search
main
0

Ориентир на личность

Казалось бы, легче стать ребенку проводником, а не попутчиком, вести за собой, а не сопровождать

В 2020 году в Федеральном законе от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» произошли изменения в части установления общих требований к организации воспитания обучающихся. Так, определено, что образовательные организации разрабатывают рабочие программы воспитания и формируют календарный план действий. В разработке таких программ имеют право принимать участие ученические советы и советы родителей школы.

Основная цель рабочей программы воспитания школы №1935 – личностное развитие. Эта задача ставится во главу угла в федеральных государственных образовательных стандартах, и каждая педагогическая технология сегодня направлена на необходимость одновременного стимулирования интеллектуального и личностного становления школьника.

В самой идеи единства обучения и воспитания нет ничего нового. Советская образовательная система не только признавала единство этих процессов, но и считала их основой, на которую накладываются прочие характеристики человека. Воспитание базировалось на принципах товарищества, труда, практического опыта, гуманизма. Наибольшее распространение имели воспитательные принципы системы А.С.Макаренко и системы В.А.Сухомлинского. При этом план воспитательной работы был практически единым для всех школ, училищ, техникумов. Свод воспитательных воздействий должен был сформировать коммунистическую личность, призванную защищать, помогать, трудиться и быть достойной жить в советском обществе. Следует отметить, что само советское общество содержало в себе сильнейшие воспитательные ресурсы. Таким образом, воспитание отличалось коллективным характером, суть которого можно выразить в формуле «будь как все».

Но это уже история. Современное воспитание, признавая наличие предыдущего опыта, следует своим уникальным путем. Понимание того, что именно нужно подрастающему ребенку и как это встраивается в задачи общества и государства в целом, является, на наш взгляд, основой воспитательных размышлений. Воспитание сегодня – это ориентир на личность, ее индивидуальные, неповторимые характеристики, а эффективное воспитательное воздействие невозможно без сотрудничества семьи и школы. Самым надежным посредником в таком сотрудничестве будет педагог, поведение которого во многом и характеризует воспитательную модель школы. В самом деле, бессмысленно придумывать многочисленные формы и приемы воспитательной работы, трансформировать средовое пространство образовательной организации, если коллектив разрывают конфликты, ссоры, личностные и профессиональные кризисы, недовольство.

Сохраняя гуманистические принципы взаимодействия всех участников образовательных отношений, школа №1935 в своей рабочей программе воспитания движется по пути создания оптимальных условий развития. Видеть в ребенке личность уже сейчас, а не когда-то в будущем; помогать ему выстраивать безопасное взаимодействие с окружающим миром, а не пугать его реальностью, говорить с ним о том, что действительно бесценно, а не подменять вечные понятия расхожими фразами, слышать его мысль, а не только оппонировать его мнению – вот основные характеристики подобного сотрудничества. Но всегда легче стать ребенку проводником, а не попутчиком, вести за собой, а не сопровождать. Может быть, за этим кроется страх, что роль педагога как попутчика в мире знаний и социальных норм станет безликой и он лишится должного авторитета? Преодолеть этот страх довольно легко.

Каждый работник системы образования своим поведением, стилем взаимодействия и деятельности способен транслировать то, что мы хотим видеть в подрастающих поколениях. Уважение, принятие, доверие, помощь, поддержка, понимание – это не просто слова, это социальные ориентиры, по которым и выстраивается линия человеческой жизни. Мы можем разработать и использовать супер­инновационные формы воспитательной работы со школьниками и при этом задействовать все современные средства аудио, видео, IT-сферы. Мы можем долго рассуждать о том, как следует поступить в той или иной ситуации. Однако самой лучшей традицией в воспитательной практике является наше собственное поведение и отношение с миром. Тогда любая воспитательная программа, основанная на традиционном или новаторском понимании воспитания, действительно достигнет заявленного результата.

Татьяна АНАНЬЕВА, специалист школы №1935

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте