search
main
0

От Дня знаний √ к Дню зефира Внешний вид школы – это лицо руководителя, а отношение к учителю – его совесть

В Новой Криуше, есть такое село в Калачеевском районе, больше трех с половиной тысяч жителей. В местную школу-одиннадцатилетку (сейчас в ней 343 ученика) каждый год приходят по 20-30 первоклашек. День знаний – праздник особенный, и нет ничего удивительного в том, что в этот день случаются разные чудеса. Было так и на этот раз, когда команда малышей, отложив в сторону рюкзаки с книжками, готовилась в космонавты… в кабинете у председателя колхоза Анатолия Бакулина.

Он вообще-то сам виноват, развел, понимаешь, демократию: приходит в школу, а пацаны уже навстречу бегут, здороваться – за руку! Ну прямо как взрослые! И ладно бы там старшеклассники, а то ведь все, и самые маленькие в первую очередь. А начинается все, когда первоклашек после торжественной линейки приглашают в правление колхоза имени Ильича, в председательский кабинет. Знакомиться. “Здравствуйте, ребята. Вы меня знаете?” – “Знаем! Вы – наш “пред” Анатолий Иванович Бакулин!” – “Правильно. А теперь вы давайте представляйтесь, называйте свои имя и фамилию”… Так же примерно они и в этот раз знакомились, разумеется, за накрытым всякими пирожными и конфетами роскошным столом. Детишки, значит, уплетают угощение, разговаривают, председатель их слушает, а сам потихоньку на стуле покачивается, точнее, поворачивается из стороны в сторону – стул такой “хитрый”, вращающийся. “А что,- спрашивает самый шустрый из пацанят,- стул-то у тебя крутится?” – “Ну крутится”,- отвечает председатель. “А попробовать можно?” – “Попробуй”. Что было дальше? Самому себя на таком стуле крутить не очень удобно, да и медленно получается, поэтому главным “запускающим в космос” оказался председатель. Надо сказать, держался он хорошо, а главное, долго: пока все первоклашки вдоволь не накрутились, Бакулин “космодрома” не бросил.

Председательский треугольник
Не стоит подробно расписывать, что значит для сельчанина крепкий, с прибылью работающий колхоз. Он не только источник благосостояния, это фундамент, на котором строится жизнь всего села. Не важно, какое у него название, новокриушанцы, например, не стали переделывать свой колхоз в сельхозартель или какое-нибудь ТОО. Считают, что от перемены формы организации труда суть не меняется – работать все равно надо, и чем больше, тем лучше. Даже название колхоза оставили с тех еще времен – имени Ильича. И это нисколько не мешает им думать и работать по-новому, находить свое место в нынешней экономической реальности. Средний заработок колхозников, как говорит председатель, больше тысячи рублей, а хорошие механизаторы за год получают по сто с лишним тысяч, есть и такие, кто за один месяц во время уборочной зарабатывает по 40-50. Для большинства колхозников Воронежской области такие цифры – из мира фантастики, есть хозяйства, в которых люди по пять лет, а то и больше не получают “живых” денег или вообще ничего не получают. Новокриушанцы свое благосостояние напрямую связывают с деловыми качествами председателя. Сегодня мало вырастить хороший урожай, надо уметь его переработать, продать с прибылью, а главное, распорядиться этой прибылью с умом. Можно все вбухать обратно в производство, посадив на голодный паек социальную сферу села. Клуб на замок, детский сад не нужен, врача одного на всех хватит, а школа – пусть сами пашут-сеют, себя обеспечивают. Подобный подход к делу среди некоторых сельских управленцев очень даже популярен. Может, потому, что многое в сегодняшней экономике, как и в прошлом, измеряется надоями и центнерами, а до того, как и чем живут люди, руки уже не доходят. У Бакулина принципы другие:
– Ради чего высокая урожайность и хорошие показатели? Ради себя самих или все-таки это для людей? Я считаю, должен быть комплексный подход, деньги надо вкладывать в здравоохранение, в молодежь, культуру, в образование, а не только в экономические показатели. Представьте себе треугольник, вершина которого – производство, а два угла в основании – это банк, то есть деньги, финансы, и – наука. На сегодняшний день деятельность любого предприятия, независимо от формы собственности, без науки немыслима. Внутри треугольника – круг, это школа. Под школой в данном случае подразумеваю всю сферу образования, начиная с дошкольного воспитания и заканчивая подготовкой высококлассных специалистов. Эта система, на мой взгляд, – основное, над чем общество должно работать. И я стараюсь делать это здесь, у себя в колхозе… Для меня высшая награда, когда малышня тебя приветствует при встрече. Дети – они очень открытые, чистые, и они – наше будущее. Я так говорю: внешний вид школы – это лицо руководителя, а отношение к учителю – его совесть.

Круг в центре треугольника
Походив по классам и коридорам новокриушанской школы, сделала важный вывод: председатель может без опаски смотреться в зеркало. А если серьезно – совсем недаром присвоили Бакулину звание “Почетный работник общего образования Российской Федерации”. Но все по порядку… Школа чистая, уютная, ухоженная. А столовая и актовый зал похожи не то на игрушку, не то на дачные апартаменты какого-нибудь нового русского – потолок и стены сплошь отделаны темной деревянной рейкой. (Ну, думаю, не иначе как дуб “мореный”). Спрашиваю об этом у директора школы Раисы Моисеевны Даньшиной, выясняется, что роскошный интерьер придумали сами, чтобы избавиться от ежегодных покрасок-побелок и постоянных расходов. Раз потратились – зато на долгие годы. Рейки не “морили” и лаком не покрывали, а замачивали в подсолнечном масле, потом сушили, после чего дерево темнело, но оставалось “живым”, чтобы “дышало” и не портилось.
Школьный спортзал сегодня – излюбленное место досуга всех новокриушанцев, предпочитающих активный отдых. Уроки заканчиваются в шестнадцать часов, а с пяти вечера школа открывается снова, работают спортивные секции и тренажерный зал. Отзанималась молодежь – в восемь их меняют взрослые и тренируются до позднего вечера. И не только в зале: в фойе стоят прекрасные теннисные столы, кстати, школьная команда теннисистов – лучшая в районе. Руководит всем этим спортивным царством учитель физкультуры Иван Николаевич Ходыкин. Как правило, именно он поздним вечером закрывает спортзал на ключ, а единственный его выходной – понедельник, потому что в воскресенье двери для местных спортсменов тоже открыты.
Это лишь один из примеров того, как школа участвует в жизни всего села, работает не только на себя саму, но и на всю Новую Криушу. Могут учителя придумать праздник, какого ни у кого больше нет. В День Победы, например, традиционно принято поздравлять ветеранов войны. А в селе много вдов, их мужья ушли на фронт и не вернулись. “Вот мы и решили вспомнить этих женщин”, – говорит Антонина Ивановна Холодова, зам.директора по воспитательной работе. Так появился праздник “Цветы солдатским вдовам”, на котором были не только цветы, но и воспоминания, песни задушевные, подарки и слезы, конечно, куда от них денешься в такой-то день… На праздники, устраиваемые школой, все село приходит. Точно так же, все вместе, пишут историю своей Новой Криуши – музей села пока в школе, но его планируют переселить на постоянное место жительства. Когда отреставрируют местную церковь, на прилегающей к ней территории разместят музей и воскресную школу. Сельчане сами так решили, и епархия свое благословение уже дала.
Вот и получается: школа – селу, село – школе. Когда началась телефонизация, самый первый телефонный номер достался именно ей. Каждый год в День знаний классному руководителю новых первоклашек колхоз вручает “подъемные” (в этом году – три тысячи рублей) на обустройство кабинета, наглядные пособия и на всякие другие первоочередные нужды. Речь, разумеется, не о ремонте – его делают обычно в начале лета, без авралов и, опять же, на колхозные деньги. А еще в школе проводятся уникальные в своем роде праздники – День халвы, День зефира. Закупает колхоз 13 ящиков халвы, привозят их в школьную столовую и мало того, что на столы всем разложат, но и “с собой” каждому ребенку по полкило развесят. Это картинка из сладкой жизни, а если вести речь о серьезном (горячем) питании – в Новой Криуше свой принцип, подобного которому, честно говоря, я не встречала еще ни в одной государственной школе: “ребенок должен приходить домой сытым”. Не важно, большой он или маленький, главное – накормленный: бесплатное горячее питание полагается всем ученикам. Прошлым летом школьники для своей столовой вырастили больше пяти центнеров капусты, лук и другие овощи. Картошку не сажали, ее по общей договоренности родители со своих огородов приносят. А у детей есть дела и поважнее картошки. Они в своей степной Криуше леса выращивают!

“Город-сад”
Новокриушанская школа -часть социально-педагогического комплекса “Родник”, объединяющего все значимые структуры села. Сюда входят колхоз имени Ильича с его перерабатывающими предприятиями, сельская администрация, Дом культуры (гордость Новой Криуши – замечательный хор, существующий уже 28 лет и удостоенный звания Народного), библиотека, участковая больница (лучшая в районе). В составе СПК – детский садик, который колхоз отремонтировал в прошлом году. И это тоже громадный плюс, потому что многие сельские районы области попросту избавились от детсадов, отказав им в финансировании и перекинув заботу о них на плечи колхозов и сельхозартелей. Хочется вам, чтобы работал на селе садик, сами ремонтируйте, сами платите воспитателям – это ваше дело. Если колхоз “не тянет”, значит, дошкольники отправятся на учебу неподготовленными, как оно зачастую и бывает. В Новой Криуше средства нашли, и теперь в саду снова ребятишки.
Руководит работой комплекса координационный совет, в его составе представители всех вышеназванных структур (есть и школьники, которые наравне со взрослыми решают вопросы жизни села и, разумеется, школы). В рамках комплекса действуют комиссия охраны прав детей и добровольная народная дружина (она существует при сельской администрации и является реальной силой, обеспечивающей покой новокриушанских улиц). В СПК есть еще одно очень интересное объединение – школьное лесничество. Его появление – отдельная история. Никаких обширных лесов в округе не наблюдается, зато село входит в зону рискованного земледелия, что, в частности, означает постоянные засухи, даже если дождей выпадает предостаточно. Вода не задерживается в верхних слоях почвы, а уходит глубоко под землю. Плюс ко всему две трети пашни – это склоны, с которых смывается плодородный слой. Учеными-аграриями разработана целая программа облагораживания такой земли, и один из этапов – разбивка полей на квадраты, которые обсаживаются деревьями и кустарниками, они удерживают влагу и препятствуют появлению оврагов. Но за каждым маленьким, только посаженным деревцем нужен уход минимум в течение двух лет, его надо обпалывать, делать междурядную обработку.
Взрослые могли бы поступить просто: директивным приказом выстроить школяров в бодрые колонны, дать им в руки тяпки и отправить на поля. Но недаром наш рассказ начинается с “космических полетов” в председательском кабинете. В селе особое отношение к детям, бережливое. Даже самые маленькие должны чувствовать свою значимость и уважение со стороны взрослых. Бакулин и раньше приглашал в село известных писателей, поэтов, привозил их на школьные вечера – “детям надо учиться не только наукам, но и культуре”. Жена председателя Валентина Алексеевна – учитель русского и литературы, зам.директора по учебной работе, поэтому Бакулин всегда в курсе школьных настроений и запросов учеников. Когда родилась идея создания школьного лесничества, Анатолий Иванович пригласил в Криушу воронежского ученого-биолога, интересного писателя и просто неравнодушного человека Леонида Леонидовича Семаго. Вот с ним-то, а еще с Борисом Игоревичем Скачковым, сотрудником НИИ им.Докучаева, ходили по классам и агитировали ребят за лесничество. Ну разве могли старшеклассники, а именно на них ложится груз основных работ, отказаться, когда к ним приехали такие люди! В общем, если раньше у юных новокриушанцев было одно главное увлечение – колхозная конеферма на 120 чистокровных лошадей (в районе ни у кого такой больше нет), то теперь появилось второе – сажать леса. В 98-м году официально зарегистрировали лесничество, заключили договор с колхозом, Калачеевским лесхозом и НИИ им.Докучаева. Сейчас на попечении школы уже больше 60 гектаров пока еще маленьких лесов и 10 гектаров дубовой рощи. Старшеклассники работают считай все лето, сменяя друг друга. Я все пыталась выяснить у одиннадцатиклассника Саши Корякина, директора школьного лесничества, не тяжело ли, не надоело ли, неужто не хочется в каникулы побездельничать? “Да мы все успеваем – и отдыхать, и за деревьями ухаживать! Так даже еще интереснее”. За прошлое лето юные лесоводы заработали около 50 тысяч рублей, купили в школу новый спортинвентарь, часть ушла на продукты для столовой…
Выяснилась одна удивительная вещь: эти маленькие, нуждающиеся в постоянной заботе деревца на самом деле способны пробудить в ребячьих душах истинную любовь к родной земле и вызвать желание делать ее еще краше. И вот уже решено создавать в Новой Криуше свой собственный питомник. Владимир Михайлович Ублинский, директор Калачеевского лесхоза, посоветовал начать с неприхотливого пирамидального тополя и выделил ребятам 1200 саженцев. Выпускники-одиннадцатиклассники, прощаясь со школой, высадили сиреневую аллею. Начальные классы, посмотрев на все это, решили не отставать и взялись ухаживать за главной сельской клумбой около памятника погибшим односельчанам. Леонид Семаго подарил маленьким садоводам диковинные, необыкновенно красивые тюльпаны. Теперь каждое лето они цветут в самом центре села.

Татьяна АЛЕКСЕЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте