search
main
0

Особенное творчество: о спектаклях детского инклюзивного театра

Премьера детского музыкального спектакля «Сны Алисы», поставленного одноименной детской инклюзивной студией, прошла в Новом пространстве Театра Наций. Режиссер-постановщик представления, он же автор музыкального сопровождения Никита Малышев, рассказал о состоявшейся премьере и творчестве ребят в театральной студии.

Фото: театральная студия «Сны Алисы»

Инклюзивный музыкальный спектакль «Сны Алисы» в 2019 году был поставлен Никитой Малышевым по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Название постановки стало названием самой детской студии, где занимаются творчеством как ребята с ОВЗ, так и нормотипичные дети в возрасте от 5 до 17 лет.

Инициатором проекта тогда выступила школьница Этель Симкина, представляя Благотворительный фонд «Семейная в помощь», который реализует программу «Инклюзия в помощь». Фонд является членом Ассоциации Деятелей Инклюзивного Искусства. Студия «Сны Алисы» помогает ребятам с ограниченными возможностями здоровья социально адаптироваться посредством репетиций спектакля, реализации творческих идей и показов постановок зрителю.

По словам художественного руководителя студии Никиты Малышева, в этом году ребята представили обновленную версию спектакля «Сны Алисы», так что ее вполне можно назвать премьерой. Это сценическая фантазия, созданная режиссером по произведениям Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». В новой версии количество участников значительно выросло: если ранее в спектакле было задействованы 8 актеров, то сейчас их 17. По этой причине пришлось изменить сценарий – в нем увеличилось число персонажей и сцен.

При этом режиссеру важно, чтобы желания детей исполнялись: если, например, в роли главной героини захотели выступить несколько девочек, то так тому и быть: сценарий позволил попробовать себя в образе Алисы каждой желающей участнице. Тут на помощь руководителю студии пришла его фантазия. Он рассказывает:

«Сегодня спектакль другой: и участников больше стало, и дети в этом году пришли сложнее, их особенности развития разные. Так что это полноценная премьера. В ней у нас несколько Алис, каждая встречается с разными персонажами. Такое художественное решение возникло, поскольку мы отталкиваемся от желания детей. Многие девочки хотели сыграть Алису – и мы подумали: почему бы не сделать именно так. Поменялась и сценография: если раньше актеры находились за сценой за ширмами, то сейчас они выходят из-за кулис. Музыку к постановке, как и песни, которые поют персонажи, написал я».

Все представление полностью является творением детской инклюзивной театральной студии. По словам Никиты Малышева, организационным двигателем работы студии является Любовь Ковалева – исполнительный директор фонда «Семейная в помощь». Театральными нарядами – от разработки эскизов до пошива – занимается Лариса Прокофьева, выступая одновременно и как художник по костюмам, и как швея. Она также создавала костюмы для персонажей другой постановки студии, по мотивам сказок А. Пушкина – «Колыбельная Пушкина». Коллективу импонирует ее отношение к делу, умение общаться с актерами – «наш человек», как говорит художественный руководитель. Сначала Лариса рисует эскизы, затем их согласовывают в коллективе студии, после этого она их отшивает.

Премьеру новой версии «Снов Алисы» в студии начали готовить с осени прошлого года. Тогда многие ребята впервые пришли в коллектив, вместе стали читать сценарий. Репетиции проходили всего один раз в неделю – по воскресеньям, поскольку дети учились в школе, некоторые уезжали на реабилитацию.

После каждого спектакля для ребят обязательно проводится чаепитие – это своеобразный праздник для них. Кто-то из участников задействован в двух спектаклях. Некоторые дети вырастают, их интересы меняются. На их место приходят другие. «У нас очень живой театр, здесь постоянно все движется», – говорит о студии ее руководитель. Своей сверхзадачей он назвал необходимость дать детям с разными возможностями понять, что не только на сцене, но и в жизни они могут общаться и делать общее дело.

Разумеется, представления инклюзивного театра отличны от постановок театра обычного. На вопрос об их особенностях худрук студии вспомнил участие в фестивале «Русская классика», который проходил в Лобне. Первый вопрос жюри был именно таким: «Ребята, как нам вас оценивать?». Тогда Никита развел руками, поскольку у коллектива не было задачи что-то выигрывать и соревноваться. Для артистов студии выйти на сцену – уже подвиг. И «Сны Алисы» за 26 лет существования фестиваля были первыми участниками, которые приехали на него инклюзивным коллективом.

Режиссер уверен: когда подобные театральные постановки станут привычными фестивальной публике, то и оценивание станет более понятным и привычным. По его словам, лично он уже сейчас актера, исполняющего роль Попа в «Колыбельной Пушкина» (Вася Сула), наградил бы грамотой – настолько точно Вася передает образ и живет ролью. В целом, на фестивале «Русская классика» коллективу вручили два диплома: за актерский ансамбль (актеры хорошо были «сыграны» друг с другом, что чрезвычайно важно с точки зрения задач инклюзивной студии), а также за режиссерско-педагогическую деятельность.

Фото: театральная студия «Сны Алисы»

Любопытным представляется и приход Никиты Малышева к работе с инклюзивным детским коллективом. По его словам, все началось с желания школьницы Этель Симкиной делать что-то полезное, значимое в благотворительности. Это стало известно Любови Ковалевой, которая была знакома с творчеством Никиты по инклюзивному проекту «Потрогай солнце»  для слабовидящих детей. Ребята участвовали в нем, знакомясь с  запахами, звуками, ощущениями. Тогда Любовь предложила Никите поработать с детьми с ОВЗ, что стало для него вызовом, поскольку это тоже непростая задача. Подумав, он согласился, написал инсценировку и музыку – так с подачи Этель появился театральный инклюзивный проект. Тогда она была старшеклассницей, и в интервью на радио «Вера» ее назвали самым молодым театральным продюсером. В одном из спектаклей Этель даже сыграла Алису. Сейчас она иногда приходит в студию на репетиции, и дети ей очень рады.

Рассказывая о работе с ребятами, которые иногда кардинально отличаются своими физическими возможностями друг от друга, Никита отметил, что возникающие со всеми трудности практически одинаковы. В работе с детьми важно знать, что они могут повести себя тем или иным образом, исходя из их особенностей. «Они могут быть не в настроении, например, и не потому, что бунтуют против меня, а просто в силу своей природы. Когда ты понимаешь их особенности, то спокойно на них реагируешь». Ребята обычно репетируют по сценам, на каждую отводится примерно по 40 минут.

Бывают дни, когда репетиции проходят замечательно, атмосфера легкая и даже веселая, дети что-то придумывают. А бывает так, что настроения нет совсем, и все тянется тяжеловато. «Тогда мы просто гребем. Ну не получается у тебя бежать в сторону заветной цели – ты просто иди к ней. Не получается идти – ползи, не можешь ползти – тогда просто лежи в сторону этой цели – следуем этой поговорке. Мы стараемся не форсировать, делаем перерывы, иногда в помощь подключаем родителей», – рассказывает Никита Малышев.

В настоящее время проблемным для коллектива остается вопрос с площадками для репетиций. Студия их арендует, они часто меняются. А показы спектаклей проходят на разных театральных площадках Москвы: если премьера новой версии «Снов Алисы» вышла на площадке Нового пространства Театра наций на Страстном бульваре, то предыдущие постановки проходили несколько раз в Музее Булгакова у площади Маяковского, например. В будущем ребята надеются на появление собственной сцены. Тогда они смогут чаще собираться и дольше репетировать, проводить мастер-классы, концерты. Над этим в настоящее время идет работа.

В премьерном спектакле «Сны Алисы» были заняты Дима Ярушкин, Даша Сухова, Миша Смиркин, Саша Мамонов, Ярослав Рыжиков, Артем Манжиков, Ксюша Ялунина, Даша Фатеева, Игорь Ветошкин, Федя Заревин, Саша Шахова, Мирослава Франчук, Вася Сула, Петя Мищенко, Валя Сула, Витя Михайлов, Таня Скобликова, Артем Чупахин, Маша Зубова, Маша Сула.

Фото: театральная студия «Сны Алисы»

О своем участии в премьере и о занятиях в студии рассказала Таня Скобликова: «Я играла роль Алисы. Сложнее всего было начать говорить роль, потому что я очень волновалась. Мне нравятся занятия в студии. Здесь можно научиться петь разные песни, играть разные роли, научиться слушать других, уважать тех, кто играет в театре впервые. Нужно помогать им учиться выступать и всегда быть готовым прийти на помощь тем, у кого это не получается.

Когда мы репетировали у нас произошла одна смешная история. Дело было так: мы все собрались, чтобы начать репетировать. Никите написали, что Даши на репетиции сегодня не будет. Мы все забеспокоились, кто же сыграет Дашину роль вместо нее. И тут на сцену выходит Никита вместе с Димой, и они играют Дашину партию. Мы все удивились, потому что я никогда не видели, чтобы Никита играл роль вместо нее. Нам очень понравилось, как играет Никита: он очень хороший актер и режиссер, он очень хороший друг и очень хороший товарищ, потому что он всегда протягивает руку, когда ребятам нужна помощь. Например, если кому-то будет тяжело учить выступление, Никита всегда поможет и подскажет как надо правильно, и я благодарна ему за то, что он принял меня в театр».

По словам Таниной мамы – Марины Скобликовой, ее дочь занимается в студии с февраля 2022 года. Сразу же после первого занятия Таня загорелась идеей стать актрисой. С тех пор она тщательно учила данную ей роль и каждый вечер занималась вокалом по заданию руководителя студии. Для дочери репетиции – это всегда заряд положительных эмоций и общение, которого ей так не хватает. Она завела новых друзей и поставила перед собой цель, к которой очень стремится. Тане очень понравилось выступать и получать отклик от зрителя: «Хочется выразить особую благодарность Никите Малышеву и всем, благодаря кому данный проект существует! Это очень здорово!»

Творчество необходимо для развития любого ребенка. Для детей с особенностями – значимо особенно. Никита Малышев часто поражается органичности их игры, мощности интуиции. Это заметит любой зритель – стоит лишь раз прийти на спектакль.

Всего за время своего существования студия «Сны Алисы» сыграла более 60 спектаклей, где побывали более 1 500 зрителей. Она стала финалистом премии «На благо мира — 2019»; обладателем диплома Гран-При фестиваля «Особые таланты» — 2019; участником фестиваля «Театральная неделя» в ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр», лауреатом премии им. А.Ф. Железкина, а также II Инклюзивного фестиваля в Калуге. Спектакль «Колыбельная Пушкина» была лауреатом фестиваля IN. ART и номинантом на премию «Гражданская инициатива» — 2021, лауреатом фестиваля «Люди как люди», получил дипломы «За лучший актерский ансамбль» и «За режиссерско-педагогическую работу» на 26-м Международном фестивале «Русская классика».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте