search
main
0

Ощутить природу в капельках росы

​Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Для решения этих задач Центр образования №1828 совместно с Государственным музеем-заповедником «Царицыно» в ноябре 2010 года начал экологический проект «Учебная тропа природы», который, став социальным, исследовательским, интегрированным и долгосрочным, осуществляется на основе экологии, химии, географии, биологии и истории. Проект делится на две части: «Заповедник в большом городе» и «Экологическая тропа «Сделай свой «зеленый дом» чище!». Первая часть проекта проводится в сотрудничестве с Государственным музеем-заповедником «Царицыно». Команда проекта состоит из двух исследовательских групп учащихся 8-х и 9-х классов – экспертов-химиков и экспертов-экологов. Координаторами проекта стали учащиеся 10-го класса. Родители и учителя ЦО №1828 принимают активное участие в осуществлении проекта. К команде проекта на любом его этапе может присоединиться не только каждый учащийся ЦО №1828, но и дошкольник.Оранжерея «Виноградная» музея-заповедника «Царицыно» стала экспериментальной площадкой для проведения исследований и представления результатов мониторинга окружающей среды сотрудникам музея-заповедника. В этом направлении учащимися проделана большая экспериментальная работа. Все исследования проводили в школьной лаборатории в течение года. За это время участники проекта узнали, что такое мониторинг окружающей среды, как необходимо собирать образцы и проводить исследования проб, а главное – научились не только планировать и проводить исследования, но и анализировать полученные результаты. Практически все исследования проводились с помощью цифровой лаборатории «Архимед».В нынешнем учебном году запланировано проведение исследования воды родников музея-заповедника «Царицыно», а также итоговой конференции «Заповедник в большом городе» на территории музея.Вторая часть проекта – «Сделай свой «зеленый дом» чище!». Что же такое экологическая тропа? Это учебный класс под открытым небом, где можно изучать ландшафтоведение, флору и фауну выбранного маршрута протяженностью 1,5 км. Тропа имеет семь станций: «Историко-географическую», «Ботаническую», «Жизнь водоема», «Орнитологическую», «Энтомологическую», «Экологическую» и станцию «Зеленая лаборатория». На «Историко-географической» станции экскурсоводы-учащиеся рассказывают о географическом положении школы, об истории района и изменениях, происходящих с течением времени. Станция «Ботаническая» – зеленая лаборатория под открытым небом, где учащиеся знакомятся с особенностями различных древесно-кустарниковых и цветочных растений. Часть маршрута проходит вдоль Москвы-реки. Чтобы провести экскурсию на станции «Жизнь водоема», группа химиков исследует мутность и жесткость воды, содержание в ней примесей. После проведенных исследований экскурсоводы расскажут о роли водоема в жизни района. На станции «Орнитологическая» учащиеся ознакомятся с встречающимися в нашем районе птицами, экскурсоводы систематически будут проводить подкормку птиц в зимнее время и готовить скворечники весной. На станции «Энтомологическая» под руководством экскурсоводов и координаторов учащиеся знакомятся с миром насекомых, станция оборудована микролабораториями и цифровыми микроскопами для их изучения. На станции «Экологическая» экскурсоводы рассказывают о том, как нарушается один из основных экологических законов – круговорот веществ в природе. Экскурсоводы призывают выбрасывать мусор только в специально отведенных для этого местах. В школе есть зимний сад – станция «Зеленая лаборатория». Там учащиеся узнают, какие виды растений используются для внутреннего озеленения школы.Для подготовки и осуществления проекта был создан клуб «Юный эколог», в котором проводится вся организационная работа. Для повышения экологической грамотности участники клуба создали «Экологический календарь». В дни, отмеченные в календаре, в школе обсуждают экологические проблемы и проводят природоохранные мероприятия. О работе клуба ребята рассказывают в ежемесячном школьном журнале «Сабурово-live». Кроме того, проект присутствует в едином информационном пространстве ЦО №1828, на форуме участники проекта обсуждают план работы клуба, в разделе «Медиа» могут выложить видео- и фотоотчеты, у клуба есть собственный сайт «Клуб «Юный эколог».Команда проекта принимает участие в работе международного сетевого научно-исследовательского интернет-проекта GlobalLab. Члены клуба «Юный эколог» составляют отчеты о проделанной исследовательской работе, делятся своими результатами с единомышленниками из других школ в рамках интернет-проекта. В рамках проекта участники клуба «Юный эколог» провели в апреле 2011 года в библиотеке №234 экологический интерактивный семинар для младших школьников. Проект был представлен в конкурсе естественно-научных проектов «Архимед», принял участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего».Практическая значимость реализации проекта состоит в том, что школьники расширили свои экологические знания. Почувствовали свою значимость в деле охраны окружающей среды. Самое главное, ребятам предоставляют возможность прикоснуться к природе в условиях города-мегаполиса, ощутить, увидеть не в витринах музеев и в бездушном пространстве Интернета, а в капельках росы, отражении солнца в реке, пении птиц. Ведь человек работает в мастерской природы, чтобы сделать из нее храм и подарить потомкам землю непорочную, как вначале.А.КОЛЯСКИНА, учитель химии ЦО №1828;В.НИКИТИН, методист по химии МЦ ЮОУО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте