search
main
0

Основная школа

РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
– получить представление о сущности и назначении языка, его роли в жизни человека и общества; о русском языке как национальном языке русского народа, как государственном языке РФ и языке межнационального общения; об основных функциональных разновидностях современного русского литературного языка; об особенностях языка художественной литературы; о жанрах речевых произведений;
– характеризовать основные признаки языковых единиц (фонетических, лексических, морфемных, словообразовательных, морфологических, синтаксических); опознавать их по изученным признакам, анализировать и уместно употреблять в речи;
– овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы адекватно ситуации и стилю общения; владеть современным речевым этикетом;
– ознакомиться с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими нормами русского языка и овладеть ими;
– освоить основные правила орфографии и пунктуации и научиться применять их в письменной речи;
– адекватно воспринимать письменные тексты разных функциональных стилей, используя ознакомительный, изучающий и просмотровый виды чтения; адекватно воспринимать устную речь; пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст (устный и письменный);
– овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; научиться создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла, адресата и ситуации общения, использовать в текстах соответствующие языковые средства;
– совершенствовать и редактировать тексты, находить грамматические и языковые ошибки и недочеты, исправлять их;
– свободно пользоваться различными словарями русского языка.

Обязательный минимум содержания образования
Общие сведения о русском языке. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык в современном обществе. Богатство, красота, выразительность русского языка. Русский язык – язык великой русской литературы. Формы существования национального русского языка. Понятие о русском литературном языке. Нормы литературного языка. Основные словари русского языка. Наука о русском языке и ее разделы.
Фонетика. Орфоэпия. Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Основные выразительные средства фонетики. Основные правила литературного произношения и ударения.
Лексика и фразеология. Слово как единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Лексические и стилистические нормы русского языка. Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфема как минимальная значимая часть слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова и окончание. Корень. Приставка, суффикс. Однокоренные слова. Чередование звуков в слове. Варианты морфем. Исторические изменения в структуре слова. Понятие об этимологии. Слова производные и непроизводные. Основные способы образования слов. Словообразование различных частей речи. Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Морфология. Части речи в русском языке. Принципы выделения частей речи.
Самостоятельные части речи: имена существительные, прилагательные, числительные, местоимение, глагол, наречие. Причастие, деепричастие в системе частей речи. Слова категории состояния. Разряды самостоятельных частей речи. Грамматические категории самостоятельных частей речи: категория одушевленности и неодушевленности существительных; категории рода, числа, падежа существительных, прилагательных, порядковых числительных, местоимений и причастий; категории возвратности, переходности, лица глагола. Видовременная система глагола. Наклонения глагола. Спряжение глагола. Синтаксические функции самостоятельных частей речи.
Служебные части речи: предлог, союз, частицы. Их разряды по значению, структуре. Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии. Синонимия морфологических форм слов разных частей речи.
Синтаксис. Словосочетание и предложение как синтаксические единицы. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы связи в словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
Предложение как основная единица синтаксиса. Типы предложений по цели высказывания. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Восклицательные предложения.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое, его типы, способы выражения. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Простое предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения; вводные слова и вставные конструкции. Сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Виды сложноподчиненных предложений. Сложная синтаксическая конструкция. Способы передачи чужой речи.
Основные синтаксические нормы русского литературного языка. Синтаксическая синонимия. Основные выразительные средства синтаксиса.
Графика. Орфография и пунктуация. Алфавит. Соотношение звуков и букв в русском языке.
Принципы русской орфографии. Орфограмма. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитное, дефисное и раздельное написания. Употребление прописной и строчной букв. Перенос слов.
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Речь. Речевая деятельность. Устная и письменная формы речи. Речь диалогическая и монологическая. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста. Типы текстов по функционально-смысловым особенностям (повествование, описание, рассуждение), по стилям речи (разговорные, официально-деловые, публицистические, научные и художественные). Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Понятие о культуре речи. Русский речевой этикет.

РУССКИЙ НЕРОДНОЙ ЯЗЫК

Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение русского языка должно предоставить учащимся возможность:
– иметь представление о сущности и назначении языка, его роли в жизни человека и общества; об основных функциональных разновидностях современного русского литературного языка: литературный язык, просторечие, территориальные, социальные диалекты;
– определить основные признаки единиц языка (фонетических, лексических, морфемных, словообразовательных, морфологических, синтаксических); опознавать их по изученным признакам, анализировать и уместно употреблять в речи;
– характеризовать основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка; употреблять слова и фразеологизмы адекватно ситуации и стилю общения; владеть современным речевым этикетом;
– характеризовать основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические правописные нормы русского литературного языка, правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами, правильно образовывать формы слов, правильно и уместно употреблять слова, фразеологизмы и строить предложения разных типов, уместно употреблять их в речи;
– правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами, пунктуационно правильно оформлять предложения и текст;
– понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе: речь диктора радио, телевидения, официального лица;
– читать оригинальные тексты разных функциональных стилей, используя ознакомительное, изучающее, просмотровое виды чтения; пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст (устный и письменный);
– создавать устные и письменные тексты, различные по типу (описание, повествование, рассуждение), стилю и жанру, с учетом замысла, адресата, ситуации общения;
– вести диалог на бытовые, учебные, социальные, социокультурные темы, используя реплики переспроса, согласия, отрицания, утверждения и т. д., диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;
– приобщиться к культуре русского народа в рамках тем, сфер, ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, возрастным особенностям учащихся основной школы;
– переводить с родного языка на русский отрывки из художественных или публицистических произведений;
– пользоваться различными словарями русского языка.

Обязательный минимум содержания образования
Общие сведения о русском языке. Русский язык – государственный язык РФ, язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы.
Фонетика. Орфоэпия. Звук как единица языка. Гласные. Ударные и безударные гласные. Редукция гласных. Согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Оглушение и озвончение согласных. Произношение мягких согласных. Шипящие и Ц. Стечение согласных. Их произношение. Слог. Ударение. Подвижное ударение. Интонация. Основные типы интонационных конструкций. Основные орфоэпические правила. Орфоэпические словари.
Лексика и фразеология. Слово как единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы, их семантика, употребление. Слова и фразеологизмы с национально-культурным компонентом значения. Толковые словари русского языка.
Состав слова. Словообразование. Морфема как минимальная значимая часть слова. Основа слова и окончание. Корень, приставка, суффикс. Однокоренные слова. Основные способы образования слов в русском языке. Словообразование различных частей речи.
Морфология. Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи: существительные, прилагательные, числительные и местоимения, глагол, наречия. Причастия и деепричастия в системе частей речи.
Категория одушевленности и неодушевленности. Род, число существительных, прилагательных, порядковых числительных, местоимений, причастий. Формы, значение и употребление падежей.
Видовременная система глагола русского языка. Образование, семантика и употребление глаголов совершенного и несовершенного видов. Спряжение глаголов. Наклонение глагола, образование, семантика, употребление. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.
Синонимия морфологических форм.
Служебные части речи: предлог, союз, частицы. Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы связи слов в словосочетании. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения. Средства оформления предложений: интонация, логическое ударение, порядок слов.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Простое предложение. Двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение, вводные слова и конструкции. Сложное предложение. Союзные и бессоюзные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Виды сложноподчиненных предложений. Способы передачи чужой речи. Основные синтаксические нормы русского языка. Синтаксическая синонимия.
Графика. Орфография. Пунктуация. Алфавит. Соотношения звука и буквы. Орфограмма. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Правила переноса слов. Орфографические словари.
Знаки препинания в конце предложения, в простом предложении, в предложении с однородными членами, обращениями, вводными словами и вставными конструкциями; в сложном предложении. Знаки препинания в прямой и косвенной речи, при цитировании. Сочетание знаков препинания.
Речь. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо и чтение. Устная и письменная формы речи. Диалогическая и монологическая речь. Качества хорошей речи.
Текст как речевое произведение. Типы текста: описание, повествование, рассуждение. Способы и средства связи предложений в тексте.
Разговорная, книжная речь. Стили речи (научный, официально-деловой, публицистический), их основные признаки и характеристики. Язык художественной литературы.
Культура речи. Понятие о литературном языке. Норма – основная черта литературного языка. Орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы языка. Критерии культуры речи. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Русский речевой этикет. Русские нормы речевого поведения в сопоставлении с родными.

ЛИТЕРАТУРА

Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение литературы должно предоставить учащимся возможность:
– читать художественные произведения, воспринимать и понимать литературу как искусство слова, осознавать его специфические законы, уметь воспроизводить конкретное содержание произведения и определять его идейно-эстетическую ценность;
– анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображенному, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;
– определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений, характеризовать во взаимосвязи основные компоненты художественного текста; выявлять сходство тематики и героев разных произведений, уметь раскрывать ключевые проблемы русской литературы; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;
– понимать связь изученного произведения со временем его написания; соотносить его с литературными направлениями; знать основные факты жизненного и творческого пути писателей;
– давать устный и письменный развернутый аргументированный ответ на вопросы по произведениям фольклора, древнерусской литературы, произведениям XIX-XX веков, зарубежной литературы;
– выразительно читать произведения или фрагменты из них, в том числе выученные наизусть; уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
– писать классные и домашние сочинения по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы; писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

Обязательный минимум содержания образования
Литературные произведения
Из русского фольклора
Мифы древних славян. Русские народные сказки, народные песни, пословицы, поговорки.
Былины: “Илья Муромец и Соловей-разбойник”, “Садко”.
Из древнерусской литературы
“Повесть временных лет” (фрагменты), “Слово о полку Игореве”, “Житие Сергия Радонежского” (фрагменты), “Поучение” Владимира Мономаха.
Из литературы XVIII века
М.В. Ломоносов. “Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”.
Д.И. Фонвизин. Комедия “Недоросль”.
Г.Р. Державин. “Памятник”.
Н.М. Карамзин. Повесть “Бедная Лиза”.
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. Басни: “Квартет”, “Свинья под Дубом”, “Волк и Ягненок”, “Демьянова уха”, “Волк на псарне”.
В.А. Жуковский. Баллады: “Светлана”, “Лесной царь”. Стихотворения “Море”, “Невыразимое”.
А.С. Грибоедов. Комедия “Горе от ума”.
А.С. Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. Стихотворения: “Редеет облаков летучая гряда…”, “Песнь о вещем Олеге”, “К***” (“Я помню чудное мгновенье…”), “Анчар”, “…Вновь я посетил…”, “Туча”, “Бесы”, “Зимняя дорога”, “К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд…”, “19 октября 1825 года”, “Арион”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Поэма “Руслан и Людмила” (фрагменты). “Маленькие трагедии” (“Моцарт и Сальери”). Повести: “Дубровский”, “Повести Белкина”, “Капитанская дочка”. Роман “Евгений Онегин”.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: “Парус”, “Тучи”, “Бородино”, “Смерть поэта”, “Молитва” (“В минуту жизни трудную…”), “И скучно, и грустно, и некому руку подать…”, “Когда волнуется желтеющая нива…”, “Дума”. Поэмы: “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, “Мцыри”. Роман “Герой нашего времени”.
Н.В. Гоголь. Повести: “Ночь перед Рождеством”, “Тарас Бульба” (в сокращении), “Шинель”. Пьеса “Ревизор”. Поэма “Мертвые души” (I том).
А.Н. Островский. Пьесы: “Снегурочка” (фрагменты), “Свои люди – сочтемся”.
И.С. Тургенев. Рассказы: “Муму”, “Бирюк”. Повесть “Ася”. Стихотворения в прозе: “Русский язык”, “Памяти Ю.П. Вревской”, “Нищий”.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: “Есть в осени первоначальной…”, “Умом Россию не понять…”, “Весенние воды”, “Как весел грохот летних бурь…”, “Нам не дано предугадать…”.
А.А. Фет. Стихотворения: “Чудная картина…”, “Вечер”, “Ласточки”, “Это утро, радость эта…”, “Учись у них – у дуба, у березы…”.
Н.А. Некрасов. Стихотворения: “Вчерашний день, часу в шестом…”, “Железная дорога”, “Размышления у парадного подъезда”, “Внимая ужасам войны…”. Поэма “Русские женщины” (“Княгиня Трубецкая”).
Н.С. Лесков. Рассказ “Левша”.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Премудрый пескарь”.
Ф.М. Достоевский. Повесть “Бедные люди”.
Л.Н. Толстой. Рассказы: “Кавказский пленник”, “После бала”.
А.П. Чехов. Рассказы: “Лошадиная фамилия”, “Хамелеон”, “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”.
Из литературы ХХ века
И.А. Бунин. Стихотворения: “Густой зеленый ельник у дороги…”, “Слово”, “И цветы, и шмели, и трава, и колосья…”. Рассказы: “Господин из Сан-Франциско”, “Косцы”.
М. Горький. Рассказы: “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”.
А.А. Блок. Стихотворения: “Россия”, “О, я хочу безумно жить…”, “О доблестях, о подвигах, о славе…”.
В.В. Маяковский. Стихотворения: “Хорошее отношение к лошадям”, “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”.
С.А. Есенин. Стихотворения: “Гой ты, Русь моя родная…”, “Песнь о собаке”, “Отговорила роща золотая…”, “Не жалею, не зову, не плачу…”.
А.А. Ахматова. Стихотворения: “Мужество”, “Молитва”, “Мне голос был. Он звал утешно”.
М.И. Цветаева. Стихотворения: “Красною кистью…”, “Семь холмов, как семь колоколов…” (Из цикла “Стихи о Москве”).
М.М. Пришвин. “Кладовая солнца”.
М.А. Булгаков. Повесть “Собачье сердце”.
А.П. Платонов. Рассказы: “Корова”, “В прекрасном и яростном мире”.
А.Т. Твардовский. Стихотворение “Я убит подо Ржевом”. Поэма “Василий Теркин” (главы: “Переправа”, “Два солдата”, “Поединок”, “Кто стрелял?”, “Смерть и воин”).
М.А. Шолохов. Рассказ “Судьба человека”.
В. Шукшин. “Срезал”, “Микроскоп”,
Н. Рубцов. “Звезда полей”, “В горнице”, “Первый снег”, “Листья осенние”.
Произведения русских писателей и поэтов второй половины ХХ века, получившие общественное признание.
Литературная критика
И.А. Гончаров. “Мильон терзаний” (фрагменты).
В.Г. Белинский. “Сочинения Александра Пушкина”, статьи 8, 9 (фрагменты).
Из зарубежной литературы
Мифы народов мира
Гомер. “Одиссея” (отрывок “Одиссей у Циклопов”).
М. Сервантес. “Дон Кихот” (главы).
У. Шекспир. “Ромео и Джульетта” (сцены).
Ж.-Б. Мольер. “Мещанин во дворянстве”.
Дж. Г. Байрон. Лирика.
Х.-К. Андерсен. “Снежная королева”.
Д. Лондон. “Белый клык”.
М. Твен. “Приключения Тома Сойера”.
Сведения по истории и теории литературы
Художественная литература как словесное искусство. Образность как отличительная черта художественной литературы; основные средства художественной изобразительности.
Своеобразие русской литературы, ее значение в истории мировой художественной культуры.
Соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.
Литературные роды и жанры. Особенности языка художественной литературы. Стихотворная и прозаическая речь.
Фольклор и литература. Литературное произведение, его автор и читатель. Биографические сведения о писателе. Литература и эпоха.
Содержание и структура литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, система образов).
Литературные направления XIX-XX веков: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
Нравственно-философская и социально-историческая проблематика произведений литературы, в том числе борьба добра и зла, выбор жизненного пути, человек и Бог, преемственность поколений, личность и общество, человек и природа, честь, долг, совесть.
“Вечные темы” и “вечные образы” в литературе.
Литература и другие виды искусства.
Наука о литературе. Литературная критика и ее роль в развитии литературного процесса.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
(в национальной школе)

Требования к уровню подготовки выпускников
Изучение русской литературы должно предоставить учащимся возможность:
– сформировать положительное отношение к изучению русской литературы;
– читать русские фольклорные тексты, фрагменты произведений древнерусской литературы, литературы ХVIII века, произведения русских писателей ХIХ и ХХ веков, вершинные произведения зарубежной литературы и осознавать их как явления словесного искусства;
– знакомиться с основными фактами жизненного и творческого пути писателей;
– осмыслять ключевые проблемы русской литературы, знакомиться с проблематикой изученных произведений зарубежной литературы;
– определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
– характеризовать тему и идею литературного произведения, его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
– определять идейно-художественную роль в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
– формировать собственное отношение к изученному литературному произведению, давать ему оценку;
– совершенствовать разные виды речевой деятельности: пересказывать устно эпические произведения или отрывки из эпических произведений, используя образные средства языка и цитаты из текста, писать изложения с элементами сочинения на темы, связанные с проблематикой, системой образов изученных произведений;
– овладеть умениями выразительного чтения художественных текстов, в том числе и выученных наизусть;
– сопоставлять однотемные произведения русской и родной литературы, выявляя их сходство и национальное своеобразие, сравнивать русский оригинал с его переводом на родной язык.

Обязательный минимум содержания образования*
Литературные произведения
Мифология и фольклор
Мифы Древней Греции. Из жизни Геракла (в изложении В.Смирновой); Похищение Персефоны Аидом (в изложении Н.Куна)
Мифы древних славян. Миф о Солнце (из книги П.И.Мельникова-Печерского “В лесах”), Миф о сотворении мира (из книги А.Асова “Русские веды”).
Загадки, пословицы, поговорки
Русские народные сказки, например: “Лиса и дрозд”, “Перышко Финиста-Ясна Сокола”, “Ванюшка и царевна”.
Русские народные песни (по выбору).
Героический эпос русского народа. Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник”
Героический эпос народов России, например: “Калевала”, “Гэсэр”, “Олонхо”, “Нарты”
Литературная сказка
А.С.Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
С.Т. Аксаков. “Аленький цветочек”.
П.П. Ершов. “Конек-горбунок”.
Х.-К. Андерсен. “Снежная королева”.
Древнерусская литература (обзор)
“Повесть временных лет” (О князе Олеге и его кончине).
“Сказание о Борисе и Глебе” (фрагмент).
“Житие Сергия Радонежского” (фрагмент).
“Слово о полку Игореве” (фрагменты).
“Повесть о нашествии Батыя на Рязань” (фрагмент о Евпатии Коловрате).
Русская литература ХVIII века (обзор)
М.В.Ломоносов. “Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”.
Д.И.Фонвизин. Пьеса “Недоросль” (сцены).
Г.Р.Державин. Стихотворение “Памятник”.
А.Н.Радищев. “Путешествие из Петербурга в Москву” (фрагменты).
Н.М.Карамзин. Повесть “Бедная Лиза” (фрагменты).
Русская литература ХIХ века
И.А.Крылов. Басни: “Ларчик”, “Квартет”, “Волк на псарне”, “Лжец”, “Листы и корни”.
В.А.Жуковский. Баллада “Светлана”, стихотворение “Море”.
А.С.Грибоедов. Пьеса “Горе от ума” (сцены)
А.С.Пушкин. Стихотворения: “Песнь о вещем Олеге”, “К***” (“Я помню чудное мгновенье…”), “Анчар”, “Вновь я посетил…”, “Туча”, “К Чаадаеву”, “19 октября 1825 года”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, “Зимнее утро”, “Няне”, “Узник”, “Москва, как много в этом звуке…”, “Осень (фрагмент)”, “Зимний вечер”, “Вакхическая песня”, “IX подражание Корану”, “Во глубине сибирских руд…”, “На холмах Грузии…”, “Не пой, красавица, при мне…”. Рассказ “Станционный смотритель” (фрагменты). Повести: “Дубровский” (фрагменты), “Капитанская дочка” (фрагменты). Поэма “Полтава” (фрагмент “Полтавский бой”). “Маленькие трагедии” (“Скупой рыцарь” (фрагменты). Роман “Евгений Онегин” (обзор с чтением фрагментов).
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: “Парус”, “Тучи”, “Бородино”, “Смерть поэта”, “Утес”, “Узник”, “Листок”, “Сосна”, “Кавказ”, “Сон”, “Ангел”, “Пророк”, “Родина”. Поэмы: “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, “Мцыри”. Роман “Герой нашего времени” (“Максим Максимыч”).
Н.В.Гоголь. Повести: “Майская ночь, или утопленница” (фрагменты), “Тарас Бульба” (фрагменты), “Шинель”. Пьеса “Ревизор” (обзор с чтением отдельных сцен). Поэма “Мертвые души” (обзор с чтением главы).
С.Т.Аксаков. “Детские годы Багрова-внука” (глава “Первая весна в деревне”)
А.Н.Островский. Пьеса “Гроза” (сцены)
И.С.Тургенев. Рассказы “Муму”, “Бежин луг”, “Певцы”, “Живые мощи”
Стихотворения в прозе: “Воробей”, “Два богача”, “Памяти Ю.Вревской”, “Порог”, “Русский язык”, “Морское плаванье”, “Как хороши, как свежи были розы”, “Роза”.
Ф.И.Тютчев. Стихотворения: “Есть в осени первоначальной…”, “Еще шумел веселый день…”, “Душа хотела б быть звездой…”, “О чем ты воешь, ветр ночной…”, “Весенняя гроза”, “Чародейкою зимою…”, “Листья”, “Нам не дано предугадать”, “Все отнял у меня казнящий Бог…”, “Умом Россию не понять…”
А.А.Фет. Стихотворения: “Ласточки пропали…”, “Летний вечер тих и ясен…”, “Уснуло озеро, безмолвен черный лес…”, “На железной дороге”, “Учись у них, у дуба, у березы…”
К.Р. (Константин Романов). Стихотворения: “Растворил я окно…”, “Колокола”, “Повеяло черемухой”
А.К.Толстой. Стихотворения: “Вот уж снег последний в поле тает…”, “И у меня был край родной…”
Н.А.Некрасов. Стихотворения: “Школьник”, “На Волге”, “Железная дорога”, “Крестьянские дети”, “Тройка”, “Памяти Добролюбова”. Поэмы: “Мороз, Красный нос” (фрагменты), “Кому на Руси жить хорошо” (глава “Народный заступник”)
М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.
Н.С.Лесков. Рассказ “Кадетский монастырь”.
Ф.М.Достоевский. Роман “Преступление и наказание” (обзор с чтением фрагмента).
Л.Н.Толстой. Рассказ “После бала”. Роман-эпопея “Война и мир” (обзор с чтением фрагментов).
А.П.Чехов. Рассказы: “Хамелеон”, “Лошадиная фамилия”, “Человек в футляре”, “Толстый и тонкий”, “Тоска”, “Анна на шее”, “Крыжовник”.

Русская литература ХХ века
В.Г. Короленко. “Последний луч”, “Слепой музыкант”.
Б.К.Зайцев. “Преподобный Сергий Радонежский” (фрагмент).
И.С.Шмелев. “Лето Господне” (глава).
И.А.Бунин. Рассказы “Танька”, “Ворон”.
А.М.Горький. Рассказы: “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”.
А.А.Блок. Стихотворения: “Девушка пела в церковном хоре…”, “Вхожу я в темные храмы…”, “Незнакомка”, “О доблестях, о подвигах, о славе…”, “О, я хочу безумно жить…”, “Россия”,
В.В.Маяковский. Стихотворения: “Хорошее отношение к лошадям”, “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”, “Строго воспрещается”, “Прозаседавшиеся”,
С.А.Есенин. Стихотворения: “Береза”, “Пороша”, “Черемуха”, “С добрым утром!”, “Поет зима – аукает”, “Песнь о собаке”, “Нивы сжаты, рощи голы…”, “Не ветры осыпают пущи…”, “Не бродить, не мять в кустах багряных…”, “Шел господь пытать людей в любови…”
А.А.Ахматова. Стихотворения: “Мне голос был…”, “Клятва”, “Мужество”, “Родная земля”, “Не с теми я, кто бросил землю”, “Смуглый отрок бродил по аллеям…”
М.И. Цветаева. Стихотворения: “Москве”, “Красною кистью…”, “Моим стихам, написанным так рано…”
Б.Л.Пастернак. Стихотворения: “Снег идет”, “Заморозки”, “Быть знаменитым некрасиво…”
М.М. Пришвин. Рассказы “Старый гриб”, “Кладовая солнца”.
М.А. Булгаков. Повесть “Собачье сердце” (фрагменты).
К.Г.Паустовский. Рассказы: “Заячьи лапы”, “Избушка в лесу”, “Зарубки на сердце”.
А.П. Платонов. Рассказ “Цветок на земле”.
А.Т.Твардовский. Поэма “Василий Теркин” (главы).
М.А.Шолохов. Рассказ “Судьба человека”.
Ф.А.Абрамов. Рассказы: “Бревенчатые мавзолеи”, “В Питер за сарафаном”.
В.П.Астафьев. Рассказы: “Васюткино озеро”, “Гирманча находит друзей”
Ю.П.Казаков. Рассказ “Арктур – гончий пес”.
В.М.Шукшин. Рассказы: “Обида”, “Миль пардон, мадам!”
Н.М.Рубцов. Стихотворения: “Видение на холме”, “Деревенские ночи”, “Январское”.
В.Г.Распутин. Повесть “Уроки французского”.
В.Ф.Тендряков. Повесть “Весенние перевертыши”.
Зарубежная литература (обзор)
М.Сервантес. “Дон Кихот” (фрагменты).
В.Шекспир. “Ромео и Джульетта” (сцены), “Гамлет” (сцены).
Ж.-Б.Мольер. “Мещанин во дворянстве” (сцены).
Дж.Свифт. “Путешествие Гулливера” (фрагменты).
Г.Мопассан. “Папа Симона”.
Дж.Лондон. “Любовь к жизни” (фрагменты).
М.Твен. “Приключения Тома Сойера” (фрагменты).
Р.Стивенсон. “Вересковый мед”.
Сведения по теории литературы
Литература как вид художественного творчества, словесное искусство. Образность как отличительная черта художественной литературы.
Понятие об устном народном творчестве (фольклоре). Жанры фольклора: сказка, загадка, пословица, поговорка, песня, героический эпос.
Роды и жанры литературы. Стихотворная и прозаическая речь.
Содержание и структура художественного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, система образов). Изобразительно-выразительные средства художественного произведения: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, антитеза.
Начальные представления о литературных направлениях: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Стихосложение: ритм, рифма, строфа, стопа, двусложные и трехсложные размеры.
Русская литература как национальное достояние русского народа. Значение русской литературы XIX- XX веков. Общее и национально своеобразное в творчестве русских писателей. Биографические сведения о писателях.

Далее

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте