Представители 16 регионов России – от Дагестана до Магадана – съехались в Москву по приглашению издательства «Дрофа», чтобы принять участие в работе семинара, встретиться с авторами и создателями учебников. Учителя и методисты по биологии не только познакомились с основными направлениями работы и перспективными проектами издательства, но и сами представили собственные интереснейшие авторские разработки, проведя в рамках семинара мастер-классы с использованием учебных изданий «Дрофы» и современных инновационных технологий. Причем выступавшие неоднократно упоминали, что подобная творческая инициатива в регионах была бы невозможна без идей «Дрофы», разработки которой становятся базовыми для всех педагогов, стремящихся привнести что-то новое в процесс обучения. И это совсем не случайность!
Владислав Иванович СИВОГЛАЗОВ, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАЕН, автор одной из самых известных линий учебников по биологии, директор по тематическому планированию издательства «Дрофа»:
– Это закономерный итог продуманной политики издательства по работе с регионами. Эти встречи, безусловно, очень полезны для обеих сторон. На каждом этапе работы задачи подобных семинаров были разные. Сначала при создании новой линии нужно было познакомить педагогов с выпускаемой нами литературой, представить им авторов, редакторов, дать возможность им пообщаться друг с другом, рассказать об авторской концепции, методических подходах. Вторая стадия – помочь учителям преодолеть те или иные объективные сложности, которые всегда возникают при работе по новой линии. Третий – своего рода итоговый этап. Сейчас мы имеем счастливую возможность узнать, как педагоги работают по нашим учебникам, какие собственные приемы и подходы они изобретают, какими пользуются технологиями, мы можем познакомиться с творческой составляющей работы преподавателя.
Инна Борисовна МОРЗУНОВА, кандидат биологических наук, автор учебников, заведующая редакцией биологии издательства «Дрофа»:
– Учебные комплекты по биологии, созданные в издательстве «Дрофа», хорошо известны учителям нашей страны и ближнего зарубежья. Они успешно прошли апробацию временем во всех регионах нашей страны и получили много положительных отзывов со стороны учителей и методистов, родителей и учащихся. Учебники биологии переведены на языки народов России (татарский, башкирский) и ближнего зарубежья (казахский).
В настоящее время издательство выпускает две линии учебников биологии.
Первая линия – это учебники по биологии для основной и средней школы, созданные авторским коллективом, работающим в рамках оригинальной авторской программы, Н.И.Сонина, А.А.Плешакова и В.Б. Захарова. Все учебники линии прошли экспертизу по новой процедуре, рекомендованы Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень, а за создание данного УМК авторы удостоены Премии Президента Российской Федерации в области образования .
Издания прекрасно иллюстрированы и содержат множество обобщающих схем и таблиц. Причем в соответствии с требованиями времени даже отлично зарекомендовавшие себя книги постоянно улучшаются и обновляются. Изменился учебник А.А.Плешакова и Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс» – новый формат, более современное оформление, дополнительная информация и возможность параллельной работы с электронным приложением способствуют более эффективному усвоению учебного материала. По сравнению с предыдущими изданиями в учебник добавлен материал, соответствующий требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по природоведению. Авторы постоянно следят за развитием науки и вносят соответствующие изменения и дополнения в текст и рисунки учебника, например, в учебнике присутствует информация о заседании ассамблеи Международного астрономического союза в августе 2006 г., которая исключила Плутон из класса планет и перевела его в класс планет-карликов. Учебник является составной частью учебно-методического комплекта, включающего также рабочую тетрадь, альбом-задачник, методические рекомендации, рабочую тетрадь для учителя, биологические карты и другие пособия, что повышает эффективность его использования.
В 2007 г. в обновленном виде вышел в свет хорошо известный учебник для 6 класса «Биология. Живой организм». В содержании учебника отражен один из стержневых принципов биологической науки – принцип взаимосвязи строения и функции. Деление текста на основной и дополнительный позволяет изучить материал за 35 часов. Учебник дает возможность параллельной работы с цифровыми образовательными ресурсами. Специально созданный к учебнику компьютерный диск помогает усвоить новое, повторить изученное ранее, проверить свои знания и умения. Работа в виртуальных лабораториях способствует приобретению учащимися различных практических навыков. В методическом аппарате каждой темы также присутствуют ссылки на ресурсы интернета, где учащийся может найти материал по изученной теме. Подобные задания расширяют образовательное пространство, формируют общие учебные умения и навыки.
К новому учебному году в новом формате выйдут из печати учебники для 7 и 8 классов: «Биология. Многообразие живых организмов» и «Биология. Человек».
Для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих биологию на базовом уровне среднего (полного) общего образования, предназначен учебник «Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень» (авторы: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова). Учебник имеет гриф Министерства образования и науки и включен в Федеральный перечень. Авторская программа, реализованная в учебнике, имеет гриф Министерства образования и науки РФ.
Содержание учебника соответствует современным научным представлениям, при этом учебник удачно сочетает научность и доступность изложения. Факты, закономерности, теории раскрываются с позиций современных достижений биологической науки.
Заслуживает одобрения стиль изложения учебного материала, удачное сочетание принципов научности и доступности, ориентация на личность учащегося. Текст написан хорошим доступным языком.
Учебник красочно иллюстрирован. Схемы, рисунки, слайды служат таким же необходимым источником информации, как и учебный текст. Визуальный ряд делает доступным и ясным материал курса. Особый интерес представляют иллюстрации, последовательно показывающие объект на разных уровнях – в системе макро- и микроскопического строения. Подобный способ подачи особенно важен для учащихся, изучающих биологию на базовом уровне. Особый подход использован при иллюстрировании тем, сложных для восприятия, таких, как, например, деление клетки: митоз, мейоз. Микрофотографии соответствующих фаз деления, подробное схематичное изображение этих фаз и краткая текстовая аннотация основных событий, происходящих в этот момент в клетке, практически заменяют собой текстовой материал параграфа и позволяют легко понять суть происходящих событий.
Учебник обеспечивает изучение учебного предмета «Биология» в полном объеме базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования. Содержание и структура учебника сохраняют логическую преемственность с завершенной линией учебников биологии для основного общего образования, созданной под руководством Н.И.Сонина и В.Б.Захарова. Однако особенности изложения материала, его компоновка и стиль изложения, доступный для учащихся с любым уровнем подготовки, позволяют использовать этот учебник на завершающем этапе изучения биологии в школе после учебников всех существующих линий. Такой вывод был сделан в официальном заключении, полученном издательством по результатам экспертизы учебника по новой процедуре.
Рассказывая о достоинствах издания, нельзя не подчеркнуть многообразие психологических приемов, использованных авторами, которые позволят школьникам наиболее полно усвоить материал. Так, дополнительный текст в издании вставлен внутрь параграфа. Это сделано отнюдь не случайно – дело в том, что, как утверждают подростковые психологи, среднестатистический ученик не читает дополнительный текст, вынесенный за пределы параграфа. А если дополнительный материал, помеченный специальным значком, расположен внутри текста, то хочет этого школьник или нет, но он его прочитает.
Следует заметить, что в учебнике не так много шрифтовых выделений, что опять-таки не случайно. В издательском деле был период, когда авторы разных линий стремились использовать максимальное количество шрифтов в оформлении текста учебника. Однако многообразие шрифтов приводило к тому, что читать учебники стало очень сложно – терялась возможность логического восприятия информации. Кроме того, шрифтовое выделение всех определений, законов, гипотез приводит к тому, что учащиеся перестают работать с текстом. Авторы базового учебника считают, что ученик должен уметь анализировать прочитанное, найти нужное определение, подчеркнуть его, выделить причины или следствия, – такая работа сделает процесс обучения наиболее оптимальным.
Отличным подспорьем и для ученика, и для учителя при работе с учебником является рабочая тетрадь (авторы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов, Я.В.Котелевская), изданная в 2007 г. Она помогает усвоить материал и систематизировать знания. Разнообразные вопросы и задания, в том числе с использованием таблиц, схем, рисунков, тестов, кроссвордов, сделают изучение биологии интересным и творческим. Дополнительная информация, которая представлена в ряде заданий, усиливает мотивацию к изучению предмета, а задачи творческого плана позволяют проявить индивидуальность.
Издательство «Дрофа» представило на семинаре и учебники для профильного уровня авторов В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Общая Биология. Профильный уровень» для 10 класса и 11 класса.
Обязательный компонент профильного обучения – элективные курсы. «Клетки и ткани», «Биология растений, грибов, лишайников» – эти учебные пособия известны уже во многих регионах России. Наряду с проведением элективного курса они помогают решить важнейшую задачу подготовки школьников к выпускному тестированию. Кроме учебных пособий, издательство выпускает сборники программ элективных курсов. Три сборника, содержащих в общей сложности 45 авторских программ, работают сейчас во многих регионах нашей страны. Такое многообразие программ позволяет каждому учителю найти программу себе по душе. В этом году в издательстве выйдет в свет еще один новый сборник программ.
Очень широко в издательстве представлены пособия по подготовке к ЕГЭ. Регулярно обновляются и дорабатываются пособия для поступающих в высшие учебные заведения, сборники программ, примерные билеты и ответы, тетради для оценки качества знаний, издания для предпрофильной подготовки, сборники рефератов и многое-многое другое, о чем невозможно в полном объеме рассказать даже в течение трех дней семинара.
Владимир Васильевич ПАСЕЧНИК, доктор педагогических наук, профессор, ректор Московского государственного областного университета. Автор линии учебников по биологии для средней школы (5-11 классы), которые также выпускает издательство «Дрофа»:
– По оценкам специалистов, УМК В.В. Пасечника – это добротная, проверенная годами линия, известная своим классическим подходом. Ее предпочитают опытные педагоги, работающие в школе не первый год. Однако ни «Дрофа», ни один из самых маститых ее авторов не собираются останавливаться на достигнутом, и учебники линии постоянно обновляются.
В настоящее время все учебники линии прошли экспертизу по новой процедуре, рекомендованы Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень.
Переработан в соответствии с требованиями стандартов учебник 5 класса «Природоведение. Природа неживая и живая» (авторы В.М. Пакулова, Н.В. Иванова). Обновлен иллюстративный и методический аппарат, внесены необходимые дополнения в текстовой материал.
Согласно базисному учебному плану в 6 классе на изучение биологии выделяется 1 час в неделю. Особенность компоновки материала в учебнике 6 класса «Биология. Бактерии, грибы, растения», а также рабочая тетрадь и методические рекомендации, созданные к учебнику, позволяют успешно изучить биологию за 35 часов. По отзывам учителей, учебник дает возможность развивать те биологические понятия, с которыми школьники знакомятся в 5 классе, и при этом закладывает основу для дальнейшего изучения предмета.
При создании учебника для 7 класса «Биология. Животные» тоже стоял вопрос: оставить содержание традиционным или изменить структуру курса? В итоге ее изменили, чтобы показать школьникам все разнообразие животного мира и дать более прочные эволюционные представления. Учителя восприняли такую схему по-разному: одни считают, что учебник перегружен, другие же, особенно учителя сельских школ, уверены, что это, наоборот, плюс данного издания. Ведь некоторый материал по выбору преподавателя можно давать как дополнительный. К тому же издание хорошо иллюстрировано, и богатые цветные иллюстрации, которыми снабжена книга, развивают интерес учащихся. РАН дала высокую оценку этому учебнику: ученым импонирует такое построение курса. Учебник обеспечен рабочей тетрадью и методичкой.
Учебник для 10-11 классов «Биология. Общая биология» расширяет и углубляет знания об общебиологических закономерностях, основа которых была изложена в учебнике 9 класса. Уже на более высоком научном уровне даются сведения по истории развития биологии и методах ее исследований, по цитологии, вопросам размножения и индивидуального развития организмов, по общей генетике и генетике человека, теории эволюции, селекции и биотехнологии, гипотезам происхождения жизни и антропогенезу, а также экологии. Рассчитанный на изучение биологии 2 часа в неделю учебник может быть использован и на базовом, и на профильном уровне преподавания предмета.
Особый интерес вызвали и выступления самих участников семинара.
Свои авторские мастер-классы дали учителя, которые уже не один год работают по учебникам издательства «Дрофа». Среди них Оданович М.В. из Волгограда, Павлова О.В. – г.Псков, Черенева Н.В. из Кирова. Они поделились своими наработками и педагогическими секретами, показали возможности использования иллюстративного ряда учебников и наглядных пособий, электронных приложений, рассказали о вариантах работы с учениками разного уровня подготовки.
С презентацией о проблемах здоровья, подготовленной специально для учащихся, выступила Е.В.Алексеева – зав.кафедрой естественно-научного образования НИРО г.Нижнего Новгорода. Большой интерес вызвало выступление методиста из г. Волгограда И.П.Чередниченко.
УТКИНА Т.В. – методист по биологии. Челябинская область.
Хотелось бы поблагодарить издательство за тот огромный объем учебно-методической литературы, который оно предоставляет нам, учителям-практикам. Каждый преподаватель может выбрать для себя те пособия, которые наиболее оптимально соответствуют его творческому подходу, педагогическому опыту, классу, в котором он работает.
Кириленкова В.Н. – методист по биологии. Псковская область.
70% наших учителей работают по «Сонинской» линии, и работают давно. Результаты ЕГЭ по биологии в нашем регионе гораздо выше, чем в среднем по России. Статистика – вещь упрямая, и ее выводы оспаривать не приходится.
Сысолятина Н.Б.- методист. Кировская область.
С учебниками издательства «Дрофа» работаем более 10 лет. И благодаря этим УМК учителя очень творчески подходят к своей работе: в области очень много публикаций, различных разработок, связанных с линией Сонина. Учителя сами стремятся работать в творческих группах-лабораториях. Сейчас мы готовим собственные методические пособия на основе УМК Н.И. Сонина – для профильного и базового обучения.
ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ!!!
В издательстве «Дрофа» вышел учебник
«Биология. Человек. 9 класс».
Авторы И.В.Романов, И.Б. Агафонова
Учебник реализует принципы общей и специальной методики преподавания биологии. Простой язык, многоуровневый методический аппарат, подробное изложение лабораторных и демонстрационных работ, красочные иллюстрации делают доступным усвоение материала.
Учебник адресован учащимся специальных (коррекционных) школ VIII вида, но будет полезен также ученикам общеобразовательных учреждений.
Четкая структуризация материала и богатый иллюстративный ряд помогут усвоить сведения по анатомии и физиологии человека.
Учебник имеет гриф Министерства образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень.
Комментарии