search
main
0

ОПК включат в ДНК. В российских школах появится новая образовательная область – «Духовно-нравственная культура»

Жаркие споры о том, надо ли преподавать «Основы православной культуры» в многонациональной России или нет, затянулись почти на десять лет. За это время некоторые регионы России, среди них Белгородская и Владимирская области, на региональном законодательном уровне по согласованию с местными епархиями православной церкви приняли решение о введении в обязательную школьную программу (в базисный учебный план) нового предмета «Православная культура». В Республике Ингушетия стали изучать «Основы мировых религий», в Калужской области (как, впрочем, и во многих других областях – Тамбовской, Калининградской, Воронежской, Смоленской, Ростовской) предметы по истории и культуре православия преподавались в основном на факультативной или вариативной основе. Примечательно, что в каждом регионе у предмета были разные названия и своя региональная специфика. Например, «История православной культуры земли Смоленской», «Православие и казачество» в Ростовской области. Вновь страсти вокруг «Основ православной культуры» разгорелись из-за принятия в декабре 2007 года поправок к закону «Об образовании», упраздняющих региональный и школьный компоненты государственного образовательного стандарта. В результате у Русской православной церкви, у верующих родителей, желающих, чтобы их дети изучали историю и культуру православия, возникли опасения, что наиболее известный предмет этого курса – «Основы православной культуры» из школьной программы просто исчезнет. В связи этим РПЦ направила в Минобрнауки России свою концепцию включения в новое поколение государственных стандартов учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области «Духовно-нравственная культура».

Нет ничего более божественного в делах людей, чем то, что касается воспитанияПлатон

Из Послания Президента России Владимира ПУТИНА Федеральному Собранию РФ (26 апреля 2007 года):

«Мы находимся в начале трудного пути к подлинному возрождению страны. И чем более сплоченным будет наше общество, тем быстрее и увереннее мы сможем пройти этот путь. Хотел бы отметить, что духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

++++++++++

Для выработки общего понимания дальнейшей судьбы курсов по истории и культуре православия в общеобразовательной школе под занавес уходящего года на древней калужской земле произошло знаковое событие. На конференции, посвященной образовательным стандартам нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей, удалось сформировать общее видение проблемы. Длительный период поисков путей эффективного взаимодействия школы и церкви привел к позитивным результатам, что вовсе не означает клерикализации образования, которой так боятся непримиримые атеисты. В работе конференции приняли участие представители системы образования всех уровней под руководством министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, а также участники, делегированные Русской православной церковью во главе с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

Примечательно, что на конференции собралось даже больше участников, чем предполагали организаторы (400 человек вместо 200). В Калугу приехали представители епархий и специалисты управлений образования, преподаватели вузов из самых разных регионов России – из Самарской, Вологодской, Смоленской, Свердловской, Курской, Калининградской областей, Ставропольского края… Надо сказать, что участников конференции весьма радушно принимали на калужской земле. Да и не случайно подобная встреча произошла именно здесь, где сосредоточены основные православные святыни – Оптина пустынь, Шамордино, Тихонова пустынь, Боровский Пафнутьев монастырь, знаменитый тем, что здесь бывали в заточении непримиримый Аввакум и бесстрашная боярыня Морозова.

– Мы уверены, что процесс образования должен включать работу по формированию нравственности и духовности в человеке. Надежная опора в этом – наши культурные и духовные традиции, особенное внимание у калужан к духовной проблематике в образовательной сфере связано с нашими глубокими историческими корнями, – подчеркнул губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. По словам губернатора, проводимый в Калужской области опрос среди школьников показал, что 70 процентов из них хотели бы изучать основы православной культуры. Оказалось, что основы православной культуры изучают здесь в 130 школах области более 10 тысяч ребят, это, кстати, составляет 10 процентов от общего количество школьников области. Формы изучения православной культуры в Калужской области различны – этот предмет изучается и в составе интегрированных курсов, школьного или регионального компонента, в каких-то школах он включен в кружковую деятельность или изучается факультативно.

– Между прочим, – подчеркнул Анатолий Дмитриевич, – я регулярно встречаюсь со старшеклассниками, как-то поинтересовался их мнением насчет основ православной культуры, заметьте, ни один не сказал, что ему такой предмет не нужен.

Воспитание – в приоритете

Время, когда школа считала, что она не может участвовать в воспитании, кануло в Лету. Теперь обязательность воспитательной работы школы определена Законом РФ «Об образовании» и обеспечивается государственным образовательным стандартом. Какие же духовно-нравственные ценности должна формировать школа, что может стать нравственным стержнем для юного гражданина России? Вероятно, разумнее всего в этом вопросе обратиться к нашему культурному и духовному наследию, к историческим корням. Поэтому такое огромное значение приобретает сотрудничество на нынешнем этапе церкви и школы.

Итоги конференции в Калуге можно назвать знаковыми: работники образования и церковь договорились, что всем желающим изучать историю и культуру православия должна быть предоставлена такая возможность при соблюдении прав представителей других конфессий и нерелигиозной части населения. Для дальнейшей работы над новым поколением стандарта были представлены разработанная РПЦ концепция и ранее совместно разработанный документ «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием и централизованной религиозной организации – епархии Русской православной церкви».

+++++++++++

Исаак КАЛИНА, заместитель министра образования и науки РФ:

– Сегодня перед министерством стоит задача номер один – научить школу работать с родительским сообществом, чтобы люди не боялись приходить к директору школы со своими проблемами и могли выбрать, что изучать. Существенных противоречий между министерством и Русской православной церковью нет. Есть вопросы, на которые мы пока ищем ответы.

Важно отметить, что «Примерное соглашение» не только предусматривает множество форм сотрудничества, но и определяет принципиальные согласованные позиции РПЦ и Минобрнауки России:

– по обеспечению учета запроса граждан на изучение их детьми предметов по православной культуре и культуре других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации;

– по обеспечению в соответствии с учетом запроса граждан введения и реализации в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации курсов по православной культуре на основе добровольности и свободы выбора при соблюдении законных интересов и прав представителей других религиозных организаций и нерелигиозной части общества.

Общая страна – общая молодежь

Пожалуй, главной особенностью конференция я бы назвала стремление к диалогу и выработке позитивных решений. Конструктивный настрой конференции во многом был задан министром образования и науки Андреем Фурсенко, напомнившим всем собравшимся о ярком примере плодотворного сотрудничества по подготовке Православной энциклопедии, где отстаиваются интересы не только православных.

– Более фундаментального труда по истории всех конфессий, пожалуй, сегодня в России нет, – сказал Андрей Александрович. – Я надеюсь, что сегодняшнее обсуждение стимулирует другие конфессии более активно сотрудничать с министерством, с РАО по разработке соответствующих курсов. Наша главная задача – воспитать достойного человека и гражданина, и поэтому сегодня, говоря о новых стандартах, мы во главу угла ставим не столько набор знаний, а умение ими пользоваться. У нас единая страна и общая молодежь, мы хотим, чтобы у нашего подрастающего поколения было целостное единое понимание своих обязательств перед страной, обществом, друг перед другом. Самое главное сегодня – это то, что начата совместная открытая и абсолютно доброжелательная работа. И она будет распространена и на другие конфессии. Мы готовы и будем рады провести такие конференции с представителями других религиозных организаций, – заметил Андрей Александрович и подчеркнул: – Наше сотрудничество с РПЦ ни в коей мере не противопоставляется светскому характеру образования.

Концептуальным было выступление митрополита Калужского и Боровского Климента. Климент убежден, что область «Духовно-нравственная культура» должна быть включена в государственный образовательный стандарт, и разработанные в дальнейшем курсы в рамках этой области должны, по мнению Церкви, изучаться два часа в неделю с 1-го по 11-й класс.

– Необходимо, чтобы условия обучения находились в гармоничном соотношении с воспитанием, которое ребенок получает в семье. К сожалению, материалистическая парадигма обучения приходит в противоречие с тем, чему учат ребенка верующие родители, – считает митрополит Калужский и Боровский. – Церковь отстаивает интересы не священнослужителей, хотя у них тоже есть дети, а всего православного сообщества в стране, – подчеркнул Климент. – Наша культурная и духовная самобытность – это православие. Поэтому школа должна дать ребенку систематические знания о духовной культуре, этических традициях вместе с теми убеждениями, которых придерживаются у него в семье. Митрополит Климент убежден, что изучение основ разных религий в пределах одного предмета – «кассетный курс» обо всех понемногу – не может решать поставленную задачу духовно-нравственного воспитания школьников: «Нужен не общий предмет, где соединялись бы все религиозные и культурные традиции, а чтобы каждая конфессия могла приобщать детей к своей вере». По его словам, «если такой курс будет представлять все религии, то фактически он станет просто энциклопедией российских религий, а значит, не сможет сформировать мировоззрение и убеждения у ребенка». Митрополит Калужский и Боровский подчеркнул, что опыт введения истории и культуры православия в разных регионах показал благотворное его влияние на воспитание школьников. Он считает, что совместное изучение разных религий может разделять детей, а значит, дробить российское общество. И напротив, если один или два часа в неделю ученик из православной семьи будет изучать православную культуру, а его товарищ станет ходить на урок исламской культуры, то после этого они не перестанут общаться и дружить, а впоследствии будут толерантно относиться к людям другой веры.

+++++++++++++

Протоиерей Борис ДАНИЛЕНКО:

– Русская православная церковь вступила в новую пору отношений с российской общеобразовательной школой. На совещании в Калуге нам удалось договориться о многом. Мы смогли согласовать свои позиции относительно создания в рамках стандарта общего образования новой образовательной области «Духовно-нравственная культура», внутри которой религиозные конфессии современной России могут предложить учебные предметы на элективной основе (по выбору). Разработка соответствующих учебных программ и пособий – совместное дело ученых и педагогов. В этом процессе должны быть учтены интересы всех граждан нашей страны, но в качестве «генерального заказчика» выступает семья. Именно она будет решать, какой предмет следует изучать школьнику. Есть немало вопросов, касающихся подготовки кадров преподавателей для ведения учебного предмета по православной культуре. Учебные заведения и другие учреждения нашей церкви уже не один год ведут работу в этом направлении. Что касается самого содержания предмета, то оно в некоторой степени зависит от формы стандарта, над которой мы сегодня работаем вместе со специалистами РАО.

Кадровый вопрос

Кто же будет обучать ребят новым курсам в рамках новой области «Духовно-нравственная культура». Все участники согласились, что в первую очередь рассказывать о религии детям будут школьные учителя, скорее всего гуманитарии, которые пройдут (или уже прошли) специальную подготовку. Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования накоплен, как выяснилось, богатый опыт совместной деятельности с духовными образовательными учреждениями. Разработаны методические рекомендации по осуществлению межкультурного и межконфессионального диалога при изучении исторических и культурных основ мировых религий, программные курсы «Толерантность между религиями», «Культурологический аспект истории религии», «Основы православной культуры», «Православная культура». Весьма интенсивную работу в этом направлении ведут и региональные институты повышения квалификации, им в этом активно помогают священнослужители. Так, в Калужском областном институте повышения квалификации работников образования проводятся курсы повышения квалификации по программе «Основы православной культуры в светском образовании» совместно с Московским Свято-Тихоновским православным гуманитарным университетом. Здесь разработана многомодульная программа, каждая модель предлагается учителям разных предметов, есть пропедевтический курс ОПК. Выпущен мультимедийный диск «Православная культура Калужского края», разработана программа «Православная культура и образование. Психолого-педагогические аспекты». В Рязанском институте повышения квалификации совместно с Рязанской епархией разработаны методические рекомендации «Уроки по православной этике», а также факультативные курсы «Основы православной культуры», «Святитель Феофан и его духовное наследие», «Проблемы духовной безопасности и сектантства в России», «Святыни Рязанской области». В Новгородском институте повышения квалификации разработана авторская программа «Православная культура в контексте русской художественной культуры». В Ставропольском институте повышения квалификации более 10 лет работает «лаборатория духовно-нравственного развития личности».

На вопрос о существующих моделях религиоведческого образования в школах Эдуард Никитин сообщил, что сегодня их четыре: факультативный курс, который изучается вне сетки часов, программы дополнительного образования, обязательный курс, изучение которого идет за счет часов регионального или школьного компонента, обязательный курс историко-культурного и религиоведческого характера, который изучается за счет часов федерального компонента, и, наконец, изучение истории, нравственных и культурных ценностей религий в рамках учебных предметов социально-гуманитарного цикла (история, обществознание, литература, мировая художественная культура).

Проректор Московского государственного педагогического университета Виктор Чертов сообщил участникам конференции, что в МГПУ уже идет работа по подготовке учителей, способных обучать ребят новой дисциплине. На историческом и филологическом факультетах есть группы с дополнительной специализацией «Русская православная культура». Лекции в таких группах читают наряду с преподавателями МГПУ и священнослужители. Опыт сотрудничества с церковью распространяется и на другие курсы и факультеты. Так, уже и для будущих учителей начальной школы читаются такие курсы, как «История Библии», «Жанры христианского искусства».

Ярким и эмоциональным было выступление протоиерея отца Бориса (Даниленко), директора Московской Синодальной библиотеки, представителя РПЦ в рабочей группе по проблемам изучения православия.

Отец Борис заметил, что общность школы и церкви – это историческая традиция для России. По мнению отца Бориса, именно сельские священники были ближе всего к простому люду.

– Понять русскую культуру, русскую литературу вне православного контекста практически невозможно, – убежден отец Борис. Кстати, он не считает, что религиозность мешает заниматься наукой, и уверен, что очень много людей совмещает и научное, и религиозное мировоззрение.

Отец Борис разъяснил суть предложений по разработке новой области учебного плана, подчеркнув, что «духовно-нравственная культура» – это название не учебного предмета, а области, раздела, части в учебном плане, в составе которой должны преподаваться учебные предметы по выбору семьи учащегося и его самого с определенного возраста. Одним из таких учебные предметов, по словам отца Бориса, должен быть предмет «Православная культура», включающий ряд учебных курсов по разным годам и ступеням обучения. Другими предметами в этой же области учебного плана могут быть предметы нерелигиозного этико-культурологического содержания – «Этика» – и учебные предметы по истории и культуре ислама, буддизма, иудаизма и других религий, на изучение которых есть образовательный запрос от граждан. По словам отца Бориса, отличие этой новой области школьного учебного плана от уже имеющихся областей состоит в том, что там все предметы обязательны для изучения, а в новой предлагаемой области выбирается один из предметов по желанию семьи и самого ребенка.

Правда, официальный представитель РАО в рабочей группе по вопросам православия, член корреспондент РАО Александр Данилюк выразил опасения – а не приведет ли дифференциация школьников на атеистов и верующих к еще большей фрагментации духовного и социального пространства России. Александр Ярославович предложил как вариант концептуальную модель, разработанную РАО. В ее основе образовательная программа «Духовно-нравственная культура», которая включает учебный курс «Духовно-нравственная культура», межпредметные связи, которые увеличиваются год от года, а также систему культурных и социальных практик, обеспечивающих интеграцию учебной и внеучебной деятельности. Предполагается, что программа курса «Духовно-нравственная культура» будет состоять из трех блоков: начальной, средней и старшей школы. Для модуля начальной школы за основу может быть взята программа «Истоки», уже апробированная в течение 12 лет во многих регионах России (ее автор – Александр Камкин, заведующий кафедрой Вологодского государственного педуниверситета – также выступал на конференции). В средней школе, в 5-8-х классах, предлагается последовательно изучать религиозные представления коренных народов Севера, а также буддизм, иудаизм, ислам и христианство: православие (прежде всего), католичество, протестантизм. Особое внимание, считает Данилюк, надо уделить этической стороне духовно-нравственного воспитания. В 9-м классе ребята должны научиться делать сравнительно-сопоставительный анализ всех изученных религий. В старшей школе обучение по предмету «Духовно-нравственная культура» должно строиться на проблемно-ориентированной основе, причем ребята уже могут использовать полученные знания о религиях, знания других гуманитарных дисциплин – философии, психологии, культурологии. Так что можно говорить о формировании в 10-11-х классах целостного гуманитарного образовательного пространства.

Представленная модель, по словам Данилюка, не является единственно возможной, но, как считает Александр Ярославович, имеет свои преимущества по сравнению с раздельным преподаванием религий в школе.

Олимпиада по православию

Конференция завершилась принятием резолюции. Субъектам РФ было рекомендовано обеспечить полноценную реализацию «Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и централизованной религиозной организации – епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)». Российской академии образования участники конференции порекомендовали совместно со специалистами ФИРО, АПК и ППРО, представителями религиозных конфессий организовать работу на основе концепции, разработанной РПЦ. Резолюция также предполагает проведение в 2008 году Российской академией образования совместно с Русской православной церковью «круглого стола» по обсуждению проекта государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения. Минобрнауки России, Союзу ректоров России совместно с РПЦ участники конференции предложили организовать и провести в 2008-2009 учебном году олимпиаду школьников по основам православной культуры. Главная же задача педвузов, религиозных институтов, региональных ИПК и АПК и ППРО – это подготовка и повышение квалификации учителей, которые будут преподавать новые курсы, учебно-методическое обеспечение и проведение мониторинговых исследований по учету запроса граждан на изучение курсов православной культуры и других религий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Разумеется, в этой работе им не обойтись без сотрудничества с традиционными религиозными организациями.

++++++++

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте