Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

От гимнастики до рукопашного боя. Физкультуру можно вести по-новому

Учительская газета, №18 от 29 апреля 2003. Читать номер
Автор:

В одном из номеров «Учительской газеты» мы обратились к нашим читателям с предложением поделиться своим опытом организации уроков физкультуры в школах, училищах и ссузах. Читатели откликнулись и разговор продолжили. Среди многих предложений есть и одно принципиально важное: ученые и педагоги считают целесообразным превратить урок физкультуры в тренировку.

Несколько лет назад в Сургуте выстроили новую школу, причем изначально решили, что будет она не обычной, а с нетрадиционными формами физического воспитания. Ученые Российской академии образования решили провести на базе этой школы свой эксперимент. Так наука и практика предложили вариант, который может быть распространен по всей России.

До сих пор специфика предмета «Физическое воспитание» состоит в том, что занятия должны изменять физическое состояние человека, уровень его физической культуры, ведь физическая активность играет большую роль в повышении эффективности жизнедеятельности. Не учитывая специфику, мы строим уроки физкультуры, как уроки английского языка, литературы, математики и так далее. И все это – в рамках обычного академического расписания. Но в рамках академического расписания физическое воспитание в принципе не может быть эффективным. Мы ведь хотим сделать человека выносливым, быстро соображающим, активным, деятельным, хотим, чтобы он стал борцом, добивающимся в жизни всего того, что хочет. Все это человеку может дать спортивная культура. В школе – физическая культура. Но получается, что спортивная и физическая культуры в школе – два процесса, расходящиеся в разные стороны, не пересекающиеся.

На наш взгляд, нужно внедрять в школу то, что спортом уже освоено, – тренировку. Тренировка – специально организованный процесс, который приводит к тому, что человек становится сильнее, выносливее, грамотнее, мобилизованнее, поскольку в процессе тренировки преодолевает те или иные трудности. После этого физическое состояние человека может изменяться в той мере, которая ему необходима в соответствии с требованиями, предъявляемыми жизнью.

А теперь подумаем, как же организовать в школе тренировки в рамках урока физической культуры? Это очень сложно. Но только на первый взгляд. Что этому мешает? Во-первых, академическое расписание: если провести тренировку на третьем уроке, четвертый по эффективности будет для обучающихся нулевым. Во-вторых, тренировку невозможно проводить с целым классом на одном уроке: 25-30 одноклассников – совершенно разные люди, обладающие разной физической подготовкой, разными интересами, возможностями и пристрастиями к формам физической активности. Поэтому тут не реализуешь индивидуальный подход. Выход, как представляется, только один – выносить уроки физкультуры, как и тренировки, за пределы академического расписания. Готовы мы к этому? Пока нет. Хотя уже есть подходы к таким вариантам. В частности, в 32-й школе Сургута проводится эксперимент, который предполагает проведение учебно-тренировочных занятий. Ученикам предлагается 8 направлений: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, волейбол, баскетбол, настольный теннис, русский рукопашный бой, лыжи, скалолазание. Выбор направления делает сам ученик, и никто не посягает на свободу этого выбора. Дети сами выбирают группу, время занятия. Посещение занятий обязательное, занятия вынесены за пределы академического расписания. 13 учителей-тренеров, специально обученных для работы в таких группах, ведут занятия так, что у каждого школьника получается 5 тренировок в неделю.

Многие дети начинают занятия в одной группе, через два месяца переходят в другую, которая им больше нравится. Такая «миграция» приветствуется, поскольку ребенок выбирает то, чем он хочет заниматься, то, что ему по силам, возможностям. Случается так, что пятиклассник-акселерат, выделяющийся среди своих сверстников высоким ростом, выбирает группу, где занимаются 6-7-классники, если ему это удобнее. Никто этому не препятствует.

Конечно, кто-то скажет, что в Сургуте школы имеют иные финансовые возможности, нежели другие школы в России. С одной стороны, это так, но с другой – на самом деле при оплате занятий в рамках нормального расписания это не такие уж большие траты, и при желании организовать такие уроки-тренировки может любая средняя школа. А уж если есть спонсоры, попечительский совет, то объем физподготовки можно увеличить еще больше.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту