Русская философия богата и самобытна. Она представлена яркими именами крупных мыслителей, внесших значительный вклад в российскую и мировую духовную культуру. Ее исследованию посвящено множество отечественных и зарубежных научных трудов. В этом параграфе мы остановимся лишь на отдельных проблемах, идеях, именах.
Русская философская мысль XI-XVIII вв. По мнению многих исследователей, формирование в России философии как самостоятельной систематизированной области знания относится к XIX в. Однако это не означает, что в предшествующие эпохи философская мысль отсутствовала. Уже в Киевскую Русь вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих сочинений отцов церкви, византийских богословов. Опираясь на эти произведения, некоторые представители русского духовенства, как отмечает известный исследователь русской философии Н.Лосский (1870-1965), “предпринимали попытки продолжить богословские и философские труды византийцев”. К ним можно отнести киевского митрополита Иллариона (XI). В “Слове о законе и благодати” он развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. Принимая благодать как божественный духовный дар, человек должен возложить на себя и большую нравственную ответственность. Русская земля включена Илларионом в общемировой процесс-торжества “истины и благодати”.
Древний идеал Святой Руси нашел новое развитие в период становления и укрепления Московского царства. Из курса истории вы знаете, что это было связано с падением Византийской империи. В сознании народа сложился взгляд на Московское государство как на наследника исторической роли Византии. Наиболее отчетливо идея “Москвы – третьего Рима” была выражена в известных словах игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея. Обращаясь к великому князю Василию III, Филофей писал: “…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать”.
С конца XVII в. началось постепенное обособление философии от богословия. В нового типа учебных заведениях – Киево-Могилянской академии и Славяно-греко-латинской академии в Москве – вводились самостоятельные философские курсы. В Киево-Могилянской академии был представлен широкий круг богословско-религиозных, философских, научно-прикладных предметов. В академию принимали всех способных учеников, независимо от социального положения. Первые четыре года изучались общеобразовательные предметы, древние и современные языки, один год отводился на изучение литературы, риторики, два года – философии и четыре года – богословия. Профессора академии хорошо знали философское наследие античных мыслителей, в первую очередь Платона и Аристотеля.
Созданная несколько позднее, в 1687 г., по инициативе известного общественного и церковного деятеля Симеона Полоцкого (1629-1680) Славяно-греко-латинская академия в Москве также была нацелена на широкую общеобразовательную подготовку учеников. С момента создания академии ее учебные планы включали и философские курсы. Первыми преподавателями были братья Ликуды. Они реже, чем это было принято, обращались к сочинениям отцов церкви, зато охотно цитировали Аристотеля, Фому Аквинского, проявляли симпатии к католицизму. Это послужило поводом к закрытию философских классов, которые возобновили свою работу лишь через несколько лет и с другим составом преподавателей. Но стремление представить более широкий взгляд на мир, постепенно теснивший средневековую схоластику, сохранилось. Так, в Московской академии наряду с Птолемеевой системой мироздания излагали и основные идеи учения Н.Коперника.
Значительные перемены, происшедшие в российском обществе в XVIII в., охватили все его сферы, включая духовную культуру. Одним из интеллектуальных центров стала “ученая дружина” Петра I, как называли таких самобытных мыслителей и крупных общественных деятелей, как Ф.Прокопович, В.Н.Татищев, И.Г.Посошков, А.Д.Кантемир.
Ф.Прокопович (1681-1736) начинал свою деятельность в качестве профессора, затем ректора Киево-Могилянской академии. В 1716 г. Петр I перевел его в столицу. Здесь Прокопович занимал высокие церковные посты, стал руководителем Святейшего Синода, создал свои главные философские труды. Его философские воззрения, достаточно противоречивые, содержали новые идеи и подходы. Исследователи считают, что этот мыслитель был одним из первых в России философов-деистов, сторонником философского учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие. Познавать природу призваны “практические” науки, развитие которых надо всячески поощрять, полагал Ф.Прокопович.
Имя В.Татищева (1686-1750) хорошо знакомо всем, кто увлечен изучением отечественной истории. В известном труде “История Российская с самых древнейших времен, неусыпными трудами через 30 лет собранная” Татищев, впервые активно используя летописи и документы, стремился подняться над фактологическим изложением событий, сделать широкие обобщения. Он проявил себя не только как крупный историк, но и, говоря современным языком, как социальный философ. Основой общественных изменений Татищев считал “силу человеческого разума”, что весьма характерно для мыслителей эпохи Просвещения. Бытие народов и культур он рассматривал по аналогии с жизнью отдельного человека: открывает историю человечества младенческое состояние общества, на смену которому пришло юношество (именно тогда возникла письменность). В период мужества человечество вступило с принятием христианства. И, наконец, наступает полная зрелость, проявлениями которой служат изобретательство, создание сложных орудий труда, возникновение “вольных” (не опекаемых верой) наук, распространение “полезных книг”.
А.Кантемир (1708-1744) начинал как сатирик. Его философско-сатирические стихи, притчи, басни получили похвальный отзыв Прокоповича. Среди широкого круга вопросов Кантемира особо занимали проблемы нравственности. “Я в своем хотении волен и тем подобен Богу”, – писал он. Следовательно, человек полностью ответственен за свои поступки. Кантемир не только создал самобытные произведения, но и проявил себя как талантливый переводчик. Он перевел на русский язык фрагменты из трудов многих античных и западноевропейских философов: Платона, Аристотеля, Р.Декарта, Дж.Локка, Ш.Монтескье и других.
В послепетровскую эпоху философская мысль получила дальнейшее развитие в трудах таких выдающихся мыслителей, как М.В.Ломоносов (1711-1765) и А.Н.Радищев (1749-1802). Об их воззрениях и общественной деятельности вы многое узнали на уроках истории.
В заключение отметим, что одним из центров развития философской мысли в России стал основанный в 1755 г. Московский университет. Здесь был создан философский факультет с кафедрами красноречия, истории, физики, философии. Философскому факультету отводилась роль начальной двухгодичной ступени, обязательной для всех студентов университета.
Философские искания XIX в. Мы уже отмечали, что философия как самостоятельная систематизированная область знания сложилась в России в XIX в. Историками, к примеру, отмечен такой факт: в 1823 г. в Москве появился первый в России философский кружок – “Общество любомудров”, одним из руководителей которого был В.Ф.Одоевский (1803-1869).
Оформившись в самостоятельную область, отделившись от других форм духовной жизни, русская философия XIX в. не представляла собой чего-то цельного, монолитного. В ней было множество направлений. Не имея возможности даже бегло охарактеризовать все богатство философско-мировоззренческой мысли, коснемся лишь той проблемы, которая волновала всех русских философов XIX в. Это вопрос о месте и роли России в мировом историческом процессе.
В известной мере у истоков не прекращающихся и по сей день споров о русском пути в мировой истории стоит один из наиболее ярких русских мыслителей XIX в. П.Чаадаев (1794-1856), автор знаменитых “Философических писем”. Даже сегодня, по прошествии более полутора сотен лет, сказанное философом не воспринимается академически отстраненно: многое задевает чувства, вызывает восхищение или, напротив, пробуждает активное неприятие, желание спорить и опровергать. А уж бурная реакция современников на сочинения Чаадаева хорошо известна. Преобладали возмущение, негодование, призывы подвергнуть автора общественному остракизму.
Философ полагал, что осуществление истории есть реализация Божественной воли. Культурные достижения Запада свидетельствуют, по его мнению, о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления своих целей. Отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к католицизму.
Что касается России, то позиция философа менялась. В первом “Философическом письме” Россия представлена страной отсталой, стоящей на обочине цивилизованного мира. Отправной точкой, нарушившей единую с Европой линию развития, стало, по убеждению Чаадаева, принятие православия из рук дряхлеющей Византийской империи: “Провидение исключило нас из своего благодетельного воздействия на человеческий разум…всецело предоставив нас самим себе”. В статьях и письмах 40-50-х гг. Чаадаев утверждал иной взгляд. Россия имеет свою историческую миссию: “Мы призваны решить большую часть проблем социального порядка…ответить на важные вопросы, которые занимают человечество”.
Считают, что именно Чаадаев стоял у истоков западничества, одного из ведущих идейно-мировоззренческих течений прошлого века. Его основные установки разделяли А.Герцен, К.Кавелин, Т.Грановский и др. Не менее известен и круг философов и писателей, развивавших идеи славянофильства: А.Хомяков, И.Киреевский, семейство Аксаковых.
Смысл воззрений представителей этих двух лагерей, основные линии их противостояния вам хорошо известны из курса истории. Остановимся на некоторых чертах философии славянофильства, с которой, как считают некоторые исследователи, начинается направление философской мысли, наиболее полно отразившее характерные черты русского национального сознания.
Одним из основополагающих для славянофильства является принцип соборности, противостоящий принципу индивидуализма, разобщенности. Соборность понималась славянофилами как особый вид коллективизма, как объединение свободных личностей на основе общей любви к Богу. Таким образом, личность не растворяется в коллективе, полагали они, а, напротив, обретает свою подлинную духовную самостоятельность, истинную свободу, которая может быть только внутренней свободой. Западная цивилизация, по мнению славянофилов, основанная на принципах римского права, подчиняет людей заданным извне правилам, внешней необходимости. Славянофилы отвергли чаадаевское разделение западной цивилизации на языческую и христианскую. Для них она не была подлинно христианской, ибо имела врожденный порок – рациональность. А.Хомяков (1804-1860) отмечал, что Западная Европа “развивалась не под влиянием христианства, но под влиянием латинства, т.е. односторонне понятого как закон внешнего единства”. Истинное, не испорченное язычеством христианство представлено только Православной церковью.
Как просвещенный славянофил начинал свою творческую деятельность выдающийся русский философ В.Соловьев (1853-1900). В дальнейшем его взгляды претерпели глубокую эволюцию. Исходным понятием философского учения Соловьева является категория всеединства: смыслом существования всего живого на Земле является стремление к соединению с Божественным Логосом. Через царство природное человеческое бытие постепенно приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается.
Свой взгляд на исторический процесс философ высказал уже в ранних работах. Три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир. Символ первой силы: один господин и мертвая масса рабов. Выражение второй силы: “всеобщий эгоизм и анархия, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи”. Эти силы действуют и противоборствуют постоянно (а не последовательно сменяют друг друга). Примирять их крайности, смягчать противостояние помогает третья сила – Россия. В дальнейшем эти идеи видоизменились. Запад для Соловьева уже не олицетворяли лишь эгоизм и анархия. В западной духовной традиции, как и в России, философ будет искать третью положительную силу.
Философская мысль в России развивалась не только в традиционных академических формах: университетские курсы, научные трактаты, полемика в периодических изданиях. Напряженные размышления над фундаментальными вопросами бытия, замечательные философские прозрения мы находим во многих произведениях русской классической литературы. Особенно замечательно в этом отношении творчество Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. О Достоевском Н.А.Бердяев писал: “Он был настоящим философом, величайшим русским философом… Творчество Достоевского бесконечно важно для философской антропологии, для философии истории, для философии религии, для нравственной философии”.
Философская мысль начала XX в. Первая четверть нынешнего столетия – период активной творческой деятельности целой плеяды отечественных философов. Среди них Н.Бердяев (1874-1948), С.Булгаков (1871-1944), А.Флоренский (1882-1937), Г.Шпет (1879-1937). Оформились и различные философские течения (многие из них уходили своими корнями в предшествующий период): материалистическая марксистская философия, религиозный экзистенциализм, русский космизм и другие.
Остановимся более обстоятельно на одном из течений – евразийстве, идеи которого некоторые современные философы считают созвучными нашему времени. Евразийская доктрина начала 20-х гг. открывалась таким утверждением: Россия есть Евразия, третий срединный материк, это особый исторический и этнографический мир. Эпоха культурного и политического лидерства Запада должна смениться временем лидерства Евразии. Некоторые евразийцы развивали так называемое монголофильство, считая, к примеру, господство татар на Руси положительным фактором. “Велико счастье Руси, что она досталась татарам. Если бы ее взял Запад, он вынул бы из нее душу”, – писал один из идеологов евразийства. Язычество рассматривалось как потенциально более близкое православию, чем другие христианские исповедания. В антизападных настроениях евразийцев можно увидеть влияние идей славянофильства. В то же время многие русские философы крайне критически отнеслись к новому течению, отвергая не только философские, но в первую очередь политические установки евразийцев, которые, в частности, принимали идею неограниченной власти одной партии, стоящей на определенной идеологии и жесткой дисциплине. Н.Бердяев, например, отмечал, что “крайний этатизм евразийцев приводит их к своеобразной утопии идеальной диктатуры”. Поэтому евразийство рассматривалось его критиками как отступничество от великих идей славянофильства: церковный и вселенский тип русской идеи подменялся борьбой за преобладание определенного “культурного типа”.
Каковы же характерные черты русской философии? Известный философ Н.Лосский выделил следующие:
1) в развитии русской философской мысли особо важную роль играла этика, проблемы нравственности. Поэтому, в частности, русскими мыслителями было отвергнуто учение о борьбе за существование как факторе эволюции: оно “снимало” элемент нравственного выбора;
2) главная задача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как о едином целом.
Религиозный опыт, по мнению многих философов, дает наиболее важные данные для решения этой задачи. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной. Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения;
3) русские философы большое внимание уделяли изучению сущности исторического процесса. При этом многие приходили к выводу, что осуществление совершенного общественного строя в условиях земного существования невозможно. Всякий общественный строй осуществляет лишь частичные улучшения и в то же время содержит новые недостатки и возможности для злоупотреблений.
Вопросы и задания
1. Чем характеризовалось развитие отечественной философской мысли в XI-XVII вв.?
2. Какие философские идеи выдвигали и отстаивали те мыслители, которые составили “ученую дружину” Петра?
3. Чем было вызвано столь негативное отношение власти и части образованного общества к идеям П.Я.Чаадаева? Можно ли утверждать, что Чаадаев стоял у истоков западничества? Свой ответ обоснуйте.
4. Охарактеризуйте основные философские идеи славянофилов.
5. Каков был взгляд на историю Вл.Соловьева?
6. Каковы основные положения учения евразийцев? Почему оно вызвало критику со стороны многих русских философов?
7. Раскройте основные черты русской философии.
8. “Одного только желаю я, – писал И.Киреевский, – чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении святой Православной церкви, вполне проникнули убеждения всех степеней и сословий наших, чтобы эти высшие начала, господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, но, напротив, обнимая его своею полнотою, дали ему высший смысл и последнее развитие и чтобы та цельность бытия, которую мы замечаем в древней, была навсегда уделом настоящей и будущей России”.
Ответ аргументируйте.
Леонид БОГОЛЮБОВ,
член-корреспондент РАО
Комментарии