Работа с одаренными детьми ведется в Республике Адыгея давно. В прошлом году была завершена республиканская программа, рассчитанная на 5 лет, нынче разработана новая, которая будет действовать до 2008 года. В бюджете на 2006 год на это выделено 1,61 миллиона рублей. Один из самых успешных республиканских проектов в рамках программы «Одаренные дети» – Республиканская физико-математическая школа при Адыгейском государственном университете.
Школа возникла в 1998 году как учреждение дополнительного образования для одаренных детей. Идея создания такого учебного заведения возникла потому, что в первую очередь именно одаренные, независимо от их социального положения и места жительства, должны иметь возможность получить дополнительную бесплатную подготовку по математике и физике. Как известно, в Адыгее пока нет крупных научных и исследовательских центров, поэтому новой школе отводили весьма значительную роль в воспитании будущих ученых и преподавателей вузов.
Школа с самого основания была признана весьма уважаемым учебным заведением – ведь она почти сразу стала филиалом Всероссийской заочной многопредметной школы при Московском государственном университете имени Михаила Васильевича Ломоносова. Выпускники получали два свидетельства об окончании – выданное РФМШ при АГУ и ВЗМШ при МГУ. Это очень сильно повышало статус школы, не случайно она стала основным центром республики по работе с детьми, проявившими особые способности по математике, предоставляя им возможность углубленно изучать математику, компьютерные науки и физику. У учеников перед глазами всегда пример бессменного директора школы, кандидата физико-математических наук, декана факультета математики и компьютерных наук Адыгейского госуниверситета Дауда Мамия. В свое время Дауд Казбекович с золотой медалью закончил майкопскую среднюю школу №22, успешно завершил учебу на механико-математическом факультете МГУ. Наверное, не случайно, что 11 школьников республики, принятых по конкурсу в знаменитую физико-математическую школу имени академика Колмогорова при МГУ, – воспитанники Дауда Мамия.
На математическом отделении школы получают знания 600, на отделении физики – 100, на отделении компьютерных наук – 150 учащихся. Обучение ведется на двух уровнях – основном и углубленном.
Принимают в школу в сентябре по конкурсу (что объяснимо – развивать способности можно только у тех, кто ими обладает), но конкурс тут особый – олимпиадный, поскольку при решении олимпиадных задач будущий ученик школы может проявить нестандартное мышление. Начинается учебный год 1 октября и заканчивается 31 мая. Учатся в школе по основному уровню от 2 до 5 лет, причем форма очно-заочная, что позволяет тем, кто живет в сельском районе, получать знания не хуже городских ребят. Тем более что каждому вручают комплект методических пособий по всем изучаемым темам, что облегчает выполнение заданий. Углубленный уровень в течение 4-5 лет осваивают группы по 10 человек, и методика работы с ними предполагает дополнительную подготовку в области так называемой олимпиадной математики. Эта методика заключается в том, что ребят учат методам решения тех или иных сложных задач.
Тех, кто справляется с учебой, летом обычно приглашают в летнюю математическую школу, которая работает 20 июльских дней. В летней школе с одаренными детьми работают специалисты ведущих российских вузов, сотрудники и студенты АГУ, известные педагоги из разных регионов страны. Это оправданно, потому что за десять лет, в течение которых устраиваются летние школы, их участниками стали школьники не только Адыгеи, но и Москвы, Ростова, Астрахани, Элисты и других городов России. Летняя школа – это не только напряженная учеба по 6 часов ежедневно, но и чемпионаты по футболу, настольному теннису и походы в горы.
Работа с одаренными детьми – это и тщательный отбор, и долгая кропотливая индивидуальная работа по особому плану, и использование новейших технологий (информационных и развивающих), и проведение нестандартных уроков, и система творческих заданий, и выстраивание системы самостоятельной работы учеников, и исследовательская работа школьников и педагогов. Все это далеко выходит за рамки той работы, которая ведется в обычных школах. Но Республиканская физико-математическая школа ведет, помимо всего этого, еще и то, что раньше называли массовой работой. Сегодня ее педагоги организуют и проводят районные и городские олимпиады для школьников по математике и физике, олимпиаду по языкознанию «Русский медвежонок», в которой ежегодно принимают участие около 1500 школьников Адыгеи, Международный математический турнир городов (8-11-е классы) и Международный математический конкурс «Кенгуру» (2-10-е классы), в котором в 2005 году принимали участие более 6000 школьников Адыгеи.
В сентябре 2005 года РФМШ при АГУ приняла участие в организации в ВДЦ «Орленок» первой Всероссийской смены «Юный математик», собрав в ней 100 одаренных учащихся из многих регионов России. В 2006 году в «Орленке» планируется проведение второй смены.
Работа в Республиканской физико-математической школе чрезвычайно эффективна. Доказательством служит то, что 47 раз на окружных этапах всероссийских олимпиад в Южном федеральном округе ее воспитанники становились призерами олимпиад по математике, по физике, побеждали на международных турнирах городов, получали призы на Международном математическом конкурсе «Кенгуру». А уж сдают единые государственные экзамены ребята каждый год с очень высокими результатами: по математике в течение последних трех лет 70 процентов выпускников получают только «отлично», после чего поступают в ведущие вузы России, в том числе в МГУ имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский госуниверситет, МФТИ и другие. Кстати, половина выпускников школы неизменно выбирает факультет математики и компьютерных наук Адыгейского государственного университета. Не случайно в июле 2004 года Республиканская физико-математическая школа участвовала в программе презентации российского математического образования на Х Международном конгрессе по математическому образованию, который прошел в Копенгагене.
Казалось бы, никаких кардинальных изменений в школе не предвидится, но недавно возникла новая идея. Школе предложили сменить название: Министерство образования и науки РА так высоко оценило научно-образовательный и кадровый потенциал педагогического коллектива, что предложило ему заняться еще и углубленной подготовкой школьников по химии, биологии и гуманитарным наукам. Что будет дальше, сказать трудно, но, скорее всего, коллектив и в самом деле справится с новыми задачами. Так что Адыгея может гордиться своей уникальной школой, которая теперь называется так: «Республиканская естественно-математическая школа при Адыгейском государственном университете».
Комментарии