На пороге – новенький
На пороге – новенький
– Что это еще за гусь? – весело выкрикивает один ученик.
Все смеются.
– Это ваш новый товарищ – Янек Ковальски, – говорит учитель. – С сегодняшнего дня он будет учиться вместе с вами.
Мальчик переминается с ноги на ногу, пытаясь улыбнуться.
– Джонни, полезай под парту, будешь мне чистить ботинки, – слышит новенький еще одну реплику…
Ситуация, знакомая многим учителям. И часто они не могут решить: как лучше представить новичка классу так, чтобы его приняли? Возьмите на заметку наши советы.
1. Нового ученика не следует приводить в класс без предварительного сообщения о таком событии. Конечно, может случиться и так, что класс встретит новенького дружелюбно, но нельзя быть в этом уверенным. А как быть, если коллектив его отвергнет?
2. О том, что в классе скоро появится еще один ученик, ребят необходимо предупредить за день до знакомства. Если же новый ученик появился в школе внезапно, целесообразно отправить его на один день домой. Несколько уроков он сможет изучить самостоятельно, но это убережет его от столкновения со сверстниками. Такое столкновение может отрицательно сказаться на психике и успеваемости “новенького”.
3. В разговоре с учениками надо обращаться к их добрым чувствам, которые, несомненно, есть у детей. Мало было просто обьявить, что через два дня к нам придет Янек Ковальски. Неплохо было бы попытаться сделать так, чтобы ребята представили себя на месте “новенького”, “вошли” в его положение. Как это надо сделать, зависит от особенностей класса и интуиции учителя.
4. Класс как группа может быть “открытым” или “закрытым”. “Открытый” класс доброжелательно принимает нового, и здесь проблемы не возникают, за исключением тех случаев, когда “новый” сам создает проблемы. “Закрытый” класс появление нового ученика рассматривает как угрозу для сложившегося уклада жизни. Вот и надо (и в этом проявится мастерство педагога) “открыть” его на новую ситуацию. “Закрытые” классы – это в будущем закрытые социальные группы-семьи, которые отгораживаются от остального света “китайской стеной”.
5. Новый ученик не должен быть анонимным. Необходимо сообщить о нем следующую информацию: откуда пришел, почему, чем интересуется, отношение к нему товарищей из “старой” школы и др.
6. Необходимо сказать классу, что в первое время “новенькому” будет трудно. И вместе с тем высказать надежду, что такой доброжелательный, “открытый” класс сможет принять нового товарища в свой коллектив.
7. Очень важно решить с учениками следующие вопросы: где “новенький” будет сидеть, кто ему поможет “войти” в учебные дела класса и т.д.
8. Нового ученика следует ввести в класс лишь после того, как будет ликвидирована опасность, что он может быть отвергнут. Представление “новенького” должно быть коротким и вполне естественным. Учащимся надо предоставить достаточно времени, чтобы с ним ближе познакомиться.
9. Если ученик уже был представлен классу, но его приход не получил одобрения, необходимо найти удобный случай, чтобы поговорить с классом в отсутствие “новенького”. Во время такой беседы прежде всего необходимо узнать, что всем не нравится в “новеньком”. Лишь после этого следует высказаться учителю и найти аргументы, которые смогли бы переубедить класс.
10. Может случиться, что причиной неприятия “новенького” может быть он сам (например, он окажется плохо воспитанным учеником, эгоистом и пр.). Тогда надо оказывать воздействие на него. Очень важно получить характеристику на нового ученика из “старой” школы. Можно обратиться к родителям за разьяснениями или к его бывшему педагогу. Такие ситуации вызывают очень большие трудности. Бывает и так, что единственным способом прекращения “войны в классе” может быть установление “правил игры” с учеником, вызывающим воспитательные проблемы.
Томаш МАТКОВСКИ
Перевод с польского
Алиции САВИНОЙ
(PRZEGLAD OSWIATOWY 1996 г., # 4)
Классный руководитель
Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния – а средства эти громадны!..
Константин УШИНСКИЙ
Советы от Марьи Ивановны
Главное – искренность
“Этот день Победы…” Каждый раз, когда я слышу эту песню, слезы застилают глаза. Даже для нас, тридцатилетних, праздник Победы – “это радость со слезами на глазах”. Мы познавали эту войну не только по книгам и фильмам, но и по рассказам бабушек и дедушек, которые, надев ордена и медали, становились моложе. Они улыбались и, забыв о всех болезнях и проблемах, вместе с нами радовались новой мирной весне. Все реже встречаются на улицах ветераны, все больше в этот день пустующих скамеек в сквере около Большого театра, все дальше от нас май 45- го года.
Учитель не может обойти этот праздник своим вниманием, особенно сегодня, когда то тут, то там разгораются очаги новых войн. Обычно в школах проводят торжественные линейки, собрания, митинги, классные часы, встречи с ветеранами, различные смотры. Но главное – не ЧТО состоится в этот день, а КАК это отзовется в сердцах и душах наших детей.
Вспомните, сколько классных часов, вечеров и огоньков вы придумывали в гордом одиночестве. Попробуйте на сей раз привлечь к творчеству своих учеников. Для начала соберите их после уроков и обсудите, что вы вместе сможете сделать, чтобы порадовать ветеранов. Ребята, став авторами, начнут ощущать себя совсем по-другому. Не сомневаюсь, что появится много интересных идей. А я хочу вам предложить несколько своих.
Придумайте текст поздравительных открыток, предназначенных ветеранам вашей школы или района. Это могут быть известные строчки стихотворений и песен или просто какие-то очень теплые и добрые слова. Главное – искренность. Затем предложите ребятам самим сделать открытки, причем так, чтобы они не были похожи на стандартные. А вручить их можно 9 мая, создав для этого специальную бригаду учеников, которая навестит каждого ветерана. Может быть, ребята смогут сделать для них и подарок?
Чтобы праздник чувствовался не только дома или в школе, но и в районе, сделайте яркие, красочные поздравительные плакаты и развесьте их в самых многолюдных местах.
Подготовьте хотя бы небольшой праздничный концерт для ветеранов, а после него можно устроить чаепитие.
Заранее проведите поисковую работу и найдите людей, которым срочно нужна ваша помощь; заброшенные солдатские могилы, которые вы смогли бы привести в порядок.
Попробуйте перенести классный час на природу и отправьтесь в поход. Предварительно вместе составьте маршрут, стараясь проложить его по местам бывших боев. Ребятам можно дать задание подготовить своеобразную экскурсию по маршруту. Остановившись около какого-нибудь обелиска возле поросшей травой траншеи или воронки, попросите ребят почитать стихи или спеть песни о войне. Увидите, насколько пронзительнее они здесь зазвучат.
И наконец, если вы молоды, храбры и решительны, попробуйте на себе испытать всю романтику “военной игры на местности”. Для тех, кто никогда не играл сам и ни разу не пробовал ее организовать, предлагаю одну из версий.
Для игры нужен Наблюдательный совет, в который входят учителя, старшеклассники и родители, две группы ребят и строго ограниченный участок местности (например, в лесу).
Играющие делятся на два батальона и выбирают своих командиров. Те в свою очередь разбивают батальон на разведывательный взвод, пограничный взвод, ударный взвод и запасной взвод (у каждого из которых своя задача), а также назначают младший командный состав.
На своем участке батальон устанавливает запасные базы и командный пункт, на котором хранится святая святых – знамя. Строго устанавливается время начала и конца игры. Наблюдательному совету даются полномочия третейского суда. Погоны играющего указывают не только его ранг, но и “физическое состояние” (“жив” он или “мертв”). Перед каждым батальоном ставится конкретная боевая задача: от похищения знамени противников до перехвата секретных документов. Ребята сами (или при помощи Наблюдательного совета) выстроят ход игры и придумают задания, которые могут быть и познавательными, и развлекательными. Эта игра увлекает ребят и дает простор их фантазии.
Конечно, это не все, что можно организовать в классе. Главное – помните, что праздник должен быть ПРАЗДНИКОМ, а вы вместе со своими учениками можете сделать этот день особенным. Ведь если вложить в дело душу, оно может стать самым необыкновенным в мире.
Светлана КАЗЕНОВ
В записную книжку
Излюбленная форма проведения классных часов – литературно-музыкальная композиция. При ее создании можно пользоваться и поэтическими, и прозаическими произведениями. Хорошо, если в классе есть дети, поющие и играющие на музыкальных инструментах: живая музыка всегда ярче. Если такой возможности нет, прекрасно подойдут военные циклы А.Розенбаума и В.Высоцкого.
Мы предлагаем вам небольшой список поэтических сборников, которые можно использовать для подготовки сценария.
Бессмертие. Стихи советских поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945.- М.: Прогресс, 1978.
Была война.- М.: Детская литература, 1987.
До последнего дыхания: Стихи советских поэтов, павших в Великой Отечественной войне.- М.: Правда, 1985.
Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны. – М.: АПН, 1985.
Родина мужественных.- Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1985.
Страницы современной лирики.- М.: Детская литература, 1983.
Кроме этих сборников, можно также использовать стихотворения М.Алигер, А.Ахматовой, О.Берггольц, С.Гудзенко, М.Джалиля, Ю.Друниной, Е.Евтушенко, М.Исаковского, А.Межирова, Р.Рождественского, Д.Самойлова, Б.Слуцкого, К.Симонова, А.Твардовского и других.
Много интересной и познавательной информации вы обнаружите в следующих книгах:
День Победы.- М.: Художественная литература, Музыка, 1985.
Детская энциклопедия.- М.: Педагогика, 1978. Том 9, страницы 112 – 157.
Непобедимая и легендарная.- М.: Молодая гвардия, 1983. В этот репертуарный сборник вошли инсценировки и пьесы, рассказывающие о подвигах юных героев во время Великой Отечественной войны. К наиболее сложной композиции “Трубачи”, посвященной молодым поэтам-воинам, погибшим в боях, даны подробные методические рекомендации.
Песни наших дней.- М.: Музыка, 1984.
В сборник вошли мелодии и тексты многих военных песен.
Рассказы о песнях.- М.: Музыка, 1985.
В ней вы найдете биографию известных военных песен: “Священная война”, “Заветный камень”, “Шумел сурово брянский лес”, “Песня о Днепре”, “Катюша”, “Бухенвальдский набат”, “На безымянной высоте”, “Журавли”, “Баллада о Неизвестном матросе” и “День Победы”.
Внимание!
“Учительская газета” обьявляет конкурс на самый оригинальный, самый интересный, самый содержательный
“Сценарий школьного мероприятия”
Достаньте свои заветные папочки, извлеките из них драгоценнейший груз – плод ваших бессонных ночей и творческой лихорадки. Эти шедевры должны увидеть свет!
Лучшие творения будут опубликованы в нашей газете и в специальном сборнике “Дайджест “УГ”. Классный руководитель” (с выплатой гонорара). Победитель получит денежный приз в размере 1 миллиона рублей, а лауреаты – фирменные призы с символикой “УГ”.
Сценарий школьного мероприятия включает в себя разработку классного часа, тематического вечера, КВН, интеллектуальных и подвижных игр, устного журнала, концертной программы, Последнего звонка или Выпускного вечера и так далее.
Обьем – не более 9 печатных страниц (через 2 интервала).
Все конкурсные материалы необходимо прислать или привезти в редакцию “Учительской газеты” до 15 июня 1996 года с пометкой: “Классный руководитель. Конкурс”.
Желаем успехов!
Комментарии