search
main
0

Основная образовательная программа дошкольного образования

Продолжение. Начало в №1-5.

Формирование элементарных математических представленийПояснительная запискаРаздел «Формирование элементарных математических представлений» является одной из составляющих содержания образовательного направления «Познание». Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей.Цель – формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.Реализация цели происходит через решение следующих задач:    формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы;    развитие умения определять равенство или неравенство частей множества;    развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности);    совершенствование умения сравнивать предметы по величине;    расширение представлений о геометрических фигурах;    развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах, на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.К концу года дети пяти-шести лет могут:    правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными до 10;    уравнивать две группы предметов (+1 и -1), сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине);    проверять точность определений путем наложения или приложения, знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон), равенство, неравенство сторон;    выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам;    определять части суток и дни недели.Формирование целостной картины мираРасширение кругозора. Развитие познавательно-исследовательской деятельностиРаздел рабочей программы «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» является одной из составляющих направления «Познание» и включает в себя следующие части: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.Каждая составляющая часть раздела рабочей программы имеет свою базовую основу.Введение в предметный мир предполагает формирование представления о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой являются жизнь и труд людей.В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.Цель раздела – расширять представления детей об окружающем мире.Реализация цели происходит через решение следующих задач:    формирование умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их признакам (цвет, форма, величина, вес);    уточнение, систематизация и углубление знаний о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах;    формирование представлений о видах человеческого труда и профессиях;    развитие интереса к миру природы;    развитие умений правильно взаимодействовать с природой;    формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;    развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;    развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира;    формирование привычки ра­цио­наль­но использовать природные ресурсы.Реализация рабочей программы осуществляется в процессе повседневного общения с детьми. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности. Поэтому сетка мероприятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.К концу года дети могут:    называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице, знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования;    проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть;    с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях, активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОО, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка);    составить рассказ о своем родном городе (поселке, селе);    рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.);    знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;    участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними, делиться своими познаниями;    самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;    составлять план исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;    сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения;    называть последовательность времен года; знать значение солнца, воздуха, воды для человека.Образовательная область «Речевое развитие»Развитие речиРечевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Образовательная область «Речевое развитие» предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.К концу года дети старшей группы могут:    составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;    подбирать к существительному несколько прилагательных, заменять слово другим словом со сходным значением, определять место звука в слове.Чтение художественной литературыВ программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.Содержание направления «Чтение художественной литературы» нацелено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение следующих задач:    формирование целостной картины мира;    развитие литературной речи;    приобщение к искусству слова.Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их.Детям по возможности следует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им произведения).К концу года дети старшей группы могут:- знать 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2-3 считалки, 2-3 загадки;- драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворение;- назвать любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»Художественно-эстетическое раз­витие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» состоит из направлений: музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.Художественное творчествоПояснительная запискаРазвитие продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, художественный труд.Содержание направления «Художественное творчество» нацелено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении.Основными задачами художественно-эстетического развития являются:- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);- развитие детского творчества;- приобщение к изобразительному искусству.Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.Одна из важных задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.К концу года дети могут:    выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям;    изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;    передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;    украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи, выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть, называть цвета, используемые в росписи;в лепке:    создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов;в аппликации:    правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;    аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;    подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;    составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.Целевые ориентиры по конструированию к концу года:    у детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах;    расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей;    дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки;    у детей формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления);    дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции;    совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по форме, по-разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними);    развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.),    дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними;    развивается творчество, изобретательство;    формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек, поделок;    дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами;    учатся мастерить элементарные игрушки оригами;    упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала;    учатся пользоваться ножницами, клеем;    развивается деловое и игровое общение детей;    дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.МузыкаПояснительная запискаДети старшей группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество.Содержание направления «Музыка» нацелено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:    развитие музыкально-художественной деятельности;    приобщение к музыкальному искусству.ООД по музыке проводится по рабочей программе музыкального руководителя.Образовательная область«Физическое развитие»Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя два образовательных направления: «Здоровье» и «Физическая культура».Содержание направления «Здоровье» нацелено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:    сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;    воспитание культурно-гигиенических навыков;    формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.К концу шестого года дети могут:- быстро, аккуратно раздеваться и одеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;- имеют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его при небольшой помощи взрослых);- сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистят зубы, моют руки перед едой; при кашле и чихании закрывают рот и нос платком);- владеют простейшими навыками поведения во время еды, пользуются вилкой, ножом;- знают о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;- имеют начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.Содержание направления «Физическая культура» нацелено на достижение целей формирования у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач:    развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации);    накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);    формирование у воспитанников потребности в двигательной активности.Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).На шестом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества. Полученные на занятиях знания о значении физических упражнений для организма человека помогают воспитать потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни.Педагогам необходимо продолжать начатую в средней группе работу по укреплению здоровья детей. Для этого необходимо ежедневно проводить прогулки на воздухе в соответствии с режимом дня, комплекс закаливающих процедур, утреннюю гимнастику продолжительностью 6-8 минут. Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям является интегрированная деятельность, которая состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них достигается определенный уровень развития интегративных качеств ребенка. Продолжительность – 20-25 минут.В старшей группе проводятся три физкультурных мероприятия в неделю, одно из них – на прогулке. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счет усложнения упражнений, отработки техники движений и увеличения времени выполнения.К концу шестого года дети могут:    ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений;    лазить по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками;    принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см;    ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;    выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;    строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;    скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м);    ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку;    кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево;    ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону;    придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения;    выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.Освоение и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, подвижных играх и спортивных упражнениях должно предусматриваться во всех формах работы, организуемых воспитателем: на физкультурных занятиях, на утренней прогулке, во время индивидуальной работы на вечерней прогулке.В недельном цикле и в течение дня физкультурные мероприятия, игры и физические упражнения, индивидуальная работа могут чередоваться.3.3. Методы и приемы реализации программыИгровые методыВхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации; принятие роли и выполнение действий в соответствии с принятой ролью.Проблемные методыПроблемные вопросы; проблемные ситуации, исследование; тематические беседы; поэтапное выполнение действий, игровые задачи.Практические методыДраматизация, моделирование, продолжение сказки.Развивающие методыСоциально-нравственные беседы, рефлексия, использование алгоритмов.Метод проблемного изложенияПедагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее.Исследовательский методПедагог ставит проблему, а решение достигается детьми самостоятельно.Метод совместного обученияПедагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с детьми.Объяснительно-иллюстративный методТрадиционный.Репродуктивный методПедагог в готовом виде формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.Приемы обучения    Приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей, – сюрпризный момент, момент новизны, юмор и шутка, эмпатия, использование воображаемых ситуаций.    Приемы, повышающие интерес, активизирующий внимание детей, – работа с таблицами, кроссвордами, сравнение и классификация, использование художественного слова.    Приемы развивающего обучения – проблемные вопросы к детям, моделирование, наглядные схемы, экспериментирование, использование пиктограмм, выстраивание логических цепочек, установление причинно-следственных связей.    Игровые приемы могут быть использованы по следующим основным направлениям:- дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи;- учебная деятельность подчиняется правилам игры;- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.    Приемы, направленные на развитие самоконтроля, взаимоконтроля деятельности детей. Приемы, направленные на развитие рефлексивных способностей.    Рефлексивные способности предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте