search
main
0

Опыт, реформы, национальные интересы – что говорят руководители вузов о выходе из Болонской системы

Вчера на расширенном заседании совета Российского Союза ректоров обсуждалась волнующая многих россиян тема – это выход из Болонского процесса и формирование будущей отечественной системы высшего образования. Сетевое издание «Учительская газета» собрало самые яркие высказывания.

Фото: pixabay.com

Напомним, что на прошлой неделе глава Минобрнауки Валерий Фальков назвал Болонскую систему прожитым этапом и сообщил, что Россия будет формировать собственную уникальную систему высшего образования, которая будет соответствовать интересам государства.

Как заявил вчера ректор МГУ Виктор Садовничий, будущая российская система должна опираться на лучшие традиции отечественного образования и позитивный опыт, который был наработан за последние 20 лет. Он добавил, что необходимо расширять программы специалитета для обучения кадров по тем отраслям экономики, которые имеют государственное значение.

При этом, по мнению ректора МГУ, необходимо подумать о сохранении двухуровневого формата «бакалавриат – магистратура» для отдельных областей образования. Садовничий подчеркнул, что отечественная система образования должна основываться на принципах фундаментальности, междисциплинарности, единства научных исследований, разнообразия форм получения образования, гибкости образовательных и профессиональных траекторий, а также возможности получения дополнительных квалификаций.

Ректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко, напомнил, что медицинские вузы смогли сохранить систему специалитета. И по его мнению, это решение было верным.

Он привел пример: была поставлена задача подготовить программы слияния лечебного факультета с педиатрическим, как это делают в европейских странах. «Тогда, в 2003 году, мы смогли сохранить научные школы по педиатрии», – приводит пресс-служба Минобрнауки в своем Telegram-канале слова Глыбченко. Он отметил, что были взяты плюсы из советского медобразования и из Болонской системы. И на сегодняшний день в медицинских вузах есть только одно направление бакалавриата – это высшее сестринское дело.

По мнению ректора Сеченовского университета, равновесного участия российских вузов в едином европейском образовательном пространстве не произошло. «Мне кажется, выход России из Болонской системы должен сопровождаться определенной реформой», – сказал Петр Глыбченко. И добавил, что данный процесс не может произойти одномоментно.

Ректор МГИМО Анатолий Торкунов призвал поумерить горячность вокруг вопроса с Болонской системой. Он напомнил, что прежде всего, это не система, а декларация, документ необязательный. «И речь не идет о восстановлении национальной системы, она никогда не разрушалась», – заявил он. По словам Торкунова, российское законодательство и раньше позволяло вузам работать по модели специалитета, что многие и делали.

Ректор ВШЭ Никита Анисимов сравнил Болонскую систему с «Евровидением». Он пояснил, что «Болонская система» – на самом деле жаргонизм. А официально термин звучит как «Зона общеевропейского высшего образования». Он добавил, что сейчас Россия находится в этой зоне, в таком «образовательном Евровидении». «Хотим ли мы участвовать сейчас в этом?», – задал он присутствующим вопрос.

Анисимов считает, что наша страна должна выстраивать законодательную базу так, чтобы позиционировать свою самостоятельную образовательную систему, а не как часть какой-то другой. При этом необходимо учитывать и опыт советской системы, и опыт общеевропейской системы, которая имела свои плюсы и минусы.

Также ректор ВШЭ добавил, что российская образовательная система должна быть понятна иностранным студентам. Россия должна быть включена в глобальную систему знаний, поскольку выпадать из нее недопустимо.

Ректор СПбГУ Николай Кропачев считает, что идея осмысления национальной системы высшего образования должна быть продиктована в первую очередь особенностями и внутренними потребностями нашей страны. Он отметил, что необходимо постоянно заниматься совершенствованием системы образования, выстраивать ее, привлекая новых участников, в том числе и студентов.

Председатель думского комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев напомнил, что нельзя забывать об учителях. Могут меняться специальности, форматы, но педагог – один из главных в вузе, отметил депутат. Поэтому нужно работать над системным повышением престижа и статуса педагога, его материальными и социальными гарантиями. «Только тогда мы сможем говорить о качестве образования», – считает Кабышев.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте