search
main
0

Остров безопасности

На оживленных автомагистралях принято выделять островки безопасности. Когда я смотрю на сегодняшнюю российскую школу, мне почему-то на ум приходит именно это сравнение. На безумной скорости несутся с обеих сторон магистрали автомобили политических страстей, за неспешно идущими троллейбусами с помпой проносятся скоростные “легковушки” поймавших свою удачу в мутной воде социального перепутья; вальяжно следуют за ними иномарки, новые и сверхновые; прижатые к кромке дороги, плетутся “волги” и “запорожцы”, а на островке безопасности, зажатая с обеих сторон, – школа.
Социологи считают, что школа – самый консервативный институт общества. Сегодня это стало гарантом ее стабильности и, как ни странно, даже подъема.
Начавшаяся перестройка общественного уклада закалила учителя, дала ему стимул дальнейшего профессионального совершенствования. Кто бы мог предположить 20 и даже 15 лет назад, что родители будут делать совсем иной социальный заказ школе, что слова “лицей”, “гимназия”, “колледж” нужно будет искать не в словаре иностранных слов, а на вывесках инновационных учебных заведений. Да и те школы, которые не сменили вывеску, значительно изменили содержание образования, изменили подходы к обучению и воспитанию.
Долгие годы считалось, что воспитанием должна заниматься исключительно школа. Ребенок дерется на улице – виноват учитель, в школе неблагополучного в криминогенном отношении микрорайона много подростков поставлено на учет в милиции – виноват директор.
Нет, уважаемые. Школа – это отражение сложившихся в обществе взаимоотношений, она, как губка, впитала все, что общество вылило на несчастного ребенка, она отвергла то, что не может и не должно губить невинную душу, она стряхнула пыль и грязь и взамен, умыв и причесав, заставила ученика посмотреть на себя в зеркало доброты, внимания, радости и взаимоуважения. К сожалению, сегодня из школы ушел Буратино, не все дети помнят смелого Чиполлино, а забавный Незнайка редко приезжает со своими друзьями в школу из далекого Солнечного города.
Честь и хвала тому педагогу, который сегодня, не особенно избалованный вниманием властей, не так уж и честно вознагражденный за свой труд, а порой и вообще не вознагражденный, продолжает служить своему высокому предназначению.
Что для меня школа сегодня? В своих мечтаниях 10 лет назад я видел школу местом радости, психологического комфорта. Путь тернист, не все и не всегда получалось, но дорогу одолеет только идущий. Дороге этой нет конца, ибо человеческое сообщество пока еще не придумало, да и вряд ли придумает что-либо в качестве альтернативы школе, образованию. Кто-то всегда будет передавать накопленное в веках и тысячелетиях следующим поколениям. А сегодняшняя болезнь – это преходящее. Пену смоет волна кристально чистой воды.
Так что же для меня школа сегодня? Отвечу кратко – Creadance in clearwater Revival – Вера в истинное Возрождение!
Ребенок проявляет склонность к изучению определенных областей Знания – мы создаем целую сеть возможностей реализации его желаний.
В моем кабинете много лет висит портрет А. Макаренко. Кто-то удивленно спрашивает: “Что, не можешь уйти из прошлого?”.
Да нет, уважаемые. Меня там и не было. Я – учитель. Я с теми, кто действительно многое сделал для педагогики. Культура Востока требует написания слова “педагог” с заглавной буквы – и в этом есть великий смысл. Не сочтите за наглость, но название своей профессии я всегда мыслю с заглавной буквы. Если бы Антон Семенович мог попасть сегодня в нашу школу, мы бы нашли с ним, о чем поговорить. Он тоже не любил тех, кто работает около образования. Он тоже не искал причин, он делал великое дело. Он исправлял то, что другие сломали. Не революцией “мобилизованный и призванный”. Призванный истинным порывом души.
Мы, педагоги, родом из детства. А детская душа так ранима! Мы не умиляемся от восторга 1 сентября и далеки от менторства 25 мая. Мы живем вместе с ними эти 11 лет. Мы каждый год, подобно Осирису, умираем и воскресаем вновь. Мы не Божество, на которое надо молиться. Мы – Учителя!
Наше кредо – не бороться с обществом, не противопоставлять себя ему. Наше кредо – жить для ребенка, который в школе, несмотря на ее подобие муравейнику, вновь и вновь выходит на поле и сеет, сеет. И, поверьте, взрастут семена вечного и доброго, будет богатый урожай. Надо только подождать, не надо торопить события, не надо реформировать то, что подлежит самореформации.
Воспитывает семья, общество. Предназначение педагога – профессионально подсказать, дать консультацию как психологу, быть с ребенком рядом во время пребывания его в школе, разделить с ним горечь поражения и отпраздновать успех.
Помоги, общество! Помоги, но не мешай. Нас учили, как это делается. Мы профессионально крепли последние 10 лет. И, кажется, окрепли, научились. Разваливалась экономика, а образование живет. Живет и процветает. Сколько открытий сделано за последние годы в области методики! Сколько новых веяний, апробированных временем, показали свою живучесть и необходимость в практике! Сколько появилось красивых профессионалов, мастеров своего цеха!
Ребенок не совсем готов к обучению в школе – мы не ищем виноватых, мы организуем систему педагогической поддержки.
Ребенок хорошо подготовлен к школе – мы создаем возможности для его развития.

Я. ПОПЕРНЯК,
директор школы
Астрахань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте