Дисциплина и мотивация – вечные темы обсуждения в учительской, на педсовете, на любом мероприятии, в прессе, в Интернете и в любой стране. Сознаюсь: я до сих пор не знаю, в чем тут проблема, но понимаю ее актуальность. Звучит как противоречие.
Моя установка: заряд первоначально идет из педагогической семьи. Бабушка была директором школы. Никогда не повышала голос, иногда вовсе ничего не говорила, лишь посмотрит – и порядок. Думаю, это особый дар. Некоторые люди рождаются с талантом справляться с детьми, стариками и животными.
Большое влияние оказывала наша огромная семья, у бабушки было четверо своих детей и несколько приемных, так как в годы войны она брала к себе сирот. Позднее появилось множество внуков. Любой семейный праздник становился большим торжеством, где все сначала работали в меру сил и способностей, а потом садились за стол, наслаждались приготовленным угощением и обязательно пели песни.
«Никакому министру и не снилась та власть, которой обладает любой директор школы» – это высказывание приписывают Уинстону Черчиллю. Думаю, он был прав… Как-то раз в сентябре, когда мы только перешли из начальной в среднюю школу и еще не привыкли к количеству учителей, меня классная руководительница отправила с урока к директору, видимо, считая, что я испугаюсь и исправлю свою большую ошибку. А именно, увидев в кино прическу девочки-актрисы, моей ровесницы, я пришла в школу не с косой, а с хвостиком. Повысив голос, учительница сказала: «Немедленно заплетись! Неси записку от отца, что он тебе это разрешает!» Я невольно добавила масла в огонь, задав логичный, с моей точки зрения, вопрос: «Почему вы на меня кричите?» И меня отправили к директору.
Он очень удивился, когда к нему постучалась отличница, победительница олимпиад и самая тихая девочка в школе. За что же меня выгнали с урока? За хвост! Директор не понял, и я показала прическу, вызвавшую такой гнев. Подумав, он предложил пойти извиниться, но я отказалась. Пришлось отправить меня домой. А назавтра все девочки пришли в класс с хвостами. Не буду говорить, сколько лет прошло с тех пор. Но снова и снова слышу истории от родителей о том, как учительница настаивает, чтобы девочка непременно заплела косу или сделала какую-то угодную педагогу прическу. А почему? Где это написано?
Одна из проблем, связанных с дисциплиной, возникает именно от непомерных или даже абсурдных требований взрослых. С раннего детства мой отец, заметив, что я левша, как и он, на всякий случай обучил меня все делать обеими руками, потому что в какие-то периоды не разрешалось быть левшой.
Дети реагируют, бунтуют, протестуют как умеют. Давайте посмотрим на свой класс и подумаем, что именно нас раздражает в том или ином ученике, что вызывает желание сделать замечание, поправить. Если девочка десяти лет приходит в блестящем или прозрачном наряде, то стоит поговорить с родителями. Став подростками, девушки накладывают на лицо косметику буквально столовыми ложками. Юноши отращивают гриву до плеч или бреются налысо под любимого киногероя… Моя воспитательная беседа с девушками при необходимости сводилась к простой истине, всегда вызывавшей у них удивление и заставлявшей задуматься. Юность прекрасна сама по себе, не нужно ее замазывать. Так называемые недостатки уйдут, когда все станут взрослыми. Тогда и появится мера во всем, будь то наряды или косметика, прическа или ее отсутствие.
Важно помнить, что членораздельность не есть условие разумности. Если ваши выпускники способны с умным видом выдавать целые фразы, почерпнутые ими из Интернета, и рассуждать о мировой политике, то это не значит, что они все понимают. Особенно трудно это воспринимать, работая со старшими классами. Современные акселераты, как правило, перерастают предыдущее поколение еще в средней школе, но при этом все равно остаются детьми. Они не замечают наш рост или возраст, потому что мы для них прежде всего учителя, то есть всезнающие взрослые.
Стоит внимательно присмотреться к любому классу, каждому возрасту. Например, в Сибири практически весь учебный год зима. Помимо обязательной тонкой формы дети надевают сверху теплые свитера, кофты. Если ребенок весь год ходит в одном и том же или если явно вырос, но продолжает носить те же вещи, значит, в семье достаток невелик. Не стоит указывать ему или ей на одежду, тем более при всем классе. Если кто-то с самого утра ведет себя слишком бурно или апатично, полезно ознакомиться с ситуацией в семье. И тут возникает логичный вопрос: где взять время? Приходится находить возможность, обращать внимание на каждого. Недавно теперь уже взрослая бывшая ученица, сама ставшая мамой, поделилась со мной своими воспоминаниями: «Мы всегда шли к вам на уроки спокойно, знали, что вы не будете кричать, не станете ругать за ошибку, поможете разобраться с любой сложной темой. Моя подруга училась в параллельной группе, в кабинет шли, как на каторгу, а выходили в слезах!»
Да, я помню ту учительницу. Самое удивительное, что она любила свою профессию и уверяла, что хорошо относится к детям. Был у меня с ней «замечательный» опыт, о котором я позднее неоднократно рассказывала в качестве примера. Декабрь. Идет педсовет, последний вопрос. Директор оглашает данные. Оказывается, в одном из старших классов по базовому английскому у всей группы двойки и тройки, но у них же по переводу и литературе четверки и пятерки. Чего (по логике) быть не может. Придя в класс, я спросила подростков, в чем дело. После длительного молчания один мальчик собрался с мужеством и ответил: «Вы что, не знаете, что мы самые тупые в школе? Так нам учительница английского говорит!» От неожиданности из меня вылетел совсем не педагогичный ответ: «Что же вы молчали?!» За оставшийся до конца полугодия месяц, запирая дверь и бросая все свои дела, я подготавливала школьников к зачетам. Результат: половина пятерок, половина четверок. Коллега, которой, по моим понятиям, в школе делать было нечего, с гордостью похвасталась на педсовете, как она перевоспитала «тупиц».
Естественно, дисциплина на уроке зависит не только от нас. Но об этом мы побеседуем в следующий раз.
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск
Продолжение следует
Комментарии