Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства» стал уже таким же привычным событием для его постоянных участников, как августовская встреча с коллегами в детском саду. Только встреча федерального масштаба. В этом году она состоялась 22 августа и собрала несколько тысяч педагогов-дошкольников, специалистов органов управления образованием, преподавателей и студентов педагогических вузов и колледжей, родительскую общественность. Разместить такую внушительную компанию можно было лишь в просторном подмосковном Крокус Сити Холле.
И, конечно, организовать столь масштабное событие в одиночку невозможно. Усилия Международной педагогической академии дошкольного образования, Ассоциации развития качества дошкольного образования, Общественной палаты Российской Федерации поддержали Минпросвещения России, Российская академия образования, Государственная Дума, Общероссийский Профсоюз образования и другие партнеры.
Семь часов участники форума общались, выбирали самые интересные книги и пособия на выставке «Современное дошкольное образование», участвовали в мастер-классах производителей инновационной продукции для дошкольного образования и главное – слушали лекции и интерактивные выступления спикеров – представителей общественных, государственных организаций, научной сферы.
Выступающих организаторы распределили по трем основным секциям – «Государство и общество – дошкольному образованию», «Наука – дошкольному образованию» и «Год педагога и наставника. Создавать ситуацию успеха». Конечно, обо всех лекциях рассказать невозможно. Повезло слушателям. Каждый доклад, панельная сессия, брифинг давали бесценную информацию, демонстрировали пути решения острой проблемы или вдохновляли.
Государственные заботы
О главной задаче педагогов дошкольного образования сказал, открывая «Ориентиры детства», председатель оргкомитета форума ректор Международной педагогической академии дошкольного образования Николай Веракса: «Создать такие условия, чтобы наши дети стали счастливыми, творческими, сильными, смелыми, умелыми, чтобы они любили свою страну, свою семью».
У государственных структур своя задача – создать условия для успешного функционирования дошкольных учреждений и комфортной работы педагогов. «Развитие системы возможно только тогда, когда мы с вами будем друг друга слушать, выходить на диалог», – убеждена замдиректора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Наталья Костюк.
Актуальная задача, по ее словам, – обновление содержания. Создана Федеральная образовательная программа (ФОП) дошкольного образования. Как и ФГОС дошкольного образования, это основной документ для планирования и непосредственной работы с детьми.
В марте опубликованы методические рекомендации по реализации программы: https://docs.edu.gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226. В июле вышла вторая часть рекомендаций, посвященная планированию и реализации образовательной деятельности дошкольных учреждений в соответствии с ФОП дошкольного образования: https://docs.edu.gov.ru/document/da4bf512fdb1255d149119afbc465b91.
«Продолжим работу в формате встреч. Нам необходима обратная связь, поэтому планируем провести мониторинг для выявления дефицитов», – рассказала Наталья Юрьевна. И пояснила: «Сегодняшний форум – один из элементов подготовки к Всероссийской научно-практической конференции по обмену опытом внедрения ФОП дошкольного образования в образовательную практику всех регионов страны, которая состоится в ноябре. На ней мы подведем итог календарного года, будут представлены и наработки научного сообщества, и практический опыт».
Для обратной связи важны и экспертные сообщества, в том числе авторские коллективы.
Для сопровождения работы по реализации программы на базе федерального учебно-методического объединения по общему образованию создана рабочая группа по дошкольному образованию. В ближайшее время появится информация о ее составе, регламенте деятельности.
Детский сад без бюрократии
Выступления советника руководителя Рособрнадзора, координатора межведомственной рабочей группы по снижению бюрократической нагрузки в системе образования Натальи Алтыниковой ждали с особым интересом. Заранее была известна тема – «Снижение бюрократической нагрузки в системе дошкольного образования». Аплодисменты зала вызвала уже первая фраза спикера: «Мы будем минимизировать количество бумаг, наказывать тех, кто не исполняет приказы».
При межведомственной группе, которую координирует Наталья Васильевна, созданы экспертные группы по каждому уровню образования, в том числе дошкольному.
Вот какая работа ведется сегодня и что планируется в ближайшее время.
В результате опроса, в котором приняло участие более 60 субъектов Российской Федерации и около 20 тысяч воспитателей, получился список из 52 документов, поразивший всех. «Наверняка нагрузка этим не исчерпывается…» – добавила спикер.
В прошлом году в Закон «Об образовании в РФ» были внесены поправки, которые создали федеральную платформу для работы по снижению документарной нагрузки. «Мы наделили Минпросвещения России полномочиями формировать перечень документации для педагогических работников, которой они должны заниматься в рамках своей деятельности. Внесли поправку, что за пределами этого перечня никто ничего запрашивать не может. Внесли также пункт, что если образовательная организация ведет электронный документооборот, то бумагой это дублировать не нужно. И еще один пункт – для руководителей образовательных организаций, которые получают запросы. Если запрос, который к вам пришел, не согласован с учредителем, вы можете на него не отвечать».
Но когда же, когда начнется жизнь без лишних бумаг? – спросите вы. Есть срок – 1 марта 2024 года. Наталья Алтыникова пояснила, что к этой дате должна состояться регуляторная гильотина и выйдут все облегченные перечни – документации образовательной организации и педагога, информационных систем, мониторингов и так далее.
«Мы отсечем все то, что мешает работать. Но до этого надо провести большую экспертную работу. В шести регионах будет запущен эксперимент на базе пилотных образовательных организаций. Что касается перечня документации воспитателей, мы пришли к тому, что вам реально нужно лишь два документа – журнал посещаемости и календарно-тематический план».
Дело пусть медленно, но сдвигается с мертвой точки. Напомним, что перечень обязательных документов для школьных учителей уже был сокращен до 5 пунктов. В июне проведен мониторинг в 89 субъектах РФ, в котором приняли участие более 35 тысяч учителей. Главный вопрос: «Снизилась ли документационная нагрузка в 2022-2023 учебном году после принятия всех этих поправок?» Регионы, где бо́льшая часть учителей указали, что бюрократическая нагрузка снизилась, – Тульская и Самарская области.
Воспитатели, которые вдохновляют
Брифинг «Создавать ситуацию успеха» завершал программу. И удивительно – форум словно обрел второе дыхание. Наверное, благодаря модератору – декану факультета специального (дефектологического) образования Дагестанского государственного педагогического университета, сопредседателю Совета учителей-блогеров при Минпросвещения России Патимат Омаровой – прекрасному оратору, педагогу-практику и человеку с отличным чувством юмора. И, конечно, благодаря уникальным участникам брифинга.
Патимат Омарова: «Дошкольное образование – серьезная вещь, но делайте ее с юмором, нашим дошколятам очень важно, чтобы рядом были уникальные, красивые, потрясающие воспитатели, которые сидят на сцене и в зале».
Первый вопрос участницам – «Что для вас ситуация успеха, успешность?».
Модератор имела смелость начать с себя, рассказать несколько историй из своей биографии и сделать вывод: «Чтобы достичь успеха, надо не просто мечтать, но и идти к этой мечте. Очень важен пример, важен наставник, семейная поддержка. И важно никогда не останавливаться на достигнутом, находить для себя новые ориентиры и идти вслед за ними».
А вот что такое успех и успешность для участниц брифинга, звезд дошкольного образования.
Екатерина Смалева, абсолютный победитель конкурса «Воспитатель года России»-2016: «Это раскрытие собственного потенциала, превращение мечты в реальность, создание такого жизненного пространства, где открываются новые возможности и ты находишься в гармонии с собой и окружающими. Успех – это путь, награда за труд. Поэтому важно, пока другие сомневаются, идти вперед».
Дарья Курасова, абсолютный победитель конкурса «Воспитатель года России»-2017: «Успех для меня – это успеть. Но успеть все невозможно. Успеть удовлетворить свое любопытство – в этом и есть секрет».
Светлана Невмятуллина, лауреат конкурса «Воспитатель года России»-2020: «Не каждый человек, который испытывал пусть даже неоднократный успех, может быть успешным. Алгоритм развития успешного человека я вижу следующим образом. Человек мечтает, мечту превращает в цель, цель реализует. Причем успешный человек мечту реализует экологично, не разрушая ни себя, ни окружающих».
Светлана Тулайкина, лауреат конкурса «Воспитатель года России»-2020: «Успех – это удовольствие от полученного результата, не важно, мое ли это личное достижение или детский проект. Успешность – осознание того, что рядом со мной любящая семья, что я выбрала верный путь в жизни, у меня замечательные друзья, я имею возможность ошибаться и идти дальше».
Юлия Загорская, абсолютный победитель конкурса «Воспитатель года России»-2014: «Успех для меня значит прежде всего «преуспеть в любимом деле». Любимое дело можно назвать призванием и даже таким высоким словом, как служение».
Анастасия Шлемко, абсолютный победитель конкурса «Воспитатель года России»-2018: «Для меня очень важно получать удовлетворение от проделанной работы. Успех – это вдохновение от процесса».
Известные всей стране воспитательницы рассказали немало интересных жизненных и профессиональных историй. На все вопросы участницы брифинга отвечали максимально искренне. И в этот момент педагоги на сцене стали ориентирами для коллег в зале. А значит, свою задачу форум выполнил.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии