search
main
0

Основы для перехода к инновационной экономике созданы. Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ

На одном из последних пленарных заседаний Государственной Думы в рамках «Правительственного часа» выступил министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО. Депутаты заинтересовались ходом модернизации профессионального образования. И это неудивительно, ведь от ее результатов напрямую зависит подготовка кадров, необходимых для развития российской экономики и ее перехода на инновационные рельсы.

Модернизация профессионального образования осуществляется в соответствии с принятыми правительством Приоритетными направлениями развития образовательной системы и направлена на усиление его роли в инновационном развитии страны. Как известно, катализатором системных изменений в отрасли стал приоритетный национальный проект «Образование». В первую очередь он помог принципиально обновить материально-техническую базу на всех уровнях профессионального образования.

Конкурсная поддержка инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования позволила начать формирование сети ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки. Возросло внимание к ним со стороны регионов и производства. Как известно, их софинансирование превысило размеры федеральной поддержки. Впервые со времен Советского Союза начался подъем в этой сфере. О ней заговорили средства массовой информации, появился интерес у молодежи и родителей. При совместной работе власти и бизнеса 76 центров, созданных в рамках национального проекта в 2007 году, смогли значительно приблизить материально-техническую базу к требованиям современных производственных технологий. (Применение нового оборудования обеспечено инновационной учебно-методической документацией, повышением квалификации педагогических кадров). Сегодня в этих центрах обучается порядка 60 тысяч человек. Тем самым закладываются основы для преодоления дефицита кадров.

Завершается второй конкурсный отбор, в котором участвуют 204 инновационных учреждения. По итогам конкурса еще не менее 60 ресурсных центров начального и среднего профобразования получат поддержку власти и бизнеса в размере 40-60 миллионов рублей каждый.

С участием объединений работодателей разработан и реализуется Комплекс межведомственных мероприятий, задающий стратегию развития этого сектора профобразования.

В сфере высшего образования благодаря мероприятиям национального проекта удалось запустить значимые программы в области транспорта, энергетики, электроники, машиностроения и других приоритетных отраслей. Все они поддержаны и востребованы представителями реального сектора экономики. В инновационных вузах появилось новейшее оборудование по самым современным направлениям подготовки от нанотехнологий до авиастроения.

В рамках национального проекта идет становление Сибирского и Южного федеральных университетов, которые обеспечат эффективное развитие научно-образовательного потенциала этих стратегических территорий и его включение в решение задач комплексного инновационного макрорегионального развития.

Формирование, выделение на конкурсной основе центров качественного образования помогает устранять «псевдообразование». Это происходит при активном содействии передового профессионального сообщества и работодателей, их участии в контроле и оценке качества образования. Этому способствует принятый закон о саморегулируемых организациях.

В ходе разработки образовательной структуры новых федеральных университетов, а также реализации инновационных программ 57 вузов – победителей национального проекта получила развитие подготовка магистров для науки и наукоемких технологий. Практика победителей показала, что такие программы эффективно реализуются в условиях тесной интеграции образования, науки и производства. Лидером в этом направлении стал МГУ им. М.В. Ломоносова, в котором реализуется более 50 инновационных магистерских программ, разработанных совместно с крупнейшими отечественными фирмами и Российской академией наук. Таким образом, принятый в конце прошлого года закон об уровнях образования активно реализуется ведущими вузами страны.

В целом структура мероприятий национального проекта была тесно увязана правительством со всей законопроектной деятельностью в области образования. В результате к концу прошлого года в основном сформирован правовой фундамент современного образования, включая укрепление связи профессионального обучения и перспективного рынка труда. На основе изменений, внесенных в законодательство, оперативно обновляется нормативно-правовая база, регулирующая деятельность образовательных учреждений. В феврале правительством принято новое Типовое положение о вузе. Подготовлены и в ближайшее время будут утверждены проекты типовых положений об учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Законодательные и нормативные изменения подкреплены соответствующими изменениями финансирования системы образования – как в части увеличения объемов, так и в части обновления механизмов финансирования.

Наряду с дополнительной государственной поддержкой в рамках приоритетного национального проекта более чем в 2 раза за 4 года увеличены объемы финансирования отрасли. При этом гораздо больший вес приобрели программно-целевые методы ресурсного обеспечения.

В практику внедряются прозрачные принципы распределения ресурсов: формульное финансирование, конкурсная поддержка лидеров, принцип «деньги в обмен на обязательства». Тем самым обеспечиваются необходимые структурные и институциональные изменения.

Почти в 3 раза возрос объем средств, направленных на научные исследования в вузах. Вузы стали активнее участвовать в получении грантов на научные разработки. Самый главный результат здесь – повышение открытости системы образования по отношению к актуальным и перспективным запросам реального сектора экономики.

Совместно с работодателями мы определили прогнозные потребности в профессиональных кадрах по всем отраслям экономики до 2015 года. Этот вопрос неоднократно ставился в Государственной Думе РФ. Теперь прогноз сделан, и в соответствии с ним сформированы контрольные цифры приема в федеральные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на следующий учебный год. Впервые за многие годы ведомствам предложено увеличить прием на специальности здравоохранения, строительства, приборостроения. Одновременно уменьшен прием на некоторые гуманитарные специальности, которые сегодня не востребованы рынком труда.

Финансовые механизмы направлены и на обновление квалификации кадров. Введены доплаты кандидатам и докторам наук. В среднем заработная плата в системе высшего образования за последние 3 года возросла в 2,5 раза. С нынешнего года правительством вводится новая система оплаты труда, стимулирующая повышение качества работы преподавателей.

Подготовлен проект федеральной целевой пятилетней программы «Научные и научно-педагогические кадры». Ее мероприятия направлены на стимулирование притока молодых талантливых ученых в высшее образование и науку. Общий предполагаемый объем финансирования программы – 50 миллиардов рублей.

Работа по обеспечению качества профессионального образования подкреплена необходимыми мерами по повышению его доступности. Растет число бюджетных мест приема в учреждениях профессионального образования в расчете на тысячу выпускников школ. За счет введения ЕГЭ на практике заработала прозрачная система поступления в вузы и ссузы независимо от места жительства и доходов семьи. Государственная поддержка образовательного кредитования, а также родительский капитал помогут студентам из глубинки обучаться в престижных учебных заведениях вдали от дома.

Под контролем состояние дел в студенческих общежитиях. В рамках развития сети ведущих научно-образовательных центров мы предлагаем предусмотреть специальные меры по строительству и обустройству современных студенческих городков с насыщенной инфраструктурой.

Таким образом, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, принятые правительством в декабре 2004 года, в основном выполнены.

На среднесрочную перспективу мы ставим перед собой задачу модернизировать систему профессионального образования таким образом, чтобы она, с одной стороны, обеспечивала опережающий ответ на стратегические вызовы времени, работала на потребности не только сегодняшней, но и завтрашней экономики. А с другой стороны – быстро и гибко реагировала на динамичные изменения актуальных потребностей производства в новых квалификациях работников.

Для решения этой задачи мы планируем, во-первых, обеспечить дальнейшее расширение участия работодателей в создании стандартов, формировании перечней подготовки, контроле и оценке образовательных программ, сертификации квалификаций. Во-вторых, усилить налоговые стимулы инвестирования в непрерывное образование как для предприятий, так и для граждан, желающих освоить новые квалификации.

В частности, мы предлагаем относить на себестоимость (а значит, исключить из налогов на прибыль) средства, направляемые предприятиями не только на повышение квалификации работников, как это делается уже сейчас, но и на профессиональную подготовку, обучение кадров. Это позволит нам усилить целевую подготовку кадров для того или иного бизнеса, для тех или иных предприятий. А также предлагается в два раза увеличить размер социального налогового вычета расходов на обучение. Сегодня он составляет не более 50 тысяч рублей в год, что существенно ниже реальной стоимости образовательных услуг.

Развивая инфраструктуру профессионального образования, мы продолжим на конкурсной основе формировать сеть крупных научно-образовательных комплексов мирового уровня – федеральных университетов, обеспечивающих решение стратегических задач комплексного инновационного развития страны. Одновременно начато проектирование отраслевых федеральных университетов, которые обеспечат инновационное развитие стратегических отраслей экономики: ядерного – на базе МИФИ и технологического – на базе МИСиС.

Совместно с работодателями и региональными властями будет продолжена работа по созданию ресурсных центров начального и среднего профобразования.

Развивая уровневое образование, мы продолжим уже начатую работу по внедрению стандартов нового поколения, обеспечивающих баланс фундаментальности образования и эффективного использования его результатов для инновационного развития. Будут расширены возможности формирования индивидуальных образовательных программ на основе широкого спектра востребованных образовательных модулей и обеспечена система прозрачного поступления на программы магистратуры. В свое время отличники имели право самостоятельно формировать программы своего образования. Мы собираемся эту практику внедрять сегодня, предоставляя студентам возможность более активно использовать курсы, которые читают в их университетах на разных направлениях.

Планируется создание прикладного бакалавриата для обеспечения современной квалификации специалистов массовых специальностей, востребованных инновационной экономикой.

Начиная с 2009 года будет оказана поддержка интеграции образовательной, научной и производственной деятельности, развитию инновационных предприятий через конкурс соответствующих образовательных программ и проектов. Об этом заявлял в своих выступлениях избранный Президент РФ Дмитрий Медведев, и такие программы подготовлены.

К 2010 году будут установлены нормативы финансирования по всем направлениям и профилям профессионального образования. Это позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечит, чтобы каждый вложенный рубль с максимальной отдачей работал на того, кто учится.

Обновленные организационно-экономические механизмы найдут отражение в законодательном акте, интегрирующем все уровни образования. Работа по его созданию начата, и это наша совместная задача с представителями высшей школы, работодателей и, конечно, законодательной власти на ближайшее время.

В результате этих мер профессиональное образование будет целенаправленно формировать человеческий и квалификационный потенциал, необходимый для перехода к инновационной экономике, обеспечит, чтобы каждый молодой человек был востребован и вносил ощутимый вклад в развитие страны. Основы для этого созданы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте