Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Член редакционного совета «Учительской газеты» назначена заместителем министра просвещения России
Экономия во вред: как дешевые средства по уходу за ванной, посуда из пластика и новая мебель влияют на здоровье
Самым популярным заграничным направлением для путешествий россиян в июне стала Армения
Минтруд назвал сроки подачи заявлений на выплату в 10 тысяч рублей школьникам
Пять миллионов за врачебную ошибку: студенту удалили часть кишечника, перепутав анализы
В Калининградской области Роспотребнадзор обратился в прокуратуру из-за несанкционированных детских лагерей
Главврач Коммунарки рассказал, что лечить новых пациентов с COVID-19 стало сложнее
Углублённая диспансеризация ждёт россиян, переболевших ковидом
Рособрнадзор напомнил основные правила подачи апелляции в 2021 году
Главные новости образования – дайджест
Член редакционного совета «Учительской газеты» назначена заместителем министра просвещения России Экономия во вред: как дешевые средства по уходу за ванной, посуда из пластика и новая мебель влияют на здоровье Самым популярным заграничным направлением для путешествий россиян в июне стала Армения Минтруд назвал сроки подачи заявлений на выплату в 10 тысяч рублей школьникам Пять миллионов за врачебную ошибку: студенту удалили часть кишечника, перепутав анализы В Калининградской области Роспотребнадзор обратился в прокуратуру из-за несанкционированных детских лагерей Главврач Коммунарки рассказал, что лечить новых пациентов с COVID-19 стало сложнее Углублённая диспансеризация ждёт россиян, переболевших ковидом Рособрнадзор напомнил основные правила подачи апелляции в 2021 году Главные новости образования – дайджест

От 6 до 12 тысяч рублей получают молодые педагоги Воронежской области

Дата: 16 февраля 2012, 17:13
Автор:

Такого количества молодых, красивых, улыбающихся, даже немного одухотворенных лиц, собранных сразу в одном месте, Воронеж не видел уже давно. На проходивший впервые областной форум молодых педагогов «Молодой учитель «Новой школе» России» съехались более 100 самых творческих и увлеченных своей непростой работой начинающих педагогов из всех районов Воронежской области и областного центра. Принимающей и при этом очень гостеприимной стороной стала гимназия имени Андрея Платонова (директор Татьяна Бондарева), а организаторами форума – областной Департамент образования, науки и молодежной политики (руководитель Олег Мосолов) совместно с воронежским региональным отделением Всероссийского педагогического собрания (председатель Ольга Картавцева) и обкомом Профсоюза работников образования и науки (председатель Тамара Бирюкова).

Конечно, организаторы немного беспокоились, не окажутся ли 25-градусные морозы серьезным препятствием в дороге, но молодость, а также энтузиазм и желание обсудить наболевшие проблемы преодолели и холод, и снежные переметы на дорогах. А молодежная делегация самого отдаленного от Воронежа района области – Кантемировского (практически 300 км от областного центра) – прибыла во главе с руководителем отдела по образованию Юрием Горбаневым. Надо заметить, что и многие другие муниципальные районы отправили свою молодежь на форум в сопровождении или начальников отделов, или специалистов, разумеется, не от недоверия, а просто потому, что такое мероприятие, впервые проводившееся в области, вызвало настоящий живой интерес.

Журналистов, к примеру, тоже прибыло немало, и, характеризуя свои личные ощущения, скажу, что было очень и очень приятно видеть будущее учительской профессии в лице такого множества симпатичных и, главное, неравнодушных, нацеленных на работу парней и девушек.

Начался день с работы информационно-дискуссионных площадок, на которых собеседниками молодых учителей были работники областного Департамента образования и обкома профсоюза, а также преподаватели Воронежского педагогического университета – проректор Галина Иванова, советник при ректорате Вячеслав Подколзин, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Марина Шакурова.

Вопросов у молодежи накопилось предостаточно, правда, не все смело высказывали свои мысли – молодые учителя оказались в большинстве людьми довольно стеснительными, к тому же сказывался недостаток опыта подобных мероприятий. Тем не менее главные направления дискуссий были такими: социальная защита начинающего учителя и его эмоциональное самочувствие в коллективе, необходимость наставничества как в школе, так и в районе, недостаток внимания со стороны методических служб, практические, педагогические и психологические трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель, приходя в школу. Именно на этих дискуссионных площадках организаторы форума услышали для себя много новой, требующей осмысления и дальнейшей проработки информации.

Рассказывает проректор ВГПУ Галина Иванова:

– Впервые в области проводится такое мероприятие, и те проблемы, которые мы сегодня обсуждаем здесь, очень важны. Мы сделали для себя огромное количество выводов, с которыми уже завтра начнем работать. Есть множество проблем и нерешенных вопросов, в которых мы могли бы оказать содействие нашим вчерашним студентам. Мы решили в самое ближайшее время открыть на сайте университета свою педагогическую дискуссионную площадку, куда бы молодые учителя, и не только они, могли присылать свои вопросы и получать ответы от наших преподавателей, педагогов-специалистов, психологов, предметников. Если увидим, что такого онлайн-общения недостаточно, мы готовы устраивать подобные дискуссионные площадки очно, в университете, приглашать молодежь к себе и, возможно, даже приезжать сами в районы. Потому что сегодня очень важно, чтобы у молодого учителя не пропало желание работать творчески, чтобы проблемы, с которыми он сталкивается, не отбили у него охоты работать в школе.

И еще мы хотели бы видеть такой форум традиционным и более протяженным по времени, чтобы он длился не один день, а два или даже три. Сегодня не все высказались, кто хотел, а знать о проблемах молодого учителя очень важно, тем более что мы готовим новое поколение учителей. В своих анкетах участники форума отметили, что им мало в вузе именно практической подготовки. И это сегодня действительно проблема. Теперь у нас бакалавриат, то есть только четыре года обучения, и новые стандарты таковы, что вместить туда большое количество практики очень сложно. А будущему учителю это жизненно необходимо! Значит, нужно каким-то образом соединять требования государственного образовательного стандарта и потребности молодого учителя, чтобы большая практическая подготовка проводилась уже в стенах вуза.

Сколько платят молодым?

Если говорить подробнее об анкетах, упомянутых Галиной Петровной, результаты интересные: из порядка тридцати опрошенных 70% отмечают, что на выбор профессии повлияло «желание работать с детьми, пример родственников-учителей, интерес к профессии с детства». В работе учителя кроме общения с детьми большинство привлекают «творческая самореализация и перспективы роста». Среди трудностей самые заметные – нехватка мультимедиаоборудования (30%) и плохая материальная база по оснащению профильных кабинетов химии, биологии, спортивных залов (10%). Помощь наставника получают менее половины опрошенных, зато помощь коллег – более половины. Четвертая часть опрошенных ответили, что вообще не имеет свободного времени, а большинство ссылаются на его острую нехватку.

Что касается школьной практики: половина опрошенных за то, чтобы внести в вузовскую программу больше практических занятий, и значительная часть молодых учителей хотела бы осваивать дополнительный курс обучения работе со школьной документацией.

По зарплате цифры у всех разные. Пять педагогов с недельной нагрузкой от 23,5 до 32 часов, получают более 12 тысяч рублей в месяц. Еще четыре человека показали зарплату в 11-12 тысяч, 7 учителей – 9-10 тысяч рублей, четверо – 7-8 и двое – 5-6 тысяч рублей. Пятеро опрашиваемых «воздержались от предоставления данных». Удивляет то, что при практически равной нагрузке разрыв в оплате труда чересчур большой: 5-6 тысяч рублей за 21 час в неделю в одном районе и более 12 тысяч – за 23,5 часа в другом. Только четверть опрошенных ведут один предмет, у 15%  по три предмета, а у остальных по два. Треть молодых педагогов не имеют в семье других доходов, кроме собственной зарплаты, зато все они (что, несомненно, очень понравилось бы нашему президенту) без проблем работают на компьютере и, если есть возможность, используют его во время урока.

Мастер-классы

Вторым этапом форума были мастер-классы от победителей разных лет областного конкурса «Учитель года» и лучших педагогов Платоновской гимназии. Они провели для начинающих учителей открытые уроки по изобразительному искусству, литературе, русскому и немецкому языкам, географии, информатике и по математике в начальной школе. Параллельно с мастер-классами проходило совещание руководителей и сотрудников отделов образования, курирующих работу с молодежью.

Я побывала на открытом уроке математики в 1-м «А» (учитель – Ирина Головкова) и с удовольствием наблюдала за работой настоящего мастера, а после урока попросила одну из молодых учительниц поделиться впечатлениями.

Говорит Татьяна Линник, учитель начальных классов воронежского лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2»:

– Урок очень понравился! Я в восторге, у меня тоже первый класс, но только мы идем по другой программе – по математике Дорофеева, а здесь по математике Петерсон. Но мы тоже изучаем и используем универсальные учебные действия. Только мы их так явно не озвучивали, боялись, что дети не поймут в этом маленьком возрасте. А здесь я увидела, что это реально, что если проговаривать и постоянно применять эти приемы, то дети понимают и привыкают. Большое спасибо за урок!..

Молодые учителя, побывавшие на других предметах, не менее горячо благодарили ведущих своих мастер-классов, но на будущее очень просили оставлять дополнительное время именно для подробного разбора и анализа проведенного урока, а еще – для общения с педагогами-мастерами. У начинающих очень много конкретных вопросов по практическим нюансам уроков, и очень хотелось бы их обсудить с профессионалами высокого класса.

Завершающим этапом форума стало общее собрание, на котором выступили организаторы и была принята резолюция, с которой в конце февраля воронежская делегация молодых учителей отправится на Всероссийский форум молодых педагогов. В резолюции несколько пунктов, основные – продолжить создание советов молодых педагогов в районах и городах и поддерживать уже имеющиеся, добиваться включения в нормативно-правовые акты специальных разделов, посвященных проблемам молодежи, продолжить обучение председателей советов молодых педагогов молодежного профсоюзного актива.

Из выступления на форуме первого заместителя руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Марины Мовшиной:

– В Воронежской области, как и в целом в стране, второй год реализуется проект модернизации общего образования. В прошлом году мы получили 381 миллион рублей, которые освоили в полном объеме. Планировали повысить заработную плату педагогическим работникам на 30%, но удалась сделать больше и к концу календарного года выйти на средний уровень заработной платы учителя, сравнимый со средней по экономике. Дополнительно мы предусмотрели в положении о заработной плате специально несколько пунктов для молодых специалистов. Вы должны знать, что заработная плата молодого специалиста у нас теперь приравнивается к заработку специалиста с первой квалификационной категорией. Это своего рода аванс, чтобы вы могли работать спокойно первые три года, а потом доказать, что сами тоже можете зарабатывать на этом уровне…

В этом году мы получаем в рамках проекта почти 1 миллиард 200 миллионов рублей. Это уникальная возможность сделать серьезный рывок в системе образования области. При заключении соглашений с муниципалитетами мы будем рекомендовать следующее: каждому молодому учителю должен быть приобретен персональный ноутбук с программным обеспечением, которое соответствует преподаваемому предмету и особенностям образовательного учреждения.

Также по инициативе Председателя Правительства России реализуется проект ипотечного кредитования для молодых учителей. Сейчас на согласовании в Минюсте находится соглашение между субъектами РФ и Министерством образования и науки, суть которого в том, что 20% первого взноса на ипотеку молодым учителям погашается в рамках софинансирования из федерального бюджета, и далее ставка по ипотеке составит всего 8,5%. Мы надеемся, что это тоже будет определенным стимулом, для того чтобы наша молодежь приходила в образовательные учреждения на работу…

Из выступления на форуме председателя областного комитета Профсоюза работников образования и науки Тамары Бирюковой:

– Главный вопрос, который нас всегда волновал, – это оплата труда работников системы образования. Профсоюз был одним из инициаторов того, что в нашей области с 1 сентября на 30% увеличился фонд оплаты труда не только в школах, но и в дошкольном образовании, а также в учреждениях дополнительного образования, СПО и НПО.

Сегодня нас волнует то, что за равное количество часов учителя, имеющие одинаковую квалификационную категорию, но живущие и работающие в разных районах, получают разную заработную плату. Справедливо будет сказать, что сегодня и Департамент образования работает над этим вопросом, и губернатор нас услышал, поэтому очень надеемся, что вопрос будет решен положительно…

То, что молодой специалист сегодня с первого дня работы имеет дополнительную прибавку к заработной плате в первые три года, – это хорошо, и не надо стесняться и лениться, а надо по прошествии трех лет подготовиться и пройти аттестацию…

Жилье сегодня – проблема номер один. В ближайшее время мы в Воронеже будем строить дом для учителей, в том числе и для молодых, с определенной скидкой. За счет города будут подводиться коммуникации к дому, и отвод земельного участка тоже будет бесплатным. Поэтому приглашаем молодежь участвовать в этом проекте…

Фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt