search
main
0

«Осязаемые» результаты. Мини-проекты в образовании и воспитании

Учебный процесс в массовой школе мало изменился со времен Гербарта, предложившего классно-урочную систему и определенную схему ведения урока. Конечно, можно возразить, что с тех пор кардинальным образом поменялось содержание обучения, появилось огромное количество новых технических средств обучения и тому подобное. Все это так, мы до сих пор придерживаемся парадигмы обучения, принятой в XIX веке: учитель ® система средств обучения (учебник, компьютер) ® ученик. Подобная схема предполагает центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности. Заявления же о том, что ученик должен стать субъектом учебного процесса, пока не реализуются на практике в должной мере.

Информационное общество XXI века ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять их для выявления и решения новых проблем);

быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях и ситуациях, предотвращая или умело регулируя любые конфликтные ситуации;

самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и приспособленными к классно-урочной системе сейчас считаются:

обучение в сотрудничестве;

метод проектов;

индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению.

Все эти три направления относятся к гуманистическому подходу в психологии и в образовании. Особое внимание здесь уделено индивидуальности человека, его личности, четкой ориентации на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

ИКТ позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции всех перечисленных направлений.

Хочу остановиться на технологии учебных проектов. Из опыта работы по этому методу в течение 5 лет можно сделать следующие выводы:

во-первых, в условиях существующей классно-урочной системы занятий мини-проекты наиболее легко вписываются в учебный процесс, они ориентированы на содержание обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Вместе с тем они позволяют расширять и углублять содержание учебных программ, легко вписываются в профильно-ориентированную образовательную систему;

во-вторых, технология учебных проектов раскрывает гуманистические аспекты современной парадигмы урока ученик ® предметно-информационная среда с элементами ИКТ ® учитель, где обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.

В основе метода учебных проектов по предмету (или мини-проектов) лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учебные проекты – путь познания, способ организации процесса познания, ориентированный на самостоятельную деятельность учеников как индивидуальную, так и парную и групповую).

Метод мини-проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Это предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения (в том числе и ИКТ), а с другой – помогает интегрировать знания и умения из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», а конкретный результат – готовым к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Когда ученику интересно в школе, он сам стремится к получению нового знания, и учителю остается только правильно направлять и корректировать этот путь. И тогда не удивляешься превращению обычного троечника в талантливого художника, дизайнера или аниматора с неординарным мышлением и индивидуальным восприятием окружающего мира.

Применение методик развивающего характера (а учебные проекты по предмету с полной уверенностью можно отнести к ним) позволяет детям не только продуктивно работать на уроках, но и нестандартно решать проблемные ситуации.

Мини-проект выполняется учениками в течение определенного отрезка времени (урока или пары). Учитель, применяющий эту технологию на своих уроках, начинает свою деятельность с разработки тематики учебных проектов по предмету. Дальнейшие шаги сводятся к определению целей и задач, построению рабочих гипотез, сбору информации и материала по теме выбранного проекта.

Мини-проект требует большой самостоятельной поисковой работы. Особое место занимает выбор алгоритма или путей реализации поставленной проблемы. Часто решение приходит с помощью ИКТ, необходимых для построения компьютерной модели проекта. Так как подобная работа предусматривает совместную парную или групповую деятельность учеников, важно учитывать психологическую совместимость школьников. На протяжении всего времени педагог выступает в роли консультанта и помощника для каждой из групп.

На последнем этапе происходит защита проекта. Здесь важно оценить не только качество сделанного проекта, но и воспитывать риторические навыки публичного выступления ученика.

Технология учебных проектов дает возможность учителю решать на уроке целый ряд задач, которые трудно реализуются в рамках традиционных подходов:

повысить мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это интересно, потому что необычно);

рассматривать понятия, используемые в разных предметных областях (например, понятие «анализ» в физике, литературе или биологии);

организовать целенаправленную работу с мыслительными операциями (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и так далее).

Реализация проектной деятельности на уроке ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний преподаватель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Например, при работе над мини-проектом по риторике в 6-м классе «Побеседуем. Беседы бывают разными», детям было предложено решить несколько творческих коммуникативных задач, в частности «перенестись в Царство сказки», разыграв диалог сказочных героев на заданную тему. Другой группе учеников было предложено представить себе, что литературный герой XIX века, например герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Хлестаков, переместился сквозь время и пространство и вдруг очутился в нашей школе. Как может сложиться беседа с этим литературным персонажем?

В этом учебном проекте учитель не давал готовых знаний по этой проблеме, а вел совместный поиск и указывал путь к познанию. Решение поставленных конкретных задач оформлялось в виде презентации с использованием программы PowerPoint. А итогом работы над проектом стала общая презентация по теме «Беседы бывают разными».

Выполнение учебных проектов на уроках информатики помогает адаптировать ребят к будущей взрослой жизни. Например, проекты «Информационный бюллетень школы», газета «Школьная мозаика», юмористическая газета к Дню всех влюбленных 14 февраля «Школьный переполох, или Операция «Валентинка» позволяют их участникам попробовать себя в роли корреспондента, главного редактора, фоторепортера, мастера компьютерной верстки издания. Именно в проектной деятельности раскрываются принципы взаимоотношения в будущей профессии.

Учебный проект «Ландшафты Камчатки» ставил проблему активизации образного творческого мышления учеников посредством овладения основами работы в графическом редакторе Bryce5. В течение года ученики 11-х классов выполнили следующие учебные проекты в трехмерной графике по темам:

«Сквозь время и пространство»;

«Киностудия за партой»;

«Прогулка по Камчатке»;

«Нет терроризму!»;

«Моя зеленая планета».

Образный мир, созданный в творческих проектах школьников, поражает своей фантазией и философией. Это мир добра и созидания. Учебный проект «Первые секреты волшебства в графической программе Adobe PhotoShop» позволил ученикам 8-х классов прикоснуться к миру двухмерной графики. В этом проекте ребята обратились к богатому наследию русской народной сказки. Каждому предстояло выполнить свой собственный рисунок по мотивам русской сказки, и одной из задач по технологии работы с PhotoShop была отработка спецэффектов программы, связанных с атмосферными явлениями природы. Итогом проекта стала презентация к уроку литературы по теме «Устное народное творчество» для 5-х классов.

Проектно-ориентированное обучение уводит детей от пассивного восприятия информации. Поиск необходимого материала по проекту учит их «мозговым штурмам», спорам и дискуссиям, позволяет развить в себе партнерские приемы работы. Ставя и обсуждая проблемы проекта, получая ответы на вопросы, постигая смысл знания, учитель не только сотрудничает, делится информацией с учениками, но и сам приобретает и переосмысливает свои знания.

Елена КУКЛИНА, Петропавловск-Камчатский

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте