Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Опасности у классной доски. Как правильно аттестовать рабочее место педагога

Дата: 05 сентября 2011, 00:13
Автор:

Аттестация рабочих мест – одна из больных тем нашей системы образования. У школ, как правило, не хватает средств на ее проведение, а если такие средства и выделяют, то организации, осуществляющие ее, зачастую не учитывают специфику образовательного учреждения, ведь условия и характер труда педагога отличаются от условий и характера труда в промышленности.

Аттестация рабочих мест по условиям труда – система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Трудности, возникающие при проведении аттестационных работ в образовательных учреждениях, обусловлены тем, что здесь такие параметры, как напряженность трудового процесса и факторы вредности, с трудом поддаются оценке.

В прошлом учебном году техническая инспекция труда Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования провела анализ порядка проведения аттестации рабочих мест в столичных образовательных учреждениях. Результаты анализа показали, что в штатах аттестующих организаций, как правило, нет специалистов, понимающих специфику труда в образовательной сфере, члены аттестационных комиссий не проходят специального обучения, в результате выполнение работ по аттестации проходит формально.

Пункт 10 приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 №569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» так определяет состав аттестационных комиссий: «Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей аттестующей организации».

Многие руководители образовательных учреждений, не понимая всей серьезности вопроса, полностью полагаются на специалистов уполномоченных организаций, проводящих аттестацию, даже не вникая в результаты, отраженные в картах аттестации. В результате у работников возникают проблемы с получением компенсационных выплат, дополнительных отпусков, средств защиты.

Задачи аттестационной комиссии

Пункт 11 приказа №569 так определяет задачи аттестационной комиссии. Она:

– осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы (аттестующей организацией) по аттестации рабочих мест по условиям труда на всех ее этапах;

– формирует необходимые для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы (то есть с описанием конкретного рабочего места, порядка и особенностей выполнения работ, обязанности сотрудника на этом месте) и организует их изучение;

– готовит предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;

– составляет и подписывает карты аттестации рабочих мест по условиям труда;

– организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;

– при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включают в том числе мероприятия, требующие значительных материальных затрат. В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации указывают источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнителей и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывает председатель аттестационной комиссии, и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом утверждает работодатель и включает в коллективный договор;

– вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.

Перед проведением работ по аттестации рабочих мест в учреждении членам комиссии следует разобраться в понятийном аппарате.

Рабочее место – все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Необходимо составить:

– перечень рабочих мест, на которых должен (должны) находиться ваш сотрудник (сотрудники);

– описание рабочих мест (что на этих местах делается, какое затрачивается время, какие имеются неблагоприятные независящие от вас факторы производственной среды). Этот локальный акт передают для работы в аттестующую организацию.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Вредный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.

Опасный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти, в зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными.

Согласно п. 4 приказа №569 результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются для:

– оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

– предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

– предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

– подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям), а также внеочередным медицинским осмотрам (обследованиям);

– решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

– обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

– включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда.

Карта аттестации рабочего места по условиям труда – документ, содержащий сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых компенсациях, размерах повышения заработной платы и соответствии их действующему законодательству, а также рекомендации по улучшению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест.

В адресной части указываются полное наименование и адрес организации. Наименование профессии и должности работников указывают в соответствии со штатным расписанием организации. Коды профессий и должностей работников заполняют в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).

В строке 010 указывают также действующий код и наименование выпуска Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС), квалификационного справочника. Зачастую здесь появляются ссылки на давно отмененные документы, хотя использовать следует только приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Фактор вредности и опасности

При оценке условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса, при заполнении строки «Неионизирующие излучения», комиссии зачастую не учитывают, что на сегодняшний день по-прежнему действуют такие важные документы, как:

– приказ от 20 августа 1990 г.  №579 «Об утверждении положения о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы Гособразования СССР»;

– приложение 2 к приказу Гособразования СССР от 20 августа 1990 г. №579 «Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты рабочим, специалистам и служащим с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (в ред. приказа Гособразования СССР от 03.01.91 №1)», подраздел 1 «Виды работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты до 12 процентов» (пп. 1.164 «Работа за дисплеями ЭВМ»).

Исходя из этих нормативных актов, при заполнении карты в столбце «Класс условий труда» оценка неионизирующего излучения должна соответствовать классу 3.1 (согласно действующим документам) для сотрудников, работающих за дисплеями ЭВМ, независимо от результатов замеров.

Тяжесть трудового процесса

При определении показателя «Тяжесть трудового процесса» оценка производится по показаниям рабочей позы, наклонов корпуса у воспитателей, медицинских работников, воспитателя по физкультуре, педагогов. Класс условий труда должен быть не менее 3.1.

Рабочая поза

Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. К свободным позам относят удобные позы сидя, которые дают возможность изменения рабочего положения тела или его частей (откинуться на спинку стула, изменить положение ног, рук). К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. К вынужденным позам относятся рабочие позы лежа, на коленях, на корточках. Абсолютное время (в минутах, часах) пребывания в той или иной позе определяется на основании хронометражных данных за смену, после чего рассчитывается время пребывания в относительных величинах, то есть в процентах к 8-часовой (6-часовой) смене (независимо от фактической длительности смены). Если по характеру работы рабочие позы разные, то оценку следует проводить по наиболее типичной позе для данной работы.

Следовательно, минимальные показатели характера рабочей позы, свойственные отдельным категориям педагогических работников, соответствуют таким показаниям, как:

– периодическое, до 50% времени смены, нахождение в неудобной и/или фиксированной позе; пребывание в вынужденной позе (на коленях, на корточках) до 25% времени смены;

– нахождение в позе стоя до 80% времени смены.

Число наклонов за смену определяется путем их прямого подсчета в единицу времени (несколько раз за смену) либо определением их количества за одну операцию и умножением на число операций за смену. Глубина наклонов корпуса (в градусах) измеряется с помощью любого простого приспособления для измерения углов (например, транспортира). При определении угла наклона можно не пользоваться приспособлениями для измерения углов, так как известно, что у человека со средними антропометрическими данными наклоны корпуса более 30° встречаются, если он берет какие-либо предметы, поднимает груз или выполняет действия руками на высоте не более 50 см от пола. При количестве в группе 15-25 детей число наклонов работником за смену намного превышает показатели от 101 наклона. В этом случае, следовательно, по тяжести трудового процесса можно смело ставить класс 3.1.

Согласно Руководству Р 2.2.2006-05, 2.2. Гигиена труда «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», Приложение 16 (обязательное) «Методика оценки напряженности трудового процесса» оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели, а не в течение двух часов методом опроса сотрудников, как это часто делают в наших образовательных учреждениях.

Анализ должен быть основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

Нагрузки интеллектуального характера

«Содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания – от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.

Различия между классами 2 и 3.1 практически сводятся к двум пунктам: «решение простых» (класс 2) или «сложных задач с выбором по известным алгоритмам» (класс 3.1) и «решение задач по инструкции» (класс 2) или «работа по серии инструкций» (класс 3.1).

Различия между классами 3.1 и 3.2 по показателю «содержание работы» (интеллектуальные нагрузки) заключаются лишь в одной характеристике – используются ли решения задач по известным алгоритмам (класс 3.1) либо эвристические приемы (класс 3.2). Они отличаются друг от друга наличием или отсутствием гарантии получения правильного результата. Алгоритм – логическая совокупность правил, которая, если ей следовать, всегда приводит к верному решению задачи. Эвристические приемы – это некоторые эмпирические правила (процедуры или описания), пользование которыми не гарантирует успешного выполнения задачи. Следовательно, классом 3.2 должна оцениваться такая работа, при которой способы решения задачи заранее неизвестны.

Таким образом, классом 3.1 необходимо оценивать такие работы, где принятие решений происходит на основе необходимой и достаточной информации по известному алгоритму (как правило, это задачи диагностики или выбора), а классом 3.2 оценивать работу, когда решения необходимо принимать в условиях неполной или недостаточной информации (как правило, это решения в условиях неопределенности), а алгоритм решения отсутствует. Имеет значение и постоянство решения таких задач.

Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности, установлена у педагогов (воспитателей) – класс 3.2.

Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми условиями отмечают в работе медсестер, преподавателей (педагогов), воспитателей, разного уровня заместителей (класс 3.1).

При оценке характера выполняемых работ наиболее сложная функция – это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам. Это характерно для таких профессий, как руководители организаций, преподаватели (педагоги), воспитатели (класс 3.2).

Сенсорные нагрузки

По показателям (класс 3.1, 3.2):

– длительность сосредоточенного наблюдения у воспитателей (педагогов) до 51-75% (более 75%) времени смены;

– плотность сигналов (звуковых) – до 300 (более 300) сообщений в среднем за час работы (группы (классы) детей в среднем 20-25 человек);

– число производственных объектов (дети) одновременного наблюдения – до 25 (более 25);

– наблюдение (при наличии ПК) за экранами видеотерминалов при буквенно-цифровом типе отображения информации – до 4 (более 4) часов в смену;

– нагрузка на слуховой анализатор у педагогов, воспитателей, музыкальных работников, воспитателей по физической культуре и др. – разборчивость слов и сигналов от 70 до 50% (менее 50%), имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 (до 1,5) метров;

– нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) у педагогов, воспитателей, музыкальных работников, воспитателей по физической культуре и др. – до 25 (более 25) часов.

Эмоциональные нагрузки

По показателям (класс 3.1, 3.2): степень ответственности за результат собственной деятельности.

Значимость ошибки:

а) педагоги, воспитатели, музыкальные работники, воспитатели по физической культуре несут ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Ошибка влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы и т. п.) – класс 3.1;

б) руководители, заместители, педагоги, воспитатели несут ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания – класс 3.2.

Степень риска для собственной жизни

Риск для собственной жизни связан не только с травмоопасностью, но может определяться и спецификой трудовой деятельности в определенных социально-экономических условиях в стране. Поэтому для руководителей, заместителей, воспитателей ДОУ наличие риска для собственной жизни вероятно (класс 3.2), что демонстрируют нам последние события, связанные с нанесением тяжких телесных повреждений педагогам в образовательных учреждениях страны.

Степень ответственности за безопасность других лиц

У руководителей, педагогов, воспитателей, воспитателей по физической культуре возможна (класс 3.2).

Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену

Конфликтные ситуации у руководителей учреждений, заместителей, педагогов, воспитателей, других категорий сотрудников встречаются в виде непосредственного взаимоотношения педагогов, воспитателей с детскими коллективами, разрешением конфликтов, возникших между детьми, могут возникать конфликтные ситуации внутри коллектива с коллегами, руководством, родителями:

– у педагогов, воспитателей, музыкальных работников, воспитателей по физической культуре и др. – от 4 до 8 (класс 3.1);

– у руководителей, замов – более 8 (класс 3.2).

Монотонность нагрузок

Для работников системы образования монотонность нагрузок, как правило, не выходит за пределы допустимых значений.

Режим работы

Показатель «Фактическая продолжительность рабочего дня» выделен в самостоятельную рубрику, так как независимо от числа смен и ритма работы фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6-8 часов до 12 часов и более (руководители и работники некоторых профессий). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка и соответственно выше напряженность труда.

Если фактическая продолжительность рабочего дня 10-12 часов, то класс условий труда – вредный 3.1.

Специалист, владеющий основными навыками работы в аттестационной комиссии и использующий эти навыки для защиты прав работников, должен быть в каждой школе, например, уполномоченный профсоюза по охране труда. При участии в комиссии таких специалистов аттестация рабочих мест не будет оборачиваться дорогостоящей формальностью, как это часто бывает в наших образовательных учреждениях.

Валерий Тельный, технический инспектор труда Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования

Фото с сайта http://ru.123rf.com


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt