Возникшие как среда одноклассников и сослуживцев социальные сети нашли естественное развитие в сетях знакомств, поиска работы, профессиональных и творческих контактов и могут использоваться для исследования общественного мнения, пропаганды научно-технических знаний, общественного влияния и как инструмент инноваций. Каково же на сегодняшний момент положение дел в данной отрасли знаний? Кто занимается изучением моделей развития социальных сетей, анализирует перспективные области для построения общественно значимых сетей и выполняет поиск партнеров для инноваций?
Классические и он-лайновые социальные сети
C точки зрения организации коммуникаций и теории социального капитала особенность технологий «первой волны» заключена в узкой направленности взаимодействия «Личность – Личность» или «вертикальных» отношениях «Фирма – Личность». Вместе с тем исторические примеры показывают, что для социальных преобразований важны сплоченные «горизонтальные» интеллектуальные сообщества, которые наблюдались, например, на рубеже перестройки в академических институтах, вокруг бардов-исполнителей, клубов студенческой песни, физматшкол.
Создание таких групп по интересам, сообществ в интернет-среде идет все более активными темпами. Один из исторически первых примеров – это 40 миллионов одноклассников, однокурсников и сослуживцев в сети www.сlassmates.com, охватившей жителей Америки и Канады. Впечатляют цифры сети знакомств www.mamba.ru, в которой 9 миллионов «жаждущих» ежедневно осуществляют 1,3 миллиона попыток найти друг друга.
Социальная сеть – это множество пользователей, связанных преимущественно социальными отношениями. Они могут дружить, переписываться, выполнять совместную работу или просто обмениваться информацией. С формальной точки зрения такие сети представляют в виде графов, а для их анализа применяют существующий математический аппарат.
Лидер по численности участников российского сегмента – сеть Одноклассники.ру, в которую, по данным на февраль 2008 года, входило 10 миллионов участников, то есть почти каждый второй обладатель выхода в Интернет.
По данным опроса, в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета (в том числе 86% проживающих в России и 14% – за рубежом), большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и используют их возможности. Причем наибольшую известность и распространение данный сервис приобрел среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга, Северо-Западного, Приволжского и Южного федеральных округов. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими.
Среди тех пользователей Рунета, кто пользуется социальными сетями, наиболее популярны следующие ресурсы: Одноклассники (74%), Мой мир (40%), В контакте (37%), МойКруг (27%), Rambler Планета (24%), LovePlanet (22%). На долю прочих сайтов, позиционирующих себя как социальные сети, приходится 10-20% пользователей Рунета.
Среди тех, кто пользуется социальными сетями, около 25% респондентов в течение недели ежедневно не более одного часа времени уделяют этому занятию. В целом же продолжительность пользования социальными сетями в рабочие (учебные) дни несколько ниже, чем в нерабочие (выходные).
Кроме коммерческих сетей, ориентированных на поиск «умных голов», обращает на себя внимание сеть личных и деловых контактов www.moikrug.ru, в которой, по данным рассылки новостей проекта, заявлено 1,5 миллиона участников.
Общение в ней идет по немодерируемой схеме, на основе свободно предоставленных анкетных данных (учебные заведения, работа, личные интересы, любимые книги и сайты). Схема общения такова: кроме обычного блога, участник может заявить тему для обсуждения, сделать «затравку» новой или проблемной информацией, сообщать и дискуссировать новости. Действует схема голосования или рейтингования тем и записей.
Следовательно, МойКруг можно характеризовать как социальный и технологический эксперимент. Опыт участия в ней показал ее молодежную направленность и полезность с точки зрения понимания поведения участников виртуального обсуждения, отличающегося от обычного личностного или «живого» группового, изучения общественного мнения, отработки методов ведения информационных войн.
Объект исследования
В этом плане социальные сети можно рассматривать как в психологическом, так и в формально математическом аспекте.
Психологические аспекты
Выделяют следующие основные предпочтения сетевого общения, мотивационные составляющие, области и темы общения:
обсуждение глобальных бытийных вопросов (в том числе религиозных, философских);
обсуждение психологических проблем реального общения;
агрессивное «выяснение отношений» между участниками;
скрытая и открытая реклама товаров и услуг.
Существуют некоторые особенности и характерные модели социосетевого поведения. Отбрасывая неадекватную реакцию пользователей в сети графоманов, социопатов и провокаторов, можно отметить закономерные этапы развития общения или групповой психодинамики, специфичные для виртуальной группы:
вступление участника в дискуссию (выражение автору благодарности за интересный текст и теоретические замечания относительно отдельных моментов);
начало самораскрытия со стороны участника, комментирование реплик других с точки зрения собственного жизненного опыта;
взаимные провокации нововступившего участника и «старожилов», «выяснение отношений» между теми участниками дискуссии;
возрастание искренности, обсуждение глубинных личностных проблем.
Параметры и показатели ценности сети
Один из первых формальных показателей – количество участников сети. В одной из статей портала Сообщества.РУ (www.soobshestva.ru) приведен график роста аудитории многомиллионной сети Facebook (www.facebook.com), показывающий типовые этапы эволюции социальной сети. (Рис. 1)
Рис. 1.
На графике видны:
начальная зона;
всплеск гудка (молвы);
долина «сомневающихся»;
рост выдержавших;
зона устойчивой работы.
Вместе с тем следует согласиться c утверждением, что для коммуникационной сети ценность пропорциональна не количеству участников, как в классической трансляционной сети, а количеству связей между ними.
От теории – к практике
Важная характеристика в анализе социальных сетей – сила связи. Еще в 1973 году социолог Марк Грановеттер показал, что люди чаще находят работу благодаря не столько сильным (например, родственным, начальственным) связям, сколько «слабым» общим интересам (например, сходные увлечения).
Практически вывод о ценности «слабых связей» важен, в частности, при составлении профиля участника социальной сети, для того чтобы люди могли найти друг друга и установить полезные деловые или человеческие контакты, например, на основе общих прочитанных книг или любимой породы кошек и собак.
Социальная сеть по-разному отражается в сознании людей. Обычный пользователь видит анкету, фото и сообщения знакомых, найденных в сети Одноклассники.ру. Проектировщик мыслит интерфейсами и программными модулями. Начальник – объемами финансирования и категориями рекламной кампании задуманной сети. Особенность взгляда Аналитика и Эксперта – модели, оценки, реализуемость.
Создание сети – дело дорогое. Например, руководители одной из отечественных сетей поиска работников оценили свои усилия в полмиллиона условных единиц. При таком уровне расходов встает вопрос о прогнозировании процесса развития сети. Здесь, кстати, может быть применена, например, разработанная отечественными учеными модель социального поведения, с помощью которой изучался вопрос о влиянии на поведение в группе величины популяции, возможности установления контактов и степени разнообразия элементов. Исследования показали наличие качественных фазовых переходов при формировании «малых миров», разное распределение кластеров определенного размера при разных значениях вышеупомянутых параметров. Наблюдение за процессами социализации сети МойКруг, с достаточно характерным составом участников и обсуждаемыми темами, показывает недостижимость (на данный момент и в данном месте) формирования единомышленников – кластеров сети.
Прогноз развития социальных сетей Рунета
С точки зрения развития ИКТ все упомянутые здесь сети можно рассматривать как технологический, программный и социальный задел для дальнейшего естественного развития данного модного направления вширь и вглубь.
Выражаясь образно, можно сказать что «облака» социальных сетей, набухнув, выпадут осадками новых технологий, которые, попав на благоприятную почву, прорастут новыми возможностями. Ведь в области образования они могут служить целям поддержки обучения, мотивации дистанционного обучения и самообразования. В области науки можно ожидать появления социальных сетей как сугубо профессиональной направленности (например, математиков и физиков), так и молодых специалистов в целом. Наконец, имеет смысл рассмотреть и идеальную общественно-политическую возможность создания социальной сети, скажем, Партии инновационного развития.
Сети знакомств: http://odnoklassniki.ru, http://mymir.ru, http://vkontakte.ru.
Сети общения: http://moikrug.ru, http://fakultet.ru.
Профессиональные сети: www.HabraHabr.ru, www.IT-N.ru и так далее.
Оценка возможностей
Можно предположить, что социальные сети выступят инструментом инновационных преобразований во всех областях человеческой деятельности, в сфере общественной жизни и политики, образовании, науке и технике, деловой и коммерческой сфере. (Рис. 2.)
Направления развития социальных сетей можно охарактеризовать наречиями «вширь, вбок и вглубь».
Если рассматривать перспективы расширения, то уже видно, как появляются и будут появляться клоны успешных проектов – http://odnoklassniki.km.ru, www.vashisosedi.ru и так далее.
Если копнуть вглубь социальной сферы, то грех не вспомнить успешные акции водителей автобусов, пенсионеров, шахтеров. В случае объединения профсоюзных отношений и профессионального менеджмента с возможностями ИКТ, можно ожидать перехода на качественно новый уровень борьбы за свои права.
Наконец, если рассмотреть перспективы развития «вбок», то не исключено, что в системе образования, например на основе порталов университетов и академий, электронные кампусы и форумы общения студентов начнут прорастать в социальные сети, предоставляющие возможности карьерного роста, личностного развития.
Очевидно, что в научной организации идеальное взаимодействие будет состоять из трех уровней. 1-й уровень представляет собой главный информационный сайт, с которого пользователь попадает на страницы Лабораторий. Обратная связь возможна через 2-й уровень дневниковых записей как отдельных исследователей, так и их сообществ-блогов, например www.mail.ru. Преимущество последних в разделении записей на видимые для всех, доступные только для друзей или только для автора. Следующим, 3-м уровнем идеального информационного взаимодействия является профессиональная социальная сеть, которая может быть построена по образцу сети личных и деловых контактов www.moikrug.ru.
Перспективными областями применения технологий социальных сетей в научной и образовательной сфере можно считать сетевые научные сообщества и сети молодежной направленности, ориентированные на диалог поколений. При этом в качестве потенциального субъекта инновационных преобразований может выступить сообщество молодых ученых и специалистов, инструментом формирования и проектирования которого служит сама социальная сеть.
Сообщество или сеть ученых и специалистов могут послужить основой выработки «проекта будущего» и выхода из нынешнего кризиса состояния науки и общества. Также возможно объединение здесь народа с целью восстановления его культурного и мировоззренческого ядра с преемственностью исторического цивилизационного пути России.
История и философия информационного общества
Потребность общества в более сложных вычислениях, чем в землемерии и подсчете товаров, обозначилась с эпохи Возрождения и мореплавания, когда стали необходимыми точные измерения и расчеты геодезических координат.
Следующим этапом был переход от фабричного капиталистического способа производства к империалистическому и затем, уже в ХХ веке, – к глобализированному. Это породило появление сначала механических счетных устройств, а затем и электронных, с хранимой в памяти программой и автоматическими переходами (что, собственно, и является определением компьютера).
Массовое внедрение компьютеров в деловую жизнь и экономику, а также появление Глобальной сети – один из признаков информационного общества, которое более точно определяют по превосходству численности офисных работников над промышленными, производственными.
И если Интернет первой волны обслуживал информационные потребности по вертикали «Фирма – Человек», то для социальных сетей характерны развитие горизонтальных отношений и ориентация на социальные связи, то есть контакты, общение, дружба.
Поэтому вполне естественным представляется формирование более тесных, даже международных интернет-отношений между обладателями выхода в мировую коммуникационную сеть – это касается возникновения и развития профессиональных сообществ в науке, образовании, культуре, общественно-политической жизни.
Этого, собственно, и следует прогнозировать от новой, третьей интернет-волны в эпоху глобализации.
Учитывая все это, можно сделать вывод: наша задача в данный момент состоит в построении общественно значимых социальных сетей, например сети школьников, ориентированных на научно-техническую деятельность, или учителей – на профессиональную.
Сеть, на которую имеется «социальный заказ», могла бы решать проблемы обеспечения социального статуса и престижа педагогов, и не только. Тем более что существующий уровень программных технологий вполне допускает эффективную реализацию подобных планов.
Владимир САЗАНОВ, руководитель Лаборатории CBM, Москва
Комментарии