search
main
0

От эволюции мозга до брачного договора. Как превратить обществознание для ЕГЭ в обществознание для жизни

Обществознание – самый популярный предмет в нашей стране из добровольно выбираемых для сдачи единого государственного экзамена. В 2017 году из примерно 703 тысяч выпускников в России ЕГЭ по обществознанию сдавали около 379 тысяч, причем 13,8% из них не смогли преодолеть минимальный порог (не набрали 42 балла из 100). Средний балл экзамена по обществознанию в этом году составил 55. От 80 до 100 баллов набрали менее 5% выпускников, а желанные 100 баллов из 100 смогли получить 142 человека. Вывод из статистики прост: предмет популярен, но сложен, и показать высокие результаты на экзамене, обеспечив себе обучение на бюджетных местах в престижных вузах страны, очень нелегко.

В сложившейся ситуации как нельзя более актуальна проблема качественных учебных пособий, по которым можно эффективно готовиться к экзамену. На рынках печатных книжных изданий и электронных пособий можно встретить огромное количество сборников с яркими обложками, пестрящими надписями «ЕГЭ-2018», но авторы значительной части из них годами подряд дают одни и те же задания, некоторые из которых уже не используются в реальном ЕГЭ. Между тем очевидно, что чем больше задания, используемые при подготовке, соответствуют нынешнему формату экзамена, тем более эффективной будет подготовка детей. Этому требованию полностью соответствуют вышедшие в издательстве «Экзамен» сборник заданий «ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ» А.Ю.Лазебниковой, Е.Л.Рутковской и Е.С.Корольковой, а также его расширенный вариант «ЕГЭ 2018. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ», подготовленный А.Ю.Лазебниковой, Е.Л.Рутковской и Т.В.Коваль.Первый из них содержит 30 вариантов заданий с ключами к ЕГЭ по обществознанию в формате 2018 года, описание системы оценивания экзаменационной работы по обществознанию, а также блок дополнительных заданий части 2 с ответами к ним. Представленные в сборниках задания полностью соответствуют формату, представленному в демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2018 года, размещенной на сайте ФИПИ. Это позволяет преодолеть психологический дискомфорт, возникающий у учеников при встрече с незнакомыми для них заданиями, а также избежать ошибок, связанных с выполнением требований к ответу на каждое конкретное задание. Классическим примером может послужить задание №25, например, из варианта 2 (сборника с 30 вариантами):«Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический процесс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об этапах политического процесса в демократическом обществе, и одно предложение, характеризующее участников политического процесса».Выпускник, не сталкивавшийся с таким типом заданий ранее и не знакомившийся с ответами («ключами») к такому заданию, как правило, пишет в ответе только два предложения, не принимая во внимание самый первый вопрос. Между тем даже два безукоризненных предложения, идеально раскрывающих то, что требует задание, принесут выпускнику 0 баллов в том случае, если он не представит определение понятия. Использование учителем заданий из сборника, разъяснение типичных ошибок и «подводных камней», а также разбор с обучающимися представленных в сборнике ответов и критериев оценивания повысят качество подготовки к экзамену.Опытные учителя знают, что одним из секретов успешной подготовки к экзамену является использование заданий прошлых лет, представленных в открытом банке заданий на сайте ФИПИ. Этот банк ежегодно пополняется новыми заданиями, но в нем не представлен ключ ни к одному из заданий. В сборнике издательства «Экзамен» использованы задания, аналогичные заданиям из банка ФИПИ, причем к ним даны ключи, с которыми весьма полезно будет ознакомиться и учителям, и обучающимся. В этом плане очень важно, чтобы ключи были подготовлены квалифицированными специалистами и не содержали ошибок, которыми грешат различные ответы на тесты, распространенные в Интернете. Отмечу, что авторами сборников «ЕГЭ 2018. Обществознание» издательства «Экзамен» выступили разработчики заданий реального ЕГЭ по обществознанию, и это служит гарантией качества и самих заданий, и ключей к ним. Их наличие очень удобно, особенно для самоподготовки ребят. Выпускник может самостоятельно прорешать вариант целиком или отдельные типы заданий и на основе ключей самостоятельно проверить свои ответы.Считается, что наиболее трудными для обучающихся разделами курса обществознания при подготовке к ЕГЭ выступают «Политическая сфера» (основы политологии), «Экономика» и «Право». В сборнике издательства «Экзамен» в соответствии с кодификатором и спецификацией к ЕГЭ 2018 года представлено большое количество заданий по самым сложным темам этих разделов. Среди таких тем следует указать в первую очередь функции высших органов государственной власти в РФ, распределение вопросов ведения между Российской Федерацией и субъектами, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, вопросы уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного, экологического права и т. д. Для освоения этих тем важны не только грамотное и интересное объяснение учителя, изучение толковой теории, но и работа с конкретными примерами, многократное закрепление материала через решение разнообразных заданий. К примеру, задания №19 из варианта 2 (сборник из 30 вариантов):«Сотрудница фирмы «Ярославна» Ольга П. обратилась в Государственную инспекцию труда с жалобой на несоблюдение владельцем фирмы обязанностей работодателя. Найдите в приведенном ниже перечне обязанности работодателя и запишите цифры, под которыми они указаны:1) выплачивать работникам равную оплату за труд равной ценности;2) поощрять работников за добросовестный труд;3) предоставлять работу в соответствии с трудовым договором;4) требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя;5) обеспечить безопасность трудовой деятельности;6) осуществлять обязательное социальное страхование работников.Ответ:____».Вместе с тем практика показывает, что ряд тем из других разделов курса обществознания также вызывают значительные затруднения у обучающихся. Например, тема о понятии, критериях и типах истин в разделе «Познание». На применение знаний по данной теме направлено несколько заданий различных типов в сборнике: установить соответствие между характеристикой истины и ее видом, между примерами и критериями истины (вариант 2, задание №5), выбрать верные суждения об истине и т. д. Закреплением может служить написание мини-сочинений (эссе) по высказываниям, связанным с данной темой: «Поиск истины важнее, чем обладание ею» (А.Эйнштейн), «Истина доказывается не одним мышлением, а мышлением и бытием» (А.И.Герцен), «Правды надо держаться, истину надо искать» (М.М.Пришвин)».Работа с большим количеством заданий и с ключами к заданиям с развернутыми ответами позволяет расширить представления ребят об изучаемых явлениях. Так, сопоставление различных определений одного и того же термина (например, термина «социализация»), представленных в формулировке различных заданий и ключей, позволяет обучающемуся осознать различные трактовки этого термина. На такой деятельности по сопоставлению различных определений понятия, по выделению самими обучающимися (при сопровождении со стороны учителя) обязательных и факультативных признаков данного явления, а также на формулировке обучающимися итогового определения можно выстроить этап учебного занятия или учебное занятие целиком. На этапе закрепления в таком случае можно использовать задание №25, в котором нужно сформулировать определения и два предложения, содержащих информацию о данном явлении, а также задание №29 – мини-сочинение (эссе).Конечно, изучение обществознания в старшей школе не может и не должно превращаться в натаскивание на ЕГЭ. Обществознание – предмет практичный в очень многих своих аспектах. Получаемые в рамках данного курса знания и формируемые компетенции необходимы выпускнику в повседневной жизни. В связи с этим следует отметить еще один плюс изданий «ЕГЭ 2018. Обществознание»: многие задания демонстрируют обучающимся практическую направленность школьного курса обществознания.В этом отношении очень важны задания по блоку правоведения, например задание №27 из варианта 7 (сборник «ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов»):«Наталья Н. работала медсестрой в городской больнице. После поступления в вуз она не смогла совмещать учебу с работой и решила с работы уйти. Что явилось основанием расторжения трудового договора в данном случае? Назовите любые два других основания, по которым может быть расторгнут трудовой договор».Множество заданий направлены на формирование понимания Конституции РФ, основ конституционного строя, гражданской культуры личности, осознание своих прав и обязанностей. Например, задание №27 варианта 7:«В Конституции Российской Федерации утверждается: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). Опираясь на обществоведческие знания и социальный опыт, укажите любые три таких условия».Ряд заданий обращает обучающихся к современным социальным реалиям: особенностям информационного общества, проявлениям и последствиям глобализации, глобальным проблемам современности, изменению роли СМИ в современной общественной жизни, современным этническим стереотипам и т. д. В каждом из вариантов содержится задание (№12) на умение анализировать результаты социологических опросов, представленных в форме таблиц, графиков, диаграмм. Учитель может использовать такие задания как инструмент обращения детей к анализу окружающей их социальной жизни, повышения интереса учащихся к текущим новостям, формирования навыков работы с различными источниками информации, сопоставления различных точек зрения и т. д.Еще один важный аспект, превращающий «обществознание для ЕГЭ» в «обществознание для жизни», – представленные в изданиях тексты к заданиям 21‑24 дают возможность обучающимся ознакомиться непосредственно с фрагментами действующих нормативно-правовых актов и научных трудов специалистов в области социально-гуманитарных наук. Тексты посвящены самой различной тематике: от эволюции головного мозга человека до путей развития земледелия, от особенностей брачного договора до философского понимания категории «прогресс» и т. д. Сегодня в образовании все чаще ставится проблема, суть которой заключается в том, что «дети не читают». Но замечу, что проблема «дети не читают научную литературу» выглядит еще более удручающе, поскольку обратить детей к художественной литературе с ярким и захватывающим сюжетом проще, чем, например, к чтению статей о различии между мажоритарной и пропорциональной избирательными системами. Отсюда возникает другая проблема – неумение работать с научными текстами, извлекать из них информацию, преобразовывать ее. Представленные в сборниках фрагменты научных трудов учат школьников этим навыкам, а также дают им возможность ознакомиться с идеями ряда современных ученых и, возможно, самостоятельно разыскать их труды и прочитать их.Таким образом, сборники «ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ» и «ЕГЭ 2018. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ» издательства «Экзамен» – современный и эффективный инструмент изучения школьного курса обществознания. Рекомендую эти пособия учителям, которые делают все, чтобы их выпускники как можно глубже познали предмет, показали на экзамене высокие результаты, а также самим школьникам, которые заинтересованы в изучении предмета и его успешной сдаче. Желаю всем удачи!Сергей КОЧЕРЕЖКО, учитель обществознания высшей категории, заместитель директора по учебной работе Международного детского центра «Артек» (Республика Крым), абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте