Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Спецрепортаж

Опережая время и мечты

Учительская газета, №03 от 21 января 2020. Читать номер
Автор:

Кванториада-2019 вновь позволила школьникам доказать, что нестандартно мыслить и созидать незаурядное им интересно

7 команд из 96 стали абсолютными победителями Кванториады-2019. Участвовали в этом году 96. Это 425 школьников со всей страны. Они преодолели испытания заочного этапа и приехали в Москву из 42 регионов. Наравне с россиянами в финале соревновались и 6 зарубежных команд из 5 стран. Призы за свои разработки получили все, кому удалось справиться с заданием. Команды же, ставшие абсолютными победителями, получили по 1 миллиону рублей.

Триумфаторами на сей раз признаны «Квант» (Астраханская область), «Sinteza Miraklo 2.1» (Тюменская область), «KIVICode» (Москва), «Ninsar» (Санкт-Петербург и Тюменская область), «Iten» (Республика Чувашия), «Восток-27» (Хабаровский край) и «Outside Tolerance» (Свердловская область).

– Мы очень счастливы, это невозможно передать словами! – восклицают ребята из «Iten», участвовавшие в треке «Умная энергетика». – Конечно, мы очень хотели победить, но до сих пор не верится, что наша мечта сбылась. Проект позволяет решать важную задачу экономного использования энергоресурсов. При помощи разработанного устройства можно снизить потребление энергии на 20%. Призовые деньги мы планируем использовать на доработку устройства.

Кванториада проходит уже третий раз, в международном формате – второй.

– Члены жюри и организаторы конкурса отмечают рост качества проектов по сравнению с прошлым годом, – отметил и. о. генерального директора Фонда новых форм развития образования Максим Инкин. – Мы были приятно удивлены не только предложенными проектами, но и особенно теми нестандартными решениями, которые ребята нашли в течение трех дней очного финала.

Финал международного конкурса инженерных команд «Кванториада» собрал школьников России и из-за рубежа (Испания, Румыния, Эстония, Армения и Казахстан) в Центральном выставочном зале «Манеж» для соревнований по 10 направлениям (трекам): «Гибкая электроника», «Инструменты редактирования генов», «Оптимальный захват», «Психоэмоциональный тренажер», «Бесшовный навигатор», «Умная энергетика», «Трансформируемый модуль космической станции», «Аэротакси», «Канатная дорога», «Low Cost High Tech».
В рамках заочного этапа команды-участницы разрабатывали проект в соответствии с выбранным направлением. В финал вышли все команды, которые успешно справились с заданием. Они должны были доработать свои проекты самостоятельно (без помощи наставников) в соответствии с новыми, неожиданными условиями, которые стали известны в первый день финала.

Победителями стали все команды, чье устройство заработало в новых условиях, абсолютным победителем признана команда, разработавшая оптимальное решение и продемонстрировавшая лучшие технические характеристики.

– Один из основных акцентов конкурса сконцентрирован на развитии навыка работы в команде, умении решать нестандартные задачи, – говорит автор идеи Кванториады, заместитель министра просвещения Российской Федерации Марина Ракова. – Все это даст огромное конкурентное преимущество для ребят в будущем в условиях мировой глобализации и стирания государственных границ в науке.

Международный конкурс детских инженерных команд «Кванториада» – командное соревнование интересующихся инженерным творчеством и изобретательством детей и подростков со всей России и других стран. Его организаторы в этом году – Фонд новых форм развития образования и Министерство просвещения Российской Федерации при информационной поддержке портала «Растимдетей.рф».

Это грандиозное шоу, доказавшее, что школьники вполне в состоянии мыслить нестандартно и создавать оригинальные технологические продукты, стало логическим продолжением деятельности детских технопарков. Именно благодаря появлению таких центров технического творчества проснулся и интерес наших юных Эйлеров и Кулибиных. Сегодня сеть «Кванториумов» состоит из 110 детских технопарков, но государство ставит перед собой цель довести их количество до 245. Об этом накануне Кванториады-2019, рассказывая об итогах реализации нацпроекта «Образование», сообщила заместитель министра просвещения РФ Марина Ракова.

В настоящее время обучение в «Кванториумах» проходят около 100000 детей в год, а различными мероприятиями технопарков охвачены более 500000 детей. 1850 сотрудников «Кванториумов» в 2019 году прошли курсы повышения квалификации. Наряду со стационарными технопарками сегодня организовано 15 мобильных «Кванториумов», в которых в нынешнем году прошли обучение более 15000 детей.

Кроме того, для сельской местности государство разворачивает сеть образовательных центров «Точка роста», которых уже сегодня создано 2049 в 50 регионах. За 3,5 месяца существования сети «Точек роста» в них прошли обучение более 55000 детей. 11000 учителей «Точек роста» летом повысили свою квалификацию в онлайн-режиме, и 2500 педагогов прошли очные образовательные сессии в системе «Кванториумов».
Марина Ракова подчеркнула, что подобные центры способны буквально менять мировоззрение и мотивацию сельских жителей. Кроме того, в России в настоящее время создано 20 центров «IT-куб», призванных повышать знания школьников в сфере IT, в них прошли обучение более 80000 детей.

На базе вузов в настоящее время создаются центры дополнительного образования для школьников «Дома научной коллаборации» (ДНК). Сейчас создано 15 таких центров, в которых за год прошли обучение около 6000 детей. Запланировано создание 100 подобных домов. Крупнейшими партнерами программы создания ДНК являются «Сбертех», МФТИ и Федеральный научный центр имени И.В.Мичурина.

Важной составной частью системы дополнительного образования призван стать запущенный государством маркетплейс образовательных услуг и образовательного контента, которым уже сегодня пользуются около 2000000 учащихся.

На Кванториаде также подвели итоги первого года реализации нацпроекта «Образование», благодаря телемосту с регионами он сумел стать довольно представительным.

– Президент поставил в своем указе очень амбициозную задачу – попасть в десятку стран по общему образованию, – отметила при общении заместитель Председателя Правительства России Татьяна Голикова. – У нас сейчас есть все основания не просто попасть в десятку, но прочно закрепиться в этой десятке и занять лидирующие места. Это первый год национального проекта «Образование», когда мы пережили, с одной стороны, период становления, а с другой стороны, проверяли всех на прочность, сможем ли мы реализовать те задачи, которые перед собой поставили. И сейчас уже можем сказать, что первые шаги оказались удачными.

– Меня сегодня обрадовала очень важная новость: ребята, которые в прошлой Кванториаде работали на стенде Роскосмоса, они сейчас студенты первого курса и работают в Роскосмосе, продолжают творить! – рассказала министр просвещения РФ Ольга Васильева. – Уверена, то, что сейчас происходит, – это наше будущее, потому что научно-технологический рывок и новые технологии нам по плечу.

Заместитель Председателя Правительства России сообщила, что за 2019 год создано 160000 новых мест в школах, открыто 800 новых мастерских и аудиторий в 160 организациях, 16 центров выявления и поддержки одаренных детей.

– Это не просто цифры, – подчеркнула Татьяна Голикова. – Это качество образования, качество преподавания. Это новый взгляд на содержание нашего образования и возможности, которые предоставляет национальный проект «Образование» и детям, и учителям, и родителям, и всем, кто неравнодушен к самому главному в жизни – образованию – фундаменту, который дает основу на всю жизнь.

О своей работе поведали в режиме телемоста и губернаторы, и школьники, посещающие детские технопарки, дома научной коллаборации, центры цифрового образования детей «IT-куб».

– Особенно отрадно, что новый импульс получают наши сельские школы, – сказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. – Всего у нас будет 184 центра «Точка роста». В 2019 году открыто 46 ‑ 9500 детишек уже смогли получить доступ к новым технологиям образования. Это не только оборудование, потому что с ним еще нужно научиться работать. Это новые подходы к образовательному процессу. Это подготовка преподавателей. Это атмосфера творчества и сотрудничества. Ребята имеют возможность разрабатывать 3D-модели, создавать мультфильмы, они задействованы в шахматных турнирах, запускают квадрокоптеры.

– Мы участвовали в других конкурсах по программированию, робототехнике в Румынии, Шотландии, Ирландии, – заметил румынский участник Кванториады-2019 из BioCoderDojo Timisoara Сергиу Микоричи. – На других соревнованиях мы представляли проекты, приготовленные дома, а здесь три дня работали на площадке. Это непросто. Мы осознали, чего стоим на самом деле. Спасибо, это великолепный опыт!

Дерзайте, мальчишки и девчонки, творите, создавайте! Будущее в ваших руках! А то, что мыслить нестандартно и превращать мечты в реальность умеете, вы уже доказали на непростых соревнованиях Кванториады.

Лора ЗУЕВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt