search
main
0

Опытным путем

«E-learning Россия: возможности электронного обучения сегодня» – международный форум по образованию с таким названием состоялся 3-4 июня 2010 года. На протяжении двух дней руководители сферы образования, специалисты в области ИКТ, ученые и практики e-learning обменивались опытом, делились проблемами, вместе искали пути для развития электронного обучения в России.

Российский e-learning равняется на Запад

«Сегодня нам необходимо найти дополнительные интересные решения, которые помогут продвинуть российское образование на новые высоты», – сформулировала главную цель встречи ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Наталья Тихомирова. Университет выступил организатором форума при поддержке Комитета Государственной Думы по образованию, созданного при нем Экспертного совета по электронному обучению и информационным технологиям в образовании, Международного консорциума «Электронный университет». Помочь оценить ситуацию с электронным обучением в нашей стране приехали выдающиеся эксперты из Великобритании, США, Кореи, Швеции, Израиля, Бельгии.

Электронный авангард

«E-learning – это метод для революционных возможностей», – сказал экс-президент Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (EADTU), проректор Открытого университета Великобритании Дэвид Винсент. Для распространения е-learning в стране применяется сразу несколько каналов. Сайт Open Learn предлагает бесплатные полнокурсные обучающие программы, в виртуальном мире Second Life создан учебный класс, в социальных сетях проходят профессиональные консультации.

Одна из передовых стран в развитии e-learning – Корея. Ее на российском форуме представлял доктор наук в области вычислительной техники Национального университета Сеула Дэ-Джун Хван. В стране при поддержке ЮНЕСКО реализована общенациональная система обучения Cyber Home Learning System, с помощью которой учащиеся получают школьное и среднее образование в домашних условиях – и это закреплено законодательством. В традиционных школах e-learning распространен на 76,8%. В стране работает 19 киберуниверситетов. E-learning в Корее является полноценным бизнесом, принесшим в 2009 году доход более 2 миллиардов долларов.

«В будущем будет реализована широкая система тьюторства и обучения один на один, а студенты будут работать в сети и все реже встречаться в аудитории», – сделал прогноз генеральный секретарь Международного совета по открытому и дистанционному образованию (ICDE) Карл Холмберг. Он отметил, что необходимо создавать специальные центры, которые поддержат индивидуальных слушателей, получающих неформальное образование.

Российские реалии

«Продвижение электронного обучения и информационных технологий в образовании в России – одно из ключевых направлений современной образовательной политики», – задал тон разговора об e-learning в России заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин. Сегодня социальными сетями хотя бы раз в месяц пользуются 25 миллионов россиян. Их число будет увеличиваться до 2014, по прогнозам, в среднем на 23% ежегодно. На развитие технологий электронного обучения тратятся значительные средства. Об этом рассказал председатель совета директоров, руководитель Дирекции региональных программ ИРИО Юрий Хохлов. В феврале 2010 года президент страны подписал План реализации Стратегии развития информационного общества Российской Федерации. Согласно документу на создание многоуровневой федеральной системы электронного дистанционного обучения в 2010 году выделено 42,5 миллиона рублей, на повышение квалификации педагогических кадров для внедрения и эффективного использования в образовании технологий электронного обучения – 184 миллиона рублей. Однако, несмотря на ведущуюся работу и конкретные результаты, в России по-прежнему остро стоит проблема нормативно-правового обеспечения электронного обучения. Советами и опытом по данному вопросу с российскими коллегами поделились зарубежные гости.

Заграница нам подскажет

«В Англии вузы сами вправе выбирать методы и технологии обучения, в том числе электронного», – рассказал Дэвид Винсент. Россия, по мнению эксперта, могла бы пойти по пути создания национальной технической инфраструктуры, предоставления широкополосной связи для населения. В США нормативно-правовой базы, которая регулировала бы e-learning, также нет. «Университеты проходят добровольную процедуру аккредитации, в рамках которой получают права работать в системе e-learning, но формат обучения определяет сам преподаватель», – поделились опытом профессора Университета штата Аляска Виктор и Наталия Зингер.

В Корее, наоборот, правительство, Министерство труда, Министерство экономики знаний, Министерство образования активно участвуют в развитии e-learning. Его применение в школах, в промышленности, в обучении военнослужащих регулируется на уровне законодательства. Подобная основательная комплексная нормативно-правовая база по электронному обучению должна быть, по мнению генерального секретаря EADTU Пита Хендрикса, и в России.

Реальные шаги в направлении e-learning в нашей стране предпринимаются. Некоторые субъекты страны уже обеспечили учителей компьютерами, подключенными к Интернету. Энтузиасты электронного обучения ведут активную работу над законопроектами, в том числе об индустрии e-learning в России. «Сегодня продвижение электронного обучения и информационных технологий в образовании в России – это вопрос обеспечения конкурентоспособности образования, а значит, конкурентоспособности всей страны», – сформулировал лейтмотив всего форума Олег Смолин.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте