22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны перешла границы Советского Союза. Но уже с первых шагов по нашей земле гитлеровцы поняли, что война с СССР будет в корне отличаться от войны на Западе. Ни одно воинское подразделение Красной армии, несмотря на внезапность нападения и превосходство сил фашистов, не отступало без боя, отстаивая каждую пядь советской земли. В конце сентября 1941 года фашистское командование вынуждено было признать, что план молниеносной войны с СССР провалился.
Земля горела под ногами оккупантов. На оккупированных территориях активно действовали партизанские отряды и соединения, они уничтожали мосты, переправы, воинские составы с боеприпасами и живой силой, зимним обмундированием, не давали спокойно жить фашистам мирное население и школьники. Немецкое командование было вынуждено даже издать специальный приказ: «Всеми средствами следует препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям. Особенно нужно остерегаться повсюду снующих мальчишек советской организации пионеров».Тем не менее фашистская армия была еще очень сильна. Германское командование принимает решение – начать в октябре 1941 года новое генеральное наступление, главный удар которого будет направлен на столицу нашей Родины – Москву. План наступления на Москву получил громкое название «Тайфун» (тропический циклон штормовой и ураганной силы).30 сентября 1941 года началась великая битва за Москву. 2 октября фашисты перешли к активному наступлению. Положение на фронте становилось критическим. 19 октября в Москве было объявлено осадное положение. В середине ноября фашистские войска уже находились в 40-60 километрах от Москвы.Вся страна поднялась на защиту столицы: население города строило в несколько колец оборонительные сооружения, все предприятия были переведены на выпуск продукции для фронта, все население столицы, включая школьников, боролось с зажигательными бомбами, пожарами, работало в госпиталях, на заготовке дров. В городе были сформированы добровольческие дивизии народного ополчения, в которые вошли люди, не подлежащие призыву в армию: высококвалифицированные рабочие, ученые, интеллигенция, артисты. В лесах Подмосковья действовали 41 партизанский отряд, комсомольские добровольческие диверсионные отряды. Все это помогло задержать врага до прибытия на фронт воинских частей с Дальнего Востока, из Сибири и Средней Азии.6-9 декабря 1941 года части Красной армии перешли в контрнаступление по всему фронту от Калинина до Каширы и к середине февраля 1942 года отбросили фашистские войска на 100-150 километров от нашей столицы.Навеки врублен в память поколенийТот год в крови, тот снег и та страна,Которой даже мысль была страшна -Что можно перед кем-то – на колени…Константин СимоновА впереди были еще долгие годы кровопролитных боев.Закончилась война. Страна приступила к восстановлению разрушенного войной хозяйства. Несколько лет спустя после Победы в стране стали возникать поисковые объединения молодежи и школьников, занятые увековечением памяти героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Ребята встречались с ветеранами войны – участниками боевых сражений в Подмосковье, с героями трудового фронта, работали в архивах, встречались с местными жителями оккупированных районов, выявляли неучтенные захоронения советских солдат… Все это стало началом широкой военно-патриотической работы школьников.В 1969 году в рамках Всесоюзного марша пионерских отрядов «Всегда готов!» в Москве была объявлена операция пионеров и школьников «Конец «Тайфуна», посвященная 30-летию разгрома немцев под Москвой. Участниками могли стать отряд, дружина любой школы, внешкольное учреждение города. Приказ о начале операции был подписан Маршалом Советского Союза, генералом армии Дмитрием Даниловичем Лелюшенко 30 ноября 1969 года.С этого момента и до конца декабря 1971 года тысячи школьников Москвы приняли участие в операции. Руководил операцией городской штаб, в который входили представители МГК ВЛКСМ, городского Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, Московского городского Дворца пионеров и школьников, представители городского Совета ветеранов войны, научные сотрудники московских музеев. Был разработан специальный план, тщательно продуманы все этапы проведения операции. В районных внешкольных учреждениях, в отделе туризма и краеведения дворца были разработаны маршруты походов по местам боев в Подмосковье, специальные документы походных отрядов: удостоверения, паспорта отрядов, нарукавные шевроны. Научные сотрудники музеев, ветераны войны, сотрудники школ подготовили задания для каждой походной группы. Перед выходом групп в поход все общественные службы Московской области ставились в известность о поисковой работе ребят, во все районы области (отделы милиции, народного образования, районные общественные организации, музеи…) направлялись письма с просьбой оказывать им необходимое содействие.Предварительно, перед началом поисковых походов, были проведены специальные семинары, учеба для руководителей и членов отрядов, где они узнавали об основных военных событиях на фронтах Подмосковья, получали разработанные научными сотрудниками и работниками государственных архивов инструкции о том, как собирать, обрабатывать и хранить подлинные документы и реликвии, какие документы необходимо передать на государственное хранение, а какие можно оставить для экспонирования в школьном музее.Все участники поисковых групп чувствовали себя частью большого и очень важного общегосударственного дела. Уже первые походы и работа в архивах дали большие результаты. В штаб поступали донесения отрядов о выполнении заданий: поисковые отряды приносили сотни подлинных фотографий времен войны, воинские реликвии, солдатские медальоны, записи воспоминаний ветеранов и местных жителей, в которых нередко содержались сведения о неизвестных захоронениях советских воинов, имена солдат, спасенных местным населением от фашистов, сведения о действиях в тылу врага партизанских отрядов и отдельных местных жителей.К работе подключились и учащиеся школ Подмосковья. Были приведены в порядок сотни братских могил, на безымянных памятниках усилиями школьников и работников архивов стали появляться имена погибших. Ребята принимали участие в перезахоронениях советских воинов, вместе с ветеранами обращались в соответствующие государственные органы с ходатайствами об открытии мемориальных досок и памятников во дворах своих школ.И время добавляет в спискиЕще кого-то, кого нет…И ставит, ставит обелиски.Константин СимоновВ школах города начали работать десятки музеев, многие из которых существуют и в наши дни. Это, например, музеи: 8-й гвардейской стрелковой Режецкой орденов Ленина и Суворова дивизии имени И.В.Панфилова (школы №909, 604, 229, 316, школа-интернат №45); «Подвиг панфиловцев в битве за Москву» (школа №842, школа-интернат №67); боевой славы выпускников школы №439; «Орден в твоем доме» (школа №148); 36-й отдельной курсантской бригады (школа №104); «Героини Великой Отечественной войны» (школа №192); «Их имена вернулись из безвестности» (школа №1041); сопротивления узников концлагерей (школы №1877, 752); Зои и Шуры Космодемьянских (школа №201); 586-го женского истребительного авиационного полка (школа №1056); Г.К.Жукова (школы №907, 1515); битвы за Москву (школа №1411) и многие другие.На протяжении всей операции во дворце проводились учеба, семинары, встречи, практикумы для всех категорий взрослых, работающих с детьми и для самих детей.По завершении каждого учебного года лучшие поисковые отряды принимали участие в традиционном «звездном» походе-слете в Подмосковье. Слеты готовились заблаговременно и очень тщательно по специально разработанным программам. «Звездными» они назывались, потому что отряды – участники слета выходили в поход по своему маршруту из разных районов Московской области и встречались в определенный день и час на общей поляне, где проводились туристско-краеведческие соревнования, праздники, награждение победителей. Слеты проходили в июне отдельно для пионерских отрядов и отрядов старшеклассников.Особенно памятным для ребят оказался слет в год 30-летия разгрома фашистов под Москвой….Завтра соревнования по ориентированию на местности. На поляне слета объявлен отбой. Не спят только судьи и помощники судей по ориентированию – они работают в лесу, готовят к соревнованию контрольные пункты (КП), карты для соревнующихся отрядов. В 4 часа утра неожиданно раздается сигнал настоящей боевой тревоги. Всем отрядам предложено срочно построиться на линейке, где уже стоит подразделение солдат во главе с командиром, который взволнованно говорит ребятам: «Товарищи пионеры! Мы обращаемся к вам за помощью. В лесном массиве около поляны слета высадился вражеский отряд разведчиков. Необходимо прочесать лес и на картах, которые мы вам сейчас раздадим, отметить все места, где вы обнаружите следы десанта».Уже с первых шагов по лесу участники соревнований испытали моменты и страха, и восторга. Как только они вошли в лес, рядом с ними начали взрываться дымовые шашки, где-то в кустах раздавались выстрелы, строчил пулемет. Обнаружились и первые следы десанта: по кустам тянулся телефонный провод, а вот и его обрыв, еще несколько метров, и ребята видят на ветвях деревьев парашюты. Все дальше и дальше бегут ребята, стараясь точнее отметить места находок. На поляне (у каждого отряда своей) они натыкаются на замаскированный танк, или бронемашину, или амфибию. Наконец выбегают на опушку леса, где уютно расположилась солдатская кухня. Военные кашевары в белых колпаках приглашают всех участников соревнований отведать солдатской гречневой каши с маслом. Восторгу ребят нет границ.А вечером на пионерском костре незабываемые рассказы ветеранов войны, концертные номера военнослужащих Таманской или летной дивизии из Кубинки. Такие слеты запоминались ребятам на всю жизнь.Осенью (в октябре) во дворце проводились традиционные городские выставки «Из дальних странствий возвратясь», в которых принимали участие лучшие поисковые отряды. В течение двух недель с экспозицией могли ознакомиться все желающие. Оценивали детские работы научные сотрудники государственных музеев, специалисты-картографы, ветераны войны, члены городского штаба операции «Конец «Тайфуна». Завершалась выставка проведением праздника, на котором звучали отчеты отрядов о своих достижениях, о том, что они сами видели, нашли, прочувствовали во время памятных встреч. Со сцены звучали самодеятельные песни, стихи, демонстрировались кино- и слайд-фильмы. Лучшие работы отмечались наградами. Заканчивался праздник исполнением самодеятельных туристских песен. Вначале выступали со своими стихами и песнями школьники – участники операции, в конце – лучшие барды. В такие моменты зал становился единым целым – ребята или слушали в полнейшей тишине новые песни, или пели их вместе с исполнителями.В качестве завершения операции «Конец «Тайфуна» была избрана акция по сбору средств и установке в Подмосковье памятника школьникам – участникам сопротивления фашистам в период оккупации Московской области. С 1969 по 1971 год ребята собирали металлолом, макулатуру, работали на переборке овощей на продовольственных базах, а заработанные деньги переводили на специальный банковский счет, открытый МГК ВЛКСМ.В 1971 году по проекту, разработанному безвозмездно руководителем скульптурного кружка Городского Дворца пионеров и школьников Дмитрием Калининым, в селе Осташеве на средства пионеров и школьников был открыт памятник «Школьникам – героям Москвы и Подмосковья». Место для памятника было выбрано не случайно. В Осташеве жили школьники Толя Шумов и Володя Калядов – члены местного партизанского отряда, погибшие в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. После войны школе, где они учились, были присвоены их имена. Мама Толи Шумова, Е.С.Шумова, в годы войны партизанка, с помощью сотрудников отдела туризма и краеведения дворца создала музей и организовала его работу. В музее можно было подробно узнать о деятельности местного партизанского отряда и о подвиге Толи и Володи. Неподалеку от Осташева, в селе Иванове, в годы войны совершила подвиг школьница Лида Матвеева, спасшая два советских танка Т-34 с их экипажами, в селе Колюбакино от рук карателей погибли лесничий В.П.Чепелев и его сын школьник Петя, связные местного партизанского отряда.С окончанием операции «Конец «Тайфуна» работа школьников по военно-патриотической тематике не завершилась, она лишь в разные годы приобретала разные формы.
Комментарии