search
Топ 10

Они улучшают окружающий их мир. В Тверской области одним из самых значимых является конкурс социальных проектов «Я – гражданин России»

В этом году социальные проекты разрабатывались в школах, учреждениях дополнительного образования городов Андреаполь, Осташков, Тверь, в Вышневолоцком, Калининском, Кувшиновском, Оленинском, Рамешковском, Торжокском, Удомельском, Фировском районах, ЗАТО «Озерный». Причем впервые участвовали учащиеся школ Кувшиновского, Калининского, Вышневолоцкого, Торжокского районов.

На областном этапе соревновались тринадцать команд школ области. Это было эмоциональное, напряженное, интеллектуальное состязание.

Лауреатами 6-го конкурса стали команда Рождественской школы Фировского района, разработавшая проект «Святые места Фировского района» (консультант – учитель информатики и математики Маргарита Слизкова), команда Мирновской школы Торжокского района – проект «Лаборатория здоровья» (консультант – Валентина Евграфова, руководитель детского объединения «Радор», заместитель директора школы по воспитательной работе), команда Сокольнической школы Кувшиновского района – проект «Хочешь быть умным? Будь им» (консультант Оксана Ногаева, учитель граждановедения.)

Дипломантами конкурса стали: команда Киверичской школы Рамешковского района – проект «Моя маленькая Родина» (консультант Галина Данилова, заместитель директора по воспитательной работе), команда школы №2 города Осташкова – проект «Здоровое поколение» (консультант Наталья Савельева, учитель биологии), команда средней общеобразовательной школы №1 ЗАТО «Озерный» – проект «Не смейте забывать своих учителей» (консультант Капитонова).

Лауреатом конкурса стала команда муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №5 ЗАТО «Озерный». Под руководством заведующей В.Федоровой воспитатели детсада разработали и воплотили в жизнь великолепную программу оздоровления детей.

Все представленные проекты отличались оригинальностью выбора темы и ее реализации. Они направлены на решение важных социальных проблем: здоровья нации, безопасности дорог, заботы о детях, оказавшихся в трудном положении, сохранении и преумножении культуры, духовных традиций наших предков.

Ребят Мирновской школы Торжокского района взволновала проблема сокращения продолжительности жизни жителей сельского округа: у мужчин она составляет – 58 лет, у женщин – 68. В сельском округе жители не могли приобрести нужные лекарства, приходилось выезжать в город Торжок, расположенный в десяти километрах от села. Отсутствовала должная медицинская помощь пенсионерам, ветеранам войны и труда, инвалидам. Слабо поставлена профилактика заболеваний.

Чтобы глубже выяснить причины сложившейся ситуации, объединение «Радор» разделилось на несколько групп: юные географы, исследуя проблему, отметили следующие факторы, отрицательно влияющие на здоровье людей – загрязненность окружающей среды. В селе мало зеленых насаждений, питание у некоторых людей не соответствует медицинским нормам (скудная потребительская корзина).

В 2005 году потребление мяса и мясопродуктов составило 22 килограмма, рыбы – 15, молока и молочных продуктов – 225 кг, яиц – 150 штук, хлеба – 128 кг, картофеля – 132 кг, овощей – 90 кг, фруктов – 12 килограммов. Юные химики выяснили, что в продуктах недостает аскорбиновой кислоты и что качество продуктов можно улучшить за счет овощей, выращенных на собственных участках.

Члены кружка «Опытник» провели исследование на содержание нитратов в продукции, полученной на пришкольном участке, и обнаружили, что концентрация нитрат-ионов в овощах, выращенных на пришкольных участках, не превышает ПДК. Учащиеся разработали памятку по предотвращению отравления нитратами.

В процессе исследования подростки выяснили, что на демографическую ситуацию в сельском округе огромное влияние оказывает миграция населения: юноши и девушки не задерживаются в родных местах. Условия жизни не устраивают большинство молодежи: не устроен быт, низкая зарплата. И вообще в Торжокском районе ситуация катастрофическая: на одного младенца приходится четверо умерших.

После бурного обсуждения была выработана программа действий: добиться открытия аптечного пункта в Мирновской амбулатории; оказывать помощь престарелым людям, детям-сиротам, детям из асоциальных семей; организовать обслуживание на дому ветеранов войны и труда; ходатайствовать о выделении благоустроенной квартиры матери сына-инвалида; добиться профилактики болезней среди учащихся Мирновской школы и жителей округа, провести неделю «Добрых услуг»; осуществить акцию «Экологическая тропа».

Ряд вопросов, намеченных в программе, можно было решить с представителями властных структур. В этих целях разработчики проекта встретились с главой администрации Торжокского района З.В.Кирмасовой, заместителем главы администрации района, ответственной за социальные вопросы, Т.И.Рыбкиной, депутатом Законодательного собрания Тверской области, председателем колхоза «Мир» Н.И.Поповым и главврачом Торжокской районной больницы Б.И.Сосновским.

В ходе этих встреч были обсуждены вопросы, затронутые ребятами в проекте. С помощью представителей власти были решены многие вопросы. В амбулатории поселка Мирный открыта аптека с достаточным набором лекарств. Житель округа, приобретавший лекарства, сэкономил за два месяца для улучшения семейной потребительской корзины более 500 рублей, которые он потратил бы на приобретение лекарств, съездив в Торжок.

Была оказана социальная помощь престарелым жителям округа. В специальные заведения на долгосрочное лечение были устроены В.Пушкин, В.Позднышев, Е.Розова, П.Игнатов, организовано обслуживание на дому ветеранов войны З.Кузьминой (деревня Можайцево), В.Овсянниковой (д.Думаново), А.Огаревой (д.Владычня).

Врач общей практики Г.Никитин стал доставлять на дом индивидуальные аптечки тяжело больным жителям округа. Учащиеся содействовали выделению благоустроенной квартиры взамен ветхого жилья матери сына-инвалида.

Школьный санпост вместе с врачами Торжокской районной больницы, амбулаторией организовали профилактику болезней в школе и в населенных пунктах. Городской терапевт проводит профосмотр сельских жителей.

Для родителей были проведены лекции: «Профилактика гриппа», «Фитотерапия на службе здоровья», «Наследственность человека и алкоголь» и др.

В ходе экологической акции было посажено более 300 деревьев, изучено состояние источников и ручьев, открыта площадка для отдыха в сосновом бору д.Бубеньево.

В результате проведенной работы сократилось число заболеваний среди жителей округа.

На защите проекта учащиеся Мирновской школы сказали: «Осуществляя работу над проектом «Лаборатория здоровья», мы поняли, что знания, полученные на уроках граждановедения, обществознания, биологии, химии, технологии, других предметов, можно применять на практике при решении социально значимых проблем для сельского округа. Мы приобрели навыки общения с представителями власти, а также уверенность, что мы тоже граждане нашей большой страны и к нам взрослые относятся довольно серьезно и по достоинству оценивают нашу полезную деятельность».

Оригинальный социальный проект «Хочешь быть умным? Будь им.» представили ученики Сокольнической школы Кувшиновского района. Ребят взволновала информация о том, что диагностическое обследование детей Тверской области показало: среди сельских школьников 61 процент имеют низкий уровень интеллекта, 39 процентов – средний, детей с высоким уровнем развития интеллекта не обнаружено.

Учащиеся школы Ирина Новикова, Дарья Соловьева, Леонид Боков, Екатерина Щербанюк, Светлана Новгородская и Евгений Конев пришли к выводу, что проблема интеллектуального развития актуальна и для их школы.

Предположения подростков подтвердились в результате социологического опроса. Опрашивались дети, родители и учителя.

На вопрос «мотивация к развитию интеллекта» учащиеся ответили: нет желания знать больше – 70 процентов, с удовольствием использую все возможности для пополнения знаний – 5 процентов, не хотят учиться – 15 процентов. Родители: эпизодически контролируют и стимулируют занятия ребенка – 50% детей. Ребенок не нуждается в стимулах и контроле – 5% детей, систематический контроль и система стимулирования – 45% детей. Учителя отметили: даже у сильных учеников нет желания знать больше программы. В целом низкая мотивация к интеллектуальной деятельности у 20% детей.

Большинство учеников не планируют свое свободное время. Более половины из них проводят его в уличной компании, лишь 20 процентов регулярно выполняют домашние задания. Только 5% детей считают, что чтение литературы служит источником развития интеллекта. Команда пришла к выводу, что в интеллектуальном развитии ребят очень много нерешенных проблем. По этому вопросу были изучены нормативно-правовые документы, многочисленные материалы газет и журналов. Был сделан вывод о том, что большая часть информации СМИ разрушающе действует на детей. Многие факторы: уровень жизни, круг общения, телевидение, система ценностей окружающего социума – негативно влияют на развитие интеллекта.

В итоге команда совместно с заместителем директора по воспитательной работе разработала и реализовала следующий план по формированию и развитию интеллекта у детей: интеллектуальный марафон, встречи с психологом, интеллектуальные игры, акция «Книги детям», поощрение лучших учащихся, конкурс проектов, экскурсии в детскую библиотеку г.Кувшинова, музей природы села Рогожа, в объединенный музей г.Твери, беседы о потерянном времени, создание «Зимнего сада» и другие.

Очень интересными и полезными оказалось общение с психологом. Так как в Сокольнической школе нет психолога, то его пригласили из Кувшинова. Занятия были очень интересными и обогатили учащихся, родителей и учителей. Психологические тренинги помогли расстаться со многими комплексами.

«Нам приятно, – говорили члены команды, – осознать свою востребованность, нам многое удалось сделать для школы». Главный итог – первое место в районных олимпиадах по немецкому языку и физической культуре, второе место в областном конкурсе «Моя малая Родина» и многие другие успехи.

Из учреждений дополнительного образования был представлен единственный социальный проект «Сделаем мир добрее», разработанный ребятами из детско-юношеской спортивной школы, советом старост этой школы, педагогами «Озерного». Участники детской спортивной школы взяли шефство над детьми из Бологовского специализированного детского дома.

Василий ПАПИН, доцент кафедры теории и практики воспитания ТОИИУ, председатель Тверского отделения ассоциации «За гражданское образование»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту