Окончание. Начало в N 52
Избирательные права
Особо следует выделить такое политическое право гражданина, как право на участие в управлении государством. Каким образом это право осуществляется? Прежде всего, каждый из нас – граждан может обратиться с петицией, требованием, предложением к власти. Мы направляем различные ходатайства в адрес префекта округа, мэра города, губернатора, можем обратиться даже к Президенту страны. Ну, а главное, достигнув определенного законом возраста, мы становимся избирателями, получаем право на участие в выборах представительных органов власти.
Право на участие в выборах – избирательное право не всегда было всеобщим. Первой страной, в которой получили право голоса женщины, стала Великобритания, и произошло это знаменательное событие только в 1911 году. Долгие и долгие годы потребовались для того, чтобы избирательное право стало по-настоящему демократичным, были отменены различные ограничения – цензы (имущественный, сословный, образовательный, расовый). Из всех цензов сегодня повсеместно сохраняются только возрастной (смысл его заключается в том, что человек только в определенном возрасте может осознанно совершать выбор), в некоторых странах действует ценз оседлости (могут голосовать люди, постоянно проживающие в определенной местности), может вводиться ценз знания письменного государственного языка, существуют ограничения избирательного права и по медицинским показаниям.
Социальные и экономические права
Последующее развитие общества вызывает к жизни новые социальные противоречия, новый этап борьбы людей за свои права. Это не только право на жизнь и свободу, но право на жизнь, достойную человека. Так рождается второе поколение прав – это права эпохи индустриальной революции. Железный XIX век влечет за собой права, связанные с трудом людей, уровнем их повседневной жизни, их обеспеченностью в старости, их защищенностью от произвола работодателя. Эти права тоже представляются нам сегодня “азбучными”. Престарелому, отработавшему положенный срок человеку государство обязано выплачивать пенсию, должен быть установлен минимальный размер заработной платы и порядок ее индексации в зависимости от роста цен. Человек должен жить достойно, своим трудом содержать свою семью, учить детей, отдыхать. Но эта “азбучность” кажущаяся. Долгие десятилетия ожесточенной борьбы трудящихся прошли, прежде чем эти права стали признаваться властью, были облечены в форму законов. Это поколение прав уже получило название позитивных – здесь предполагается активная жизненная позиция самого гражданина – “что-то делать самому, активно обладать этим правом”.
Первой страной, которая сделала шаг по пути конституционного закрепления права на труд – важнейшего из группы позитивных прав, социальных гарантий в случае утраты трудоспособности, по безработице или старости, стала Великобритания. В начале 30-х годов были закреплены социальные права законом Вагнера в США.
В основу формирования второго поколения прав была положена идея обеспечения стабильного, без социальных потрясений и революций развития общества. Главная угроза этому – разрыв между верхами общества и низами – богатыми и бедными. Неимущие, голодные, обездоленные люди не найдут другой формы протеста, кроме бунта, применения насилия против угнетателей, тех, кто довел их до столь плачевного состояния. Для того, чтобы в обществе царил мир, государство, общество в целом, должно позаботиться о смягчении социальных контрастов, защите законом простого человека, его быта, труда, охране его здоровья – все это залог спокойствия общества. К примеру, в Англии уже в 1834 году был принят закон о помощи бедным. Он был направлен на оказание государственной поддержки малоимущим слоям населения. Также в Англии впервые были приняты законы об охране труда, обязывающие предпринимателя обеспечивать рабочим определенные условия на производстве. Еще в 1819 году по инициативе известного предпринимателя и общественного деятеля Роберта Оуэна принимается закон “О предприятиях”, согласно которому запрещалось принимать на работу на предприятия текстильной промышленности рабочих моложе 9 лет, а рабочее время для лиц моложе 18 лет ограничивалось 12 часами. Это были первые шаги, пока еше очень незначительные в разработке социальных законов.
Эти законы корректировали продолжительность рабочего времени, устанавливали ограничения по использованию труда женщин. Следует отметить, что в основе введения десятичасового рабочего дня лежали не только соображения уступок требованиям рабочих. Уровень техники и технологии производства достиг к середине XIX века в Англии такой степени, что излишняя продолжительность рабочего дня могла привести к перепроизводству продукции, ее затовариванию в стране и, как следствие этого- к экономическому кризису. Таким образом, и технический прогресс также способствовал расширению социальных прав.
Англия – страна, первой ступившая на путь индустриальной революции, также первой создала систему социальных прав граждан. Значительно позднее поколение социальных прав стало формироваться в других странах. Только в 1930-е годы подобные законы были приняты в США. С 1935 года в стране были введены два типа социального страхования – по старости и по безработице. Государство взяло на себя ответственность за благосостояние граждан и обеспечение социальной стабильности. Идея того, что богатые должны поделиться с бедными во имя общего блага, легла в основу современных концепций “социального государства”, “государства всеобщего благоденствия”. После второй мировой войны социальные права получили распространение и признание во всем цивилизованном мире. В 1961 году была принята “Социальная хартия Европы” – последовательный перечень социально-экономических прав и свобод . Специально оговаривались при этом права женщин, детей. ООН в 1966 году утвердила Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Согласно этому пакту было определено пять групп социальных прав.
Первая группа – право на труд и связанные с ним права. Каждому человеку предоставляется право своим трудом зарабатывать себе на жизнь. Труд не должен быть принудительным. Каждый волен выбрать тот род трудовой деятельности, который соответствует его желаниям и способностям. В обществе создаются условия для получения профессии, осуществления переквалификации, повышения профессионального уровня работника за счет государства или работодателя. Право на труд тесно связано с правом на благоприятные условия труда, его охрану. Многие видные государственные деятели современного мира обращали внимание на развитие именно этой группы прав. Так, например, в США были выделены значительные государственные средства и созданы льготы для тех предпринимателей, которые подключились к программе переквалификации миллионов трудящихся в соответствии с требованиями технологического прогресса.
Вторая группа социальных прав включает в себя охрану государством семьи, материнства, отцовства и детства. Это не означает, что власть вмешивается в частную жизнь семьи, отнюдь. Государство определяет семью как важнейший кирпичик, из которого строится общество. От покоя в семьях зависит и покой государства. Именно поэтому власть и закон стоит на страже семьи, защищает взаимные права и обязанности супругов, детей и родителей, опекунов и подопечных, регламентирует вопросы, связанные с усыновлением и удочерением. Защита семьи – одна из важнейших задач государства. Ни для кого не секрет, что именно в неполных семьях, когда ребенок растет без матери или без отца, велика вероятность того, что он изберет недостойный путь своей жизни, страдает и психическое здоровье детей.
Третья группа – право на здоровье, страхование по болезни, право получить бесплатную медицинскую помощь.
Четвертая группа – право на достаточный жизненный уровень, включая достаточное питание, одежду, жилье, досуг. Определяется минимальный прожиточный минимум, исходя из этого устанавливается размер минимальной заработной платы. В разных странах эти показатели различны. Разрабатывается закон о прожиточном минимуме и в нашей стране. Для характеристики положения страны вводится такое понятие как качество жизни ее граждан.
Пятая группа – право на образование, включая бесплатное и обязательное для всех, установленное законом. В России обязательный уровень образования определен в размере основной школы (девятилетнее образование).
Если говорить о развитии системы социальных прав в дореволюционной России, то на государственном уровне в этой области было сделано крайне недостаточно. Лишь отдельные предприниматели по своей инициативе шли на обеспечение рабочим достойных условий труда и быта – строили фабричные поликлиники, больницы, детские сады и школы, жилье для рабочих, открывали специальные фабричные лавки. Были построены даже особые родильные дома, в которых в акушерское отделение по трубам подавалась теплая кипяченая вода для омовения ребенка после рождения. Но это скорее исключение из общей картины бесправия и нищеты российских рабочих. Резкий разрыв верхов и низов общества не мог не породить острейшие социальные потрясения, которые пережила наша страна на заре XX столетия.
После революции, с созданием новой государственности – СССР социальным правам трудящихся было уделено значительное внимание, чего нельзя сказать о политических. Была создана система медицинской помощи за счет государства, введено бесплатное образование и каждый человек получил к нему доступ. Предоставлялись значительные льготы работникам на санаторно-курортное лечение, отдых детей в пионерских лагерях. Государство гарантировало выплату пенсий всем людям, достигшим пенсионного возраста и имеющим определенный стаж работы. В стране не было безработицы. Но это благополучие во многом было обманчивым. За этим вполне благопристойным фасадом годами копились сложнейшие проблемы, не находящие своего решения. Это отставание в уровне и качестве жизни от передовых стран мира, уравнительная система оплаты труда, не стимулирующая работника к улучшению своих трудовых показателей, низкое качество медицинской помощи. Со значительным процентным увеличением пенсионеров (сейчас они составляют 12 % от общего количества населения) фактически исчерпала свои возможности старая система пенсионного обеспечения (пенсия платится за счет отчислений тех, кто работает, по данным исследователей, подобный подход возможен в том случае, когда пенсионеры составляют не более 7 % населения)
Но, несмотря на существенные недостатки трудно отрицать серьезные достижения советского периода в области социальных прав трудящихся, правда за счет, фактически самих же трудящихся. Создание действенной системы таких прав уже на новой рыночной основе – задача современной России. Это требование рабочих, служащих, учителей, врачей, ученых. Для этого необходимо проводить и налоговую реформу, и пенсионную, и реформу образования.
Третье поколение прав – права экологические и гуманитарные, права эпохи НТР
В современную эпоху, эпоху научно-технического прогресса, когда с калейдоскопической быстротой меняется жизнь людей, рождается новое, третье поколение человеческих и гражданских прав. Человек прорвался в космос, открыл и поставил себе на службу новые виды энергии, создал компьютерные технологии, искусственный интеллект. Глобально изменился мир, изменились темп и ритм человеческой жизни. Как это все пережить и не сломаться, как угнаться за бесконечно меняющимся миром, не перестать быть самим собой – человеком? В своем безудержном вмешательстве в окружающую среду человек нарушил экологический баланс, поставил саму земную цивилизацию на грань экологической катастрофы. Меняется роль человека на производстве, многие его функции автоматизируются, заменяются трудом машин. В эпоху технологической революции самыми популярными профессиями становятся профессии программиста, оператора и наладчика ЭВМ. Не теряет ли человек в подобных условиях свою сущность, присущие ему качества? Именно эти вопросы волнуют сегодня миллионы людей во всем мире. Наша планета вдруг перестала быть большой, она стала хрупкой и оказалась в наших руках. Человек вспомнил и задумался над тем, что он живет именно на Земле и является всего лишь частью живой природы – своей среды обитания и, защищая ее, он защищает, тем самым и самого себя.
Технологическая эпоха формулирует новые законы. Теперь уже нельзя относиться к природе как к мастерской, где можно производить любые эксперименты, ни как к опытной площадке, ни как к бездонной кладовой, из которой можно вырывать и черпать то, в чем нуждается человек. Подобный хищнический подход, мнимое представление о себе как о царе природы уже дало ужасающие плоды – умирающий Арал, гибнущие леса Амазонии, отравленные реки и дожди.
Именно осознание всего этого и рождает новое поколение прав – прав экологических и гуманитарных, ибо природа и человек неразрывны, как целое и часть. Это права – на соответствующую потребностям жизни окружающую среду, чистый воздух, насыщенный кислородом, а не соединениями вредных веществ, экологически чистую воду, которую можно пить, не боясь отравиться, в которой можно купаться летом, не боясь оказаться в мазуте и заработать кожное заболевание. Охрана окружающей среды, установленные законом правила природопользования – это тоже права человека. Существенно возросли в связи с этим требования к конструированию автомобилей. Именно по показателю экологичности наши российские отечественные автомобилестроители значительно уступают мировым стандартам.
Нормы технологической эпохи необходимо учитывать всем нашим производителям. В связи с этими нормами идет существенное обновление законодательства. Так, например, в новом Уголовном кодексе РФ введена специальная глава 26, посвященная ответственности за экологические преступления: загрязнение вод, атмосферы, порчу земли.
К правам третьего поколения можно отнести также защиту человека от различных экспериментов. Например, испытаний новых лекарственных препаратов. Создаются специальные законы, регламентирующие процесс пересадки органов, клинические испытания. Многое сделано и в области гуманитарных прав, защиты частной жизни людей. Современная эпоха решительно заявила о запрещении всех форм дискриминации – по полу, возрасту, цвету кожи во всех сферах человеческого бытия. Недавно созданное в России Движение гуманитарных сил выступает за принятие специальных законов, охраняющих человеческую духовность, его творческий потенциал.
О правах и обязанностях
Права человека претерпевают эволюцию во времени. Все вместе они складываются в правовой статус гражданина, закрепленный и обеспечиваемый законом. Но права сами по себе – это еще далеко не все. Они неразрывно связаны с обязанностями, таким понятием, как ДОЛГ ГРАЖДАНИНА, ЧЕЛОВЕКА перед самим собой, своими близкими, своей страной, своим народом, перед всеми людьми, населяющими Землю. Основа гражданской жизненной позиции- знание прав, понимание их сущности, неразрывности связи с обязанностями. От каждого из нас – российских граждан зависит сегодня то, чтобы наша страна была первой не только в области балета, но и в области обеспечения прав и свобод. Говоря – я имею право, каждый из нас должен дополнить – я могу и я обязан. Мы не просто потребители прав, мы их защитники и творцы. Он нас зависит то, будут ли они начертаны на бумаге или проведены в жизнь.
Контрольные вопросы.
1. Расскажите об истории зарождения прав человека и гражданина. Можно ли назвать их колыбелью античную цивилизацию? Какие традиции в развитии прав и свобод знает мировая история? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
2. Какими правами обладали граждане древних Афин и древнего Рима. В чем состояла их ограниченность?
3. Расшифруйте понятие – сословный характер прав и свобод. Что такое сословные привилегии? Приведите их примеры из истории европейского средневековья.
4. Как вы понимаете, что такое “азбучные права” человека? В какую эпоху они возникают и почему? Что послужило экономической, социальной, идейной основой для формирования первого поколения гражданских прав и свобод?
5. Назовите основные группы прав первого поколения. Почему их называют естественными, классическими, негативными? В чем состоит ограниченность первого инварианта этих прав, родившихся в XVIII столетии?
6. Какие традиции в распространении прав первого поколения сложились в нашей стране, в России? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.
7. Можно ли утверждать, что в области прав человека современная Россия имеет крайне тяжелое наследие и дореволюционного и советского периода? Какие пути преодоления этого наследия вы видите?
8. Какие права получили название позитивных, социальных? Охарактеризуйте их.
9. В каких документах международного характера исчерпывающе раскрываются права человека в современном обществе? Для чего, по вашему мнению, необходимо принимать эти документы и формировать международные стандарты прав?
10. Как вы думаете, есть ли в мире страны, где отсутствовали бы нарушения в области человеческих прав и свобод? Свой ответ проиллюстрируйте конкретными примерами.
11. Дайте общую характеристику третьего поколения прав и свобод. С чем связано его возникновение?
12. Почему права человека тесно связаны с обязанностями и составляют единый правовой статус?
Задания для обсуждения
1. Проанализируйте фрагмент документа.
Из Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года:
Ст.3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Ст.5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Ст.7. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации.
Ст.13. 1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Ст. 23. 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную работу за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
Какие права закреплены в Декларации? Подтвердите примерами статей Конституции РФ, что идеи Всеобщей декларации прав человека явились основой для правового статуса российских граждан.
2. Почему в пакте особо защищены права семьи, как регламентированы права ребенка?
Из Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года:
Ст.9. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.
Ст.10. Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что: 1. Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по взаимному согласию вступающих в брак.
2. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.
3. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации…
Темы домашних сочинений:
Права человека в восточной и западной традициях.
Естественные права.
История прав человека.
Права человека в современной России.
Соотношение прав и обязанностей.
В записную книжку
“Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов”
Вольтер
“Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право”
В. Гюго
“Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным”
Г. Торо
“Где права сила, там бессильно право”
Японская пословица
“Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности”
И. Кант
“Народ без законов подобен человеку без принципов”
Захария
“Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены”
Сенека
Словарь:
права человека,
гражданские права,
судебная защита,
диссидент.
Андрей ИОФФЕ,
Ольга КИШЕНКОВА,
кандидаты исторических наук
Комментарии