности, характерных степеней окисления. Далее идет описание простого вещества, соответствующего данному химическому элементу, его физических свойств и историческая справка об открытии.Можно смело сказать, что информационное наполнение данного продукта дает учителю возможность максимально иллюстрировать естественно-научное познание предмета всего курса химии 8-11-х классов.Раздел «Наглядная химия» включает диски по следующим темам:- «Химия. 8-9».- «Химия. 10-11».- «Органическая химия. Белки и нуклеиновые кислоты».- «Металлы».- «Неметаллы».- «Растворы. Электролитическая диссоциация».- «Химическое производство. Металлургия».- «Строение вещества. Химические реакции».- «Химия – инструктивные таблицы».- «Начала химии. Основы химических знаний».Удобная навигация по содержанию пособия позволяет учителю или ученику легко и быстро переходить к любой части пособия, увеличивать отдельные фрагменты экрана, составлять презентации по определенной теме из слайдов разных глав диска или организовывать работу учащихся по инструкционной карте.Режим «скрыть» позволяет скрывать подписи к рисункам, фрагменты текстовых комментариев и определений, а также пояснения к формулам, коэффициенты и формулы веществ в уравнениях реакций. Ученика можно попросить выбрать из предложенных подходящий вариант для подстановки его на место пропуска.Интерактивный задачник помогает организовать эффективную и качественную отработку и закрепление изученного материала. Кроме того, вопросы и упражнения с 6-го по 10-й легко применимы во время фронтальной работы по проверке знаний. Можно работать на смарт-доске, можно распечатать материал. Вопросы могут быть использованы при составлении плана для изучения конкретной темы урока.Предлагаем вашему вниманию урок, разработанный с помощью интерактивного пособия «Наглядная химия».Урок «Щелочные металлы»Урок начинаем с постановки перед учениками вопросов 6-10 из задачника-диска «Металлы», ответы на которые они должны найти в ходе урока.В случае если в школе имеется переносной компьютерный класс и все комплекты дисков загружены на рабочий стол компьютера, детям можно предложить инструктивную карту урока, и они самостоятельно смогут переходить из одной коллекции в другую.Даем характеристику положения щелочных металлов по периодической системе. Повторяем физический смысл порядкового номера элемента, номера группы и номера периода. Нажав на химический знак каждого из щелочных металлов, получаем информацию о физических свойствах данного вещества и истории открытия.Из коллекции «Строение вещества. Химические реакции» используем слайд «Модели атомов химических элементов». Выбираем слайд «Щелочные металлы» из диска «Металлы» для подтверждения знаний по Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Разбираем и сравниваем строение атомов лития, натрия, калия.Заполняем на слайде пропуски в записях таблицы. Используем предложенные ответы. В стрелки самостоятельно вписываем слова «металлические» и «восстановительные». Ученики обязательно должны устно добавить, что и те и другие свойства увеличиваются.Используя слайд «Расположение электронов по орбитам» из коллекции «Химия. 10-11», вспоминаем электронно-волновое строение атомов щелочных металлов. Определяем, что щелочные металлы относятся к s-семейству. Кстати, данный слайд – подсказка для ответа на один из вопросов, заданных в начале урока.Далее изучаем слайд «Химия щелочных металлов» из диска «Металлы». Верхнюю часть слайда можно рассмотреть в режиме «скрыть» и заполнить пропуски. Работаем с открытым текстом, задаем ребятам вопрос, почему отдельно выписаны реакции взаимодействия лития, натрия, калия с кислородом.Используя материал диска «Химия. 10-11», знакомим школьников с качественной реакцией на щелочные металлы – окраской пламени.В данном случае может быть вставлен видеофрагмент с записью данного опыта или проведен демонстрационный эксперимент.Свойства соединений щелочных металлов изучаем на примере оксидов, рассматривая таблицу. Вспоминаем, какие оксиды называются основными, делаем вывод об изменении свойств основных оксидов и соответствующих им щелочей по группе в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.Знакомим учащихся с производством щелочного металла натрия и его гидроксида, рассматривая процессы электролиза расплава и раствора хлорида натрия.Рефлексия. Ребята фронтально отвечают на вопросы, поставленные в начале урока.Задача. К раствору нитрата алюминия массой 200 г с массовой долей 15% добавили 7,8 г калия. Вычислите массовые доли веществ в образовавшемся растворе. Почему условие данной задачи нереально?Ответ. Калий очень энергично взаимодействует с водой, в которой растворен нитрат алюминия. Если такую массу калия поместить в водный раствор соли, может произойти взрыв.Комплект дисков «Наглядная химия» содержит большой объем теоретического материала по всем направлениям химии, а также одну из наиважнейших составляющих – технику безопасности лабораторного эксперимента. Он поможет учителю без лишней затраты времени, приложив небольшие усилия, перейти на организацию учебного процесса в соответствии с новыми образовательными стандартами.P.S. Презентация, демонстрирующая возможности дисков «Наглядная химия», в том числе использование интерактивного пособия на уроке «Щелочные металлы» (слайды 36-45), опубликована на сайте «Учительской газеты»: www.ug.ru/method_ article/537 ​Антонина ГУРОВА, учитель средней школы №547, Ольга РЫБНИКОВА, учитель гимназии №1257, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте