Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Директорский клуб

Определяя максимум,

Учительская газета, №04 от 28 января 2020. Читать номер
Автор:

или Лицей открывает двери

 с апреля 2016 года. За это время образовательная организация продолжает развиваться и показывать серьезные результаты, связанные с качеством обучения детей. Один из результатов 2019 года – лицей стал лидером Петрозаводска по итогам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Результаты ЕГЭ и ГИА, победы на муниципальных и региональных конференциях – все это о результатах не только обучения детей, но и интенсивной работы команды управленцев. Об этом и рассказала «Учительской газете» Анжелика Гуденко, которая не устает ставить задачи и успешно их решать с коллегами-единомышленниками.

На пути к самоорганизации

– Анжелика Витальевна, как вы относитесь к долгосрочному планированию?
– Для себя я определила максимум, на который возможно строить планы, – это три-пять лет. Собственные стратегические цели я определяла на три года, поскольку коллектив развивается по тем же закономерностям, что и общество. За это время нам удалось получить результаты и закрепить их по всем направлениям. После этого мы смогли провести несколько значимых событий для города, стать более открытыми.

– Благодаря каким процессам в коллективе случился качественный прорыв в работе лицея?
– У нас перенастроился коллектив. Одна из радостей – тенденция к самоорганизации. Администрация в лицее, конечно же, и определяет цели и задачи, и организует деятельность, и контролирует, и анализирует результат. Можно это делать явно, четко сверху вниз, без учета мнения самого коллектива. А можно в диалоге, создавая условия для вовлеченности каждого. Это сложнее, к этому надо коллектив подготовить. Например, мы исследуем урок через профессиональные сообщества. В начале пути, конечно, мы прибегали к административному ресурсу. Предметные сообщества возглавляли руководители кафедр, заместители директора. Надо было организовать и время работы сообществ, и продвигать технологию, и агитировать. Второй год коллектив поддерживали импульсы от администрации. В октябре 2019 года наши педагоги сообщили администрации о том, что готовы сотрудничать, организовали команды, выбрали руководителей сообществ…

Кроме того, учителя все чаще проявляют активность в насыщении среды – сами находят олимпиады, конференции для детей, а для себя – курсы повышения квалификации. Не могу сказать, что это делают абсолютно все, но я вижу эту приятную тенденцию, работая с персонифицированной программой повышения квалификации (ПК) учителей. В этой программе есть часть, предлагаемая лицеем. В ней указаны важные приоритеты для организации – методическая тема ОО, кейсы программы развития, проверенный качественный ресурс ПК. Учитель определяет, в какой позиции он включается в то или иное мероприятие, например, руководитель проекта, разработчик, участник. Вторая часть – это то, что для себя в качестве ПК планирует сам учитель.

В режиме сотрудничества

– Знаю, что все эти годы плодотворно сотрудничаете с Гимназическим союзом России…
– Только в декабре в лицее состоялись три видеоконференции, в ходе которых административная команда представила систему управления образовательной организацией. Встреча была организована в рамках партнерства с фондом поддержки образования «Гимназический союз России». Нашими слушателями стали управленческие команды школ Элисты, Петербурга, Саранска, Краснодара, Уфы и других городов. Опыт лицея, связанный с кадровой политикой, проектно-исследовательской деятельностью в контексте ФГОС и актуальной моделью мониторинга образовательных достижений обучающихся в контексте требований ФГОС, получил высокую экспертную оценку коллег.

– Вы получили обратную связь от коллег, с которыми общались в режиме видеоконференции?
– Да, в студиях образовательных организаций из разных городов были даны отзывы на содержание семинара. Коллеги отметили: «Мы получили инструмент, который поможет нам выйти из сложившейся кризисной ситуации», «Вдохновили, озарили, сподвигли…», «Заметна системная работа команды, хочется погрузиться в эту систему, понять ее…», «Будем приглашать директоров из других школ», «Интересно, практично», «Переосмыслили, примерили на себя, ждем следующих сеансов»…

Лицей принимает гостей

– Говоря о Гимназическом союзе России, мы имеем в виду признание на уровне Федерации, а как события развиваются в Карелии?
– В мае 2019 года у нас состоялось муниципальное образовательное событие «Сам-По»-2019. Конференция юных исследователей за последние два года превратилась в масштабное городское событие, участниками которого стали ученики и педагоги лицея, а также подростки и их наставники из образовательных организаций столицы республики. Участники конференции представили собственные исследовательские работы, презентовали авторские проекты на отдельной площадке, поучаствовали более чем в 20 интерактивных опытах. Каждый квадратный сантиметр открывал для посетителей интересные факты науки, объяснял удивительные явления, демонстрировал физические и химические законы. На базе образовательной организации такое событие происходило в Петрозаводске впервые. Подобные мерориятия проходили на базе допобразования, но не в общеобразовательной школе. Мы в одной точке в одно время соединили и наше событие – защиту планов-проспектов у восьмиклассников, и в это же время на всей остальной территории лицея, в открытых пространствах, рекреациях и холлах, организовали площадки для презентации практического опыта. Я тоже экспериментировала вместе с детьми и со шпионской жидкостью, и с прочностью изобретенных конструкций! Мероприятие посетили почти тысяча человек! В рамках исследовательской конференции школьники рассказывали о тайнах собственного имени, делали анализ театрального слова, делились информацией о неизвестных уголках малой родины, рассуждали о выявленных закономерностях в области экологии и здоровьесбережения…

– Осенью этого учебного года произошло еще одно серьезное событие для жизни лицея.
– Да, в октябре состоялась тематическая площадка «Проектное управление – ресурс развития муниципальной системы образования». Она прошла в рамках проектной площадки «Стратегическая проектная сессия «Управление реализацией национального проекта «Образование» муниципальной системы образования. На секции «Деятельность МОУ «Лицей №1» в аспекте проектного управления: из опыта работы образовательной организации» руководители муниципальных общеобразовательных организаций более подробно ознакомились с эффективными механизмами обеспечения качественного образования каждого лицеиста, развития педагогических кадров, материально-технической базы. В рамках второй секции для заместителей директоров образовательных учреждений «Проектное управление в действии: система кейсов «Кадровая политика», «Проектная деятельность» и «Индивидуализация». Наши коллеги ознакомились с содержанием кейсов. «Кадровая политика» – диагностика профессиональных затруднений педагога, персонифицированная программа профессионального развития, система повышения квалификации, ресурсное обеспечение кадровой политики ОО, траектории развития педагога. «Проектная деятельность» – система проектной деятельности ОО, программы внеурочной деятельности, портфолио успешной карьеры. «Индивидуализация» – нелинейное расписание, индивидуальные учебные планы, индивидуальный отбор на ступень СОО.

Создать среду

– Анжелика Витальевна, я в лицее бываю нечасто, но замечаю, что пространство вокруг меняется…
– Среда очень важна, она должна быть развивающей, современной. Поэтому обращаем внимание на это, ищем ресурсы для модернизации. Весной 2019 года в лицее отремонтировали актовый зал. Это стало возможным благодаря помощи компании ООО «РеаЛ РК», инициировал которую мой ученик Андрей Ярославский. В лицее появилось обновленное пространство, в котором, как и раньше, проводятся все важные для школы мероприятия – праздники, награждения, встречи гостей… Но меняются и внутришкольные интерьеры – мы подбираем особые цвета для школьных рекреаций, которые становятся пространством для выставок наших художников и дизайнеров, обновляем аудитории и создаем в лицее особую ауру, важную для комфортного обучения педагогов и детей.

Кстати

В конце 2019 года в Петрозаводске награждали лауреатов муниципальной системы образования (МСО). Лауреатами года Карелии стали трое учеников лицея. Лауреатами МСО – четверо лицеистов, пятеро педагогов. Одним из победителей в номинации «Признание» стала Анжелика Гуденко, директор МОУ «Лицей №1». О своем поощрении директор лицея говорит: «Рассматриваю это исключительно как результат работы всего коллектива».

С 14 по 20 декабря в Москве состоялся финал Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» (гуманитарное направление). Вместе с коллегами из Петрозаводска Карелию представляла Наталья Усова, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №1», которая заняла в конкурсе 1‑е место.

Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск

Читайте также:
Импульс новой волны http://www.ug.ru/archive/70082.
Мониторинг ради мониторинга? http://ug.ru/archive/72091.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt