search
main
0

От формирования компетенций – к освоению профессии

Как педагогический дизайн помогает в самоопределении

Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку.

Цицерон


Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто, нуждаются в нашей помощи. У них свой мир, свое понимание всего того, на что другие люди смотрят обыкновенно. А главная задача в работе с такими детьми – открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в этом мире, воспитать духовно-нравственные качества, развивать трудовые и творческие способности.

В школе №2129 есть все, чтобы таким детям было комфортно и интересно учиться: оборудованные мастерские, уютные кабинеты, спортивные площадки, зоны отдыха, грамотные специалисты и квалифицированные педагоги – настоящие профессионалы своего дела, словом, все, что позволяет усовершенствовать, сделать максимально эффективной систему образования и социализации детей с интеллектуальными нарушениями.

Профориентационная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеет большое своеобразие в силу особенностей умственного и физического развития учащихся. У учащихся с интеллектуальными нарушениями отсутствует ясная жизненная позиция, недостаточно сформирована способность оценки своих возможностей в выборе профессии, как правило, само­оценка завышена, неадекватна.

Выбор профессии для учащихся с интеллектуальными нарушениями, как и для других детей с отклонениями в развитии, сужается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей, поэтому главным направлением работы по профориентации является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда с учетом их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. Здесь важна система обучения, которой будет подчинена вся программа работы с детьми.

Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету и личностью педагога. Все учителя технологии отделения для детей с ОВЗ, используя модели и принципы педагогического дизайна, создают индивидуальный образовательный процесс для каждого ученика – от ознакомительного этапа формирования профессиональных компетенций до этапа непосредственного освоения профессии. Учитель технологии становится наставником и сотворцом индивидуального образовательного маршрута учащегося.

Индивидуализация обучения означает реализацию принципа индивидуального подхода в обучении, когда оно ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этих особенностей. Индивидуально-психологические особенности учащихся учитываются при выборе и применении отдельных методов и приемов обучения технологии.

Чем раньше у ребенка с нарушениями развития произойдет встреча с профессией, тем надежнее и увереннее он будет себя чувствовать в процессе взросления. И тем больше вероятность того, что для него будет грамотно простроена профессиональная траектория, а он в будущем сможет самостоятельно представить свою профессиональную перспективу.

Работа по профориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью привела нас к участию в проекте «Профессиональное обучение без границ» по профессиям «маляр», «столяр строительный», «пошивщик кожгалантерейных изделий», «переплетчик», «исполнитель художественно-оформительских работ», «сборщик изделий из дерева», «мастер по обработке цифровой информации».

Важным дополнением традиционных технологий является проведение профессиональных проб в рамках подготовки и участия в чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Испытание «Абилимпиксом» – важная веха в профессиональном росте наших воспитанников. Участие в чемпионате профессионального мастерства дает им возможность оценить уровень своих умений и навыков среди сверстников.

А если удается не просто поучаствовать, но и победить, что случается нередко, то это дарит ощущение успеха в профессии, повышает самооценку, укрепляет веру в себя. Наши ребята регулярно принимают участие в чемпионате. Два года подряд они становятся финалистами и призерами в таких компетенциях, как «Столярное дело», «Флористика», «Портной», «Дизайн персонажей».

Активное развитие социальных компетенций детей происходит в том числе благодаря внедрению в систему их непрерывного образования общеразвивающих программ дополнительного образования и внеурочной деятельности. Использование технологий дополнительного образования создает широкие возможности для реализации социальной ситуации развития ребенка с ОВЗ, его склонностей, способностей и интересов, дает право на пробы и ошибки, возможность смены программы.

На сегодняшний день почти 100% обучающихся отделения для детей с ОВЗ принимают участие в работе кружков, секций. Большим спросом у детей и родителей пользуются кружки и курсы, которые развивают профессиональные интересы детей: «Резьба по дереву», «Кулинарная студия», «Стендовое моделирование», «Флористика», а также секции спортивной и танцевальной направленности.

У нас давно и успешно работает физкультурная секция «Объединенный спорт», благодаря которой ребята постоянно принимают участие и побеждают в городских и всероссийских соревнованиях Специальной олимпиады России, а коллектив «Танцующие созвездия» который год становится лауреатом Московского фестиваля «1+1: равные условия – равные возможности».

Мы радуемся, когда наши выпускники поступают в колледжи.
Мы гордимся нашими бывшими учениками, когда они находят работу и свое место в жизни. Мы действительно помогаем детям с ОВЗ научиться радостно и счастливо жить в этом мире. В этом и заключается тот успех, к которому мы идем сами и ведем за собой детей.

Екатерина МАРТЫНОВА, куратор проекта «Ресурсная школа» школы №2129 имени Героя Советского Союза П.И.Романова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте