Наверное, остался я в живых, чтоб память на земле не умирала.
Расул Гамзатов
В истории России было немало войн, оставивших после себя неизгладимый след в душах людей, в литературе и искусстве. Отечественная война 1812 года нашла свое отражение в романе Льва Толстого «Война и мир», Первая мировая и Гражданская войны – в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» и в трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам», Великая Отечественная война – в творчестве Василя Быкова, Бориса Васильева, Юрия Бондарева, Александра Твардовского и многих других писателей и поэтов.
Страшная трагедия, Великая Отечественная война, коренным образом изменила жизнь миллионов людей, ворвавшись в их судьбы. Прошло восемьдесят лет с ее начала, но внимание к этой странице нашей истории не ослабевает. Возвращаясь вместе с авторами произведений о войне к тем героическим событиям, мы многое переосмысливаем и по-другому начинаем смотреть на то, что прежде казалось предельно ясным. Но одно остается неизменным и прочным – это память о нравственном подвиге наших соотечественников. И произведения о войне являются воплощением вечной памяти, которая нужна всем – и нам, и нашим потомкам. Память нужна нам как вера, как испытание, именно испытание, потому что на войне, где кругом смерть и жестокость, можно очерстветь душой, потерять способность сочувствовать и сопереживать. Примеры из литературных произведений о войне подтверждают это.
«Горячий снег» – так называется роман Юрия Бондарева. Два несовместимых понятия – «горячий» и «снег». Они несовместимы в обычной, мирной, жизни, а для войны горячий снег так же естественен, как грохот танков, огонь и свист пуль. В романе автор поднимает проблему нравственного поведения человека на войне. Можно ли в невыносимых условиях сохранить самообладание, победить страх, остаться человеком? Во время артобстрела молодой лейтенант Кузнецов борется со страхом. Нужно снять прицелы с орудий, но покинуть окоп под непрерывным огнем – это верная гибель. Конечно же, властью командира Кузнецов может послать на это задание любого бойца, но понимает, что не имеет морального права распоряжаться чужой жизнью, что память не позволит ему дальше жить спокойно, если кто-то погибнет по его приказу: «Я имею и не имею права. Потом никогда себе не прощу». Совсем иначе относится к жизни своих бойцов командир батареи Дроздовский. Он становится виновником гибели бойца Сергуненкова, гибели чудовищной и бессмысленной, но даже не осознает этого: «Я, что, хотел его смерти?» Нравственная несовместимость Кузнецова и Дроздовского раскрывается Бондаревым на протяжении всего романа, образуя пропасть между двумя молодыми офицерами – героями-антиподами. После страшного боя, когда четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском котелке только что полученные ордена, первый глоток каждого – поминальный. Дроздовский в стороне.
Бондарев, писатель-фронтовик, показывая, как проявляются человеческие качества в условиях боя, не оценивает поступки своих героев. Он предоставляет нам это право. И наша оценка – это отражение наших ценностей.
Испокон веков война считалась мужским делом, а женщины провожали на фронт мужей, сыновей, отцов и дедов. Но жизнь внесла свои коррективы в эту вековую традицию. В годы Великой Отечественной войны женщины встали на защиту своей страны:
Нет, это не заслуга, а удача –
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
Стыдно было бы за то, что «отсиделась» в тылу, за то, что не погибла, что не попала в те девяносто семь процентов молодых (1922, 1923, 1924 годов рождения), оставшихся на полях сражения? Какой высокий уровень нравственности в этих строках! Женщина – это мать, жена, но никак не солдат. Женщины на войне – это противоестественно самой природе, но они там были, и были наравне с мужчинами, поддерживая их душевое состояние и спасая из-под огня:
Я тем гордилась, что среди огня
Мужчины в окровавленных шинелях
На помощь звали девушку, меня.
Фраза «Ты должна!» стала лейтмотивом всех произведений Юлии Друниной о войне, вернее, всего ее творчества, потому что до конца своих дней она ощущала себя «связной между тем, кто жив, и кто отнят войной». Память о погибших тревожила, давила, мучила…
Юлия Друнина никогда не жалела о своей юности, опаленной огнем войны. На фронте она научилась ценить и беречь дружбу, никогда не забывать о погибших:
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой…
Братские могилы. Сколько их появилось на пути к Победе? И какое щемящее чувство возникает в душе, когда слышишь или произносишь эти простые слова, в них нет пафоса, они являются отражением массового героизма часто безымянных солдат. Братские могилы – это воплощение мысли: жизнь одна и смерть одна у каждого человека, но на войне нет отдельных людей, все вместе.
Если Юрий Бондарев сам был участником войны, прошедшим долгий путь от Сталинграда до Чехословакии, если Юлия Друнина прошла дорогами войны от рядового санинструктора до старшины медицинской службы на фронтах Псковской области и Прибалтики, то Владимира Высоцкого во фронтовики записал народ, не вдаваясь в его биографические данные. И это вполне объяснимо. Стихотворения Высоцкого так или иначе «упираются» в войну. Он сам был тем, о ком писал и пел: окопником, блокадником, летчиком в горящем самолете, убитым солдатом, лежащим в братской могиле. Стихотворения Высоцкого о войне трагичны и до боли пронзительны, но в них нет чувства безысходности. Даже первые строки стихотворения «Братские могилы», содержащие невероятный объем страдания, горя и тоски, пронизаны светом и теплом людской памяти:
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают, –
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Поэт подчеркивает масштабность трагедии: братские могилы – общая боль утраты, общая скорбь:
Здесь нет ни одной
персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.
О мужестве безымянных солдат Высоцкий говорит «горящими» словами: «вспыхнувший танк», «горящие хаты», «горящее сердце солдата». Сгоревшие в пламени войны лежат в братских могилах, именно в братских, потому что перед лицом всенародной трагедии все люди стали близкими друг другу, братьями. И подвиг их общий, и упокоение они нашли общее – братские могилы.
Читая произведения о Великой Отечественной войне (особенно авторов-фронтовиков, творчество которых основано не на вымысле, даже не на документальных материалах, а на собственном военном опыте), думаешь только об одном: пусть это никогда не повторится! С каждым годом участников Великой Отечественной войны становится меньше. И наступит день, когда уйдет из нашей жизни последний ветеран. Не станет ли этот день днем нашего беспамятства?
Вместе с Юлией Друниной мы задаемся вопросом:
О люди драгоценнейшей породы!
Что будем делать
На земле без вас?..
Помнить, помнить и еще раз помнить! Мы называем память о погибших в войне светлой и вечной, чтобы выделить ее и защитить от ложного пафоса и мирской суеты. Страшное событие XX века – Великую Отечественную войну – будут помнить всегда, и еще не поставлена точка в ее отображении, потому что эта тема попросту бездонна, историю не перекроить.
Жанна АРТАМОНОВА,
ученица школы №1636 «НИКА»
Комментарии