Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Оставьте право выбора! Или еще раз о наболевшем

Учительская газета, №27 от 7 июля 2009. Читать номер
Автор:

Немало реформ пережила школа за последние десятилетия, и, к сожалению, почти всегда получалось так, как прозвучало в известном заявлении Виктора Черномырдина… Нет сомнения, что прежняя система выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вузы имела немало пороков, вызывавших справедливое возмущение. Есть ли, однако, основания рассчитывать на то, что введение ЕГЭ поможет найти ключ к решению накопившихся в сфере образования проблем?

Я обратил внимание на свидетельство одной из участниц «круглого стола» в «Учительской газете» (см. «УГ» №10 от 10 марта 2009 года) – студентки 1-го курса одного из московских вузов Полины Савченко. Полина рассказала о том, что все 15 учащихся ее класса, окончивших школу в одном из сел Новгородской области, по результатам ЕГЭ поступили в высшие учебные заведения. Но далее приключилась удивительная метаморфоза: «спустя год… учились лишь 5, остальные либо бросили учебу, либо их выгнали за неуспеваемость. Думаю, все беды в низком качестве знаний». Однако в таком случае непонятно одно: каким образом слабые знания не помешали успешно сдать ЕГЭ, оставив за порогом вуза ребят, возможно, более подготовленных и добросовестных?

Разумеется, прежняя система изобиловала не меньшим количеством нарушений и несправедливостей, однако в самой школе это касалось только выпускных экзаменов и не влияло на поступление в вузы. С введением ЕГЭ ситуация изменилась кардинально, однако поначалу сохранялась хотя бы надежда на резкое уменьшение коррупции в ходе вступительных экзаменов. Насколько она оправдалась?

Что касается кошельков родителей, они продолжали опустошаться, реагируя как на сомнительные, так и на заслуживающие внимания предложения различных фирм и многочисленных репетиторов. Коррупция же только частично изменила свою форму и в определенной мере перешла на другой уровень.

Не могу не сказать откровенно еще об одном: введение ЕГЭ обернулось абсолютным кошмаром для российского учительства, которое, если следовать выше указанной логике, наоборот, должно было бы поддержать нововведение, приобретая возможность получить доступ к дополнительным источникам материального вознаграждения. Этот кошмар выразился в открытом игнорировании мнения большинства педагогов при продавливании решения о введении ЕГЭ, в отсутствии основополагающих документов к началу учебного года, в смене предметов по выбору, необходимых учащимся для поступления в вузы, не только в середине учебного года, но даже в марте-апреле, в бесконечной череде пробных ЕГЭ, проходивших, как правило, по субботам, на которые надо было сопровождать учащихся, отвечая за их жизнь и здоровье и тратя не только личное время, но и свои собственные силы. А впереди – основные экзамены и возросший многократно градус нервного перенапряжения…

Критикуя ЕГЭ, не могу не отметить и некоторые позитивные моменты. Это касается и увеличения возможности поступления в престижные вузы талантливых ребят из глубинки, и сокращения средств, необходимых для проезда и проживания во время сдачи вступительных экзаменов. Не исключаю, что немалое число выпускников предпочтет работу в форме ЕГЭ написанию эссе или развернутому монологическому ответу на экзамене. Прекрасно! Давайте же предоставим право выбора между ЕГЭ и традиционной формой сдачи экзамена самим абитуриентам! Мне, кстати, непонятно, почему данное право получили граждане других государств, но при этом его оказались лишены граждане России?

Как известно, 2010 год впервые в нашей стране объявлен Годом учителя. «Подвижник» – этим красивым и гордым словом называли тех педагогов, кто в самое нелегкое время нес свои знания питомцам. В этом слове в свою очередь слились два других: «подвиг» и «движение». Подвиг тех, кто отдавал детям свое сердце, и движение по непростому, тернистому пути постижения истины…

Превратится ли эта полезная инициатива в очередную кампанию, отягощенную отдаленными последствиями введения ЕГЭ, или будет способствовать тому, чтобы учитель был поднят наконец на ту высоту, на которой он еще не стоял и пока еще не стоит?

Григорий ПЛОТКИН, учитель истории школы №888, заслуженный учитель школы РФ

Москва


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту