По ту сторону баррикад
Нет учителя, который бы не был студентом и, следовательно, не сдавал бы во множестве экзамены. Обобщенный студенческий опыт, размещенный на одном из интернетовских сайтов, как раз и повествует о том, как многие из будущих педагогов “сваливали” сессию. Возможно, теперь, в период экзаменов школьных, наша сегодняшняя публикация позволит учителям дать ценные советы своим подопечным.
Экзамен – это бой. И в этом бою у вас два противника: первый и самый опасный – это вы сами, второй – экзаменатор. Рассмотрим их по порядку значимости.
Главное в деле достижения успеха на экзамене – это правильный настрой.
Плохое настроение, неуверенность, страх не только соответствующим образом повлияют на качество ваших ответов, но и обязательно будут замечены экзаменатором, который не преминет добить вас.
Корнем всех этих страхов является не что иное, как мелочные и суетные надежды: надежда на помощь сокурсников, надежда на снисходительность преподавателя, надежда на “бомбы” и шпаргалки, надежда на подсказки и т.п.
Чтобы избавиться от всякого страха, прежде всего следует освободиться от каких бы то ни было надежд. Следует осознать, что надеяться вам абсолютно не на что, никто и ничто вам не поможет, что никаких мало-мальски значимых знаний у вас нет и уже невозможно как-либо восполнить этот громадный пробел. Конечно, бывали случаи, когда люди в одну ночь (как правило, под действием какого-нибудь допинга) выучивали целую науку (например, историю первобытного общества). Однако такие подвиги под силу далеко не всем и весьма опасны для здоровья.
Существует множество технических способов восполнить пробел в знаниях – шпаргалки, “бомбы” и т.п. Однако мне еще ни разу не приходилось видеть, чтобы они действительно сами по себе существенно помогали. Напротив, пользовавшиеся ими люди становились чрезвычайно нервными и неуверенными в себе. Нервность их проистекала из постоянной боязни уличения, а неуверенность – от стремления во что бы то ни стало предельно точно соответствовать написанному в шпаргалках. Это совершенно не значит, что шпаргалками или иными подсказками, если уж они есть, стоит пренебрегать. Нет, ими надо пользоваться, но на них не стоит рассчитывать.
Экзаменационная ситуация настолько изменчива, стихийна, непредсказуема, что, по сути, напоминает саму жизнь. Поэтому безоглядно полагаться на что-либо, строить расчеты, питать надежды и т.п. нельзя. Когда вы уже ни на что не рассчитываете, вами овладевает настоящее спокойствие, и вы становитесь наиболее боеспособны, открыты любым тактическим и стратегическим возможностям. Обретая это состояние, вы становитесь на совершенно чистый путь к победе, на котором нет никаких посторонних предметов, затрудняющих ваше движение. Единственным препятствием между вами и вашим успехом остается теперь только преподаватель – слабый человек, которого вполне можно побороть. Для этого существует особое искусство, называемое “экзаменационным”. Им вам и предстоит овладеть…
Мария СОЛНЦЕВА
Статфакт
Исследования, проведенные среди студентов и старшеклассников кафедрой психиатрии Иркутской государственной медицинской академии, показали:
Для 43% студентов и школьников стрессом является любой экзамен, для 50% – особо важные и сложные, не считают экзамен стрессом только 7%.
Перед экзаменами у большинства исследуемых наблюдаются признаки ВСД, которые проявляются в следующем: напряжение – у 95% опрошенных, тревога – у 78%; нарушение аппетита – у 26%; повышенная раздражительность – у 25%; бессонница – у 19%; усталость – у 2,4%; эйфория – у 1,5%; нервное возбуждение – у 1,5%; страх, ужас, паника – у 1,5%; плаксивость – у 0,8%; тупая лень – у 0,8%; боли в желудке – у 0,8%.
Особые затруднения при сдаче устных экзаменов бывают у 22% исследуемых, при прохождении тестирования – у 40%, на письменных экзаменах – у 38%.
Комментарии