Информация для современного общества становится все более значимым фактором: на знаниях базируется развитие и прогресс. Мы как педагоги понимаем, что задача школы сейчас – дать ребенку максимальный уровень развития, создать такие условия, в которых он будет идти в ногу с современным миром.
Каждый учитель в педагогической деятельности определяет методы и инструменты для достижения поставленных целей обучения. Работа с онлайн-инструментами, приложениями, технологическими платформами стала сегодня как никогда актуальной. Для организации такой деятельности ученикам необходимо иметь навыки работы в сети интернет, но имеет ли право педагог «вести» детей в сеть? С введением ФГОС мы получили нормативную базу, помогающую положительно ответить на данный вопрос.
Безусловно, процесс «интернет и дети» должен быть продуманным, подготовленным, спланированным педагогом – «учитель ведет». Учитель предстает в роли советника, соратника, помощника и просто надежного товарища своим ученикам. Нам нужно научить ребят самостоятельно получать новые знания, используя современные цифровые инструменты, но без мотивации, без настроя на успех это вряд ли получится. Именно здесь и проявляется важная роль учителя, владеющего технологиями. И если педагог сам верит в прогресс и использует прогрессивные методы в обучении, он и детей сумеет познакомить с современными способами добывания новых знаний. Актуальными становятся такие приемы, которые формируют умение выдвигать гипотезы, делать выводы, анализировать и обобщать, используя при этом электронные образовательные ресурсы. Особое значение имеет готовность школьников применять приобретенные знания и универсальные учебные действия в решении конкретных жизненных ситуаций.
Проектная деятельность отлично вписывается в современный формат, а если внести в нее сетевую активность – то эффект от таких образовательных методов существенно возрастает. Именно сетевая проектная деятельность (телекоммуникационная) является тем звеном, которое поможет соединить онлайн и офлайн на уроках и проектах.
Вовлекая детей в проектную деятельность, мы, педагоги, даем возможность каждому ребенку реализовать себя. Наша цель в таких проектах – не просто совместить учебу и «цифру» и развить ИКТ-компетенции школьников. В сотрудничестве ребята создают продукты, которые соответствуют высоким требованиям того или иного проекта и являются отличным методическим материалом для конструирования современного урока и организации продуктивной деятельности учащихся. Не секрет, что ученики работающие совместно, обучаются друг у друга быстрее и эффективней, а также лучше запоминают материал и более позитивно воспринимают обучение.
Что такое сетевой (телекоммуникационный) проект? Под сетевым проектом мы понимаем такую организацию деятельности, при которой дети удаленно работают над общей проблемой, темой, целью. Для организации сетевого проекта необходимо продумать всю механику процесса.
Первый и очень важный этап – это организация площадки проекта, то есть места, где организаторы собирают команды и проводят главные сетевые активности. Здесь участники размещают свои визитные карточки, получают задания. Второй этап – это удобная коммуникация участников проекта. Важно иметь возможность двусторонней связи с координаторами, организаторами проекта и участниками команд.
В ноябре 2021 года мы запустили сетевой учебный проект «Загадки всемогущей энергии» для учеников начальной школы. В проекте мы рассматриваем один из самых актуальных вопросов на планете – вопрос энергии и энергосбережения. Наш проект – это попытка проникнуть в тайны энергии, возможность научиться вести домашнюю экономику, принять посильное участие в решении проблем окружающей среды. Все это поможет сформировать у ребят умения, необходимые для жизни в современном обществе. В качестве проектной площадки выбрали образовательную платформу «Сферум», которая обладает множеством инструментов для реализации сетевой проектной деятельности. Было создано сообщество проекта – школа с учителями-координаторами команд и учениками.
К проекту подключилось 25 команд из разных регионов. На платформе организаторы проекта публикуют задания, инструкции, видеоматериалы, ссылки на онлайн-инструменты, способствующие реализации цели и плана проекта. Все материалы доступны взрослым и детям в любое время. Координаторы размещают визитные карточки, которые пополняются проектными материалами по мере продвижения в проекте. Команды могут редактировать свои визитки, добавлять фотографии и ссылки на свои работы. На одном из этапов проекта участники проводят простейшие опыты по преобразованию энергии, а свои видеоотчёты публикуют в разделе «Видео школы». В чатах дети обмениваются своими открытиями, в информационном чате координаторы команд получают ответы на вопросы. Во вкладке «Документы школы» находится вся информация по проекту, а также видео с подробной инструкцией по работе на платформе «Сферум».
Участие в таком проекте важно не только для детей, которые развивают способность учиться самостоятельно, развивать необходимые для жизни в современном обществе soft skills. Оно дает возможность и учителям повысить собственную ИКТ-компетентность через участие в сетевой деятельности, освоить новые современные формы работы, управлять проблемно-поисковой, проектной и исследовательской деятельностью учащихся.
Авторы:
Татьяна Жукова, почетный работник образования и просвещения РФ, учитель начальных классов школы № 13 города Обнинска, методист центра Смешанного обучения, Амбассадор цифрового образования.
Оксана Карандашева, учитель начальных классов школы № 184 Санкт-Петербурга, магистрант педагогики по программе «Электронные образовательные технологии», победитель конкурса «iУчитель».
Комментарии