Такая олимпиада, которая выявляла бы тех, кто, по определению Ломоносова, “российскому языку искусен”, в истории государства Российского впервые состоялась год назад в Курске. В нынешнем году эстафету принял Орел.
– Нам приятно видеть вас – участников II Всероссийской олимпиады по русскому языку – в нашем старинном городе, где продолжается славная традиция приобщения молодого поколения к Великому Слову, – пишет в своем приветствии глава администрации Орловской области, председатель Совета Федерации РФ Е.С.Строев, приводя далее строки И.Бунина: “…нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь”.
Кто российскому языку искусен
ПИШЕМ
Всего было три тура. В первом проверялась лингвистическая компетенция. Во втором – владение письменной речью.
Никакого отсева после 1-го тура не было, всем ребятам дана была возможность показать не только познания в грамматике и лексике, но и проявить свои творческие способности в разных жанрах.
Проверка работ была закончена только к вечеру третьего дня соревнований. Олимпийцы успели вернуться с экскурсии по тургеневским местам, из Спасского-Лутовинова. Наконец-то стало известно, кто прошел в 3-й тур (по сумме баллов, набранных в первых двух турах).
ГОВОРИМ
А вот здесь, неожиданно для многих, понадобилось показать свое умение говорить. Только и всего!
ТЕМЫ
Берешь три конверта. Садишься, вынимаешь из каждого тему и смотришь: какая больше нравится? Темы предложены в форме цитат. Например:
Для 9-го класса:
“За правое дело говори смело” (поговорка); “В начале было слово” (Новый Завет).
Для 10-го класса:
“Лучше недосказать, чем пересказать” (пословица); “Заговори, чтобы я тебя увидел” (Сократ).
Для 11-го класса:
“Есть сила благодатная в созвучье слов живых” (М.Лермонтов),
“Рукописи не горят” (М.Булгаков).
Затем 15 минут на подготовку – и устное выступление, с жестким ограничением: девятикласснику дается не более пяти минут, десятикласснику – не более семи и одиннадцатикласснику – не более десяти.
Предупреждение: можешь читать по бумажке, но тогда заведомо заработаешь низкий балл.
Олимпийцы не дрогнули. Как они выступали? А вот послушайте (представьте себе, что вы слышите их взволнованные голоса).
Кристина ЯКУШИНА (г.Губаха, Пермская обл.)
Рукописи не горят. Представим себе, что рукописи – это не то, что пишется на листе, а то, что делается в жизни. То, что вы создаете, проживая свой век. Это ли не рукопись! Каждый живет, создает свое евангелие… Листы бывают в клетку и в линейку. А я хочу по диагонали! И пусть не каллиграфически, с кляксами. Я хочу свое. Я хочу создать именно рукопись – не отпечаток, не изделие, я хочу сотворить именно рукопись.
Артем ГРУЗДЕВ (Челябинск)
Одно слово может нести за собой целый мир, и поэтому одно оно, будучи произнесенным, становится могучим средством общения. Древняя мудрость всегда недосказана и туманна. Не поэтому ли она всегда вызывала у людей могучий отклик в сердцах? Нужно ли говорить долго, разьясняя каждое слово?
Виктория КОНОНОВА (г.Великие Луки, Псковская обл.)
…Книга показывает идеал, к нему нужно стремиться. Если б не было идеала и нам не к чему было стремиться, то как бы мы жили? Мир бы не смог просто выжить без идеала. Возможно, русским людям в большей мере присуще именно это стремление к идеалу. И может быть, в этом как раз и состоит та загадка русской души, о которой многие люди говорили.
Светлана ЕВСЮКОВА (Белгород)
“Простите нас, деревья и трава!” Прости нас, синее небо, которое пока еще синее, но боюсь, что это ненадолго. Прости нас, море, которое когда-то было синим, а сейчас уже непонятно, какого цвета. Прости нас, земля-старушка! Прости, природа-мать! Не мсти, не надо мстить… Прошу тебя: не мсти хотя бы так жестоко. Прости нас, неблагодарных, неблагородных. Прости, только прости! Больше от тебя ничего не требуется, остальное мы сделаем сами. Мы исправимся, даю слово!
И ВОТ ОНИ, ПОБЕДИТЕЛИ:
9-й класс
1-е место – Евсюкова Светлана (г.Белгород)
2-е место – Хусаинова Асия (г.Казань, Респ.Татарстан)
3-е место – Петрова Анна (г.Челябинск), Попова Екатерина (г.Оренбург)
10-й класс
1-е место – Ступин Павел (г.Иркутск)
2-е место – Груздев Артем (г.Челябинск)
3-е место – Плюснина Анна (г.Кунгур, Пермская обл.), Моськина Оксана (г.Мценск, Орловская обл.)
11-й класс
1-е место – Горюк Олеся (г.Челябинск)
2-е место – Полушкин Александр (г.Челябинск), Якушина Кристина (г.Губаха, Пермская обл.)
3-е место – Артамонова Людмила (с.Рыбная Слобода, Респ. Татарстан), Кононова Виктория (г.Великие Луки, Псковская обл.), Михеев Андрей (г.Нижний Новгород)
Среди них – один сибиряк, семеро уральцев и шесть представителей центральных областей России. Или шестеро азиатов и восемь европейцев. Из них 13 из города и только 1 из села. Шестеро из гимназии, пятеро из лицея, а из обычных школ всего трое. Десять девушек, четыре юноши.
По два призера из Пермской области и Татарстана. Но настоящий триумфатор – Челябинск: 4 призовых места!
НАЗОВЕМ УЧИТЕЛЕЙ, подготовивших наших призеров: В.А.Толкунова (Белгород), В.А.Фоминова (Иркутск), М.Б.Дудко (Челябинск), Б.М.Шишкина (Казань), О.Е.Петриковская (Челябинск), З.А.Лагбужап (Губаха, Пермская обл.), В.П.Рыбалко (Челябинск), Н.А.Попкова (Оренбург), Г.Н.Меньшикова (Кунгур, Пермская обл.), Т.А.Титова (Мценск, Орловская обл.), В.И.Шелкова (с.Рыбная Слобода, Татарстан), Л.В.Лобанова (Великие Луки, Псковская обл.), М.И.Шутан (Нижний Новгород). Особое спасибо Майе Борисовне Дудко, которая сумела подготовить двоих призеров – учеников 11-го класса 11-го же лицея г.Челябинска Олесю Горюк и Александра Полушкина.
Пусть в вашу честь, дорогие учителя, прозвучит хорошая новая песня. Автор слов и музыки – руководитель одной из олимпийских команд, учитель кушнаренковской средней школы N 1 Кушнаренковского района Республики Башкортостан Александр Михайлович Шуралев.
Последний звонок
Май играет за школьным
порогом.
Очень трудно так сразу понять,
что твой бантик уже на уроках
перед носом не будет мелькать,
что уйдем навсегда мы
из класса,
что не вызовут больше к доске,
не придется звонка
дожидаться,
мел сжимая в дрожащей руке.
До свидания, старая школа!
Натерпелась ты вдоволь от нас,
от проделок и шуток веселых
мастеров озорства и проказ.
Пролетели уроки, как птицы.
Впереди – самый главный урок.
Пусть поможет мечтам
нашим сбыться
этот майский
прощальный звонок.
Припев:
Последний звонок…
В этих звуках и радость,
и слезы.
Последний звонок…
До свидания, детские грезы.
Последний звонок…
Радость встречи
и горечь разлуки.
Последний звонок…
Через годы летят эти звуки.
Все это, конечно, только первые впечатления. Можно было бы рассказать еще немало интересного.
Прежде всего о том, с каким радушием принимали гостей орловчане, о встречах со школьниками, студентами, учеными; о музеях прославленных писателей и музее истории народного образования Орловского края.
Да просто о том, как заботились. “Если бы дома меня так кормили!” – вздохнула худенькая девочка, соседка по столу.
Надо было сказать и о том, как переживали и возмущались учителя в основном из-за недостатка информации. Почему так долго не обьявляют результаты письменных туров? Где же работа апелляционной комиссии? Почему отбирается не первая десятка, как в любых соревнованиях, а произвольное число финалистов?
Страсти поутихли только после того, как были розданы задания и списки участников с указанием набранных баллов.
Но будем справедливы, ведь в короткое время требовалось обсудить втрое большее количество работ, чем на предыдущей олимпиаде. А с каким пылом спорили судьи (напыщенность была в ответе или вдохновение?!).
Возможно, наш рассказ будет продолжен. А сейчас – только самое важное: олимпиада юных знатоков родного слова на наших глазах стала традицией. Начавшись от Курска и Орла, пусть же она ежегодным праздником гордо и радостно из края в край пройдет по всей Руси великой.
Зиновий ГОЛЬДИН
Привет от Жака Бальзака
В Новгороде прошел заключительный этап II Всероссийской олимпиады школьников по литературе
Олимпиада по литературе, проводившаяся в этом году на базе Новгородского педагогического лицея, сегодня уже факт истории. В этот раз участвовали 132 человека из 42 территорий. Основными победителями стали девять ребят. Места распределились следующим образом:
9-й класс
1-е место – Мария КУРАЧЕНКОВА, Нижний Новгород,
2-е место – Вадим СТРЮН, Калининград,
3-е место – Сергей ГОЛОВИН, Новгород.
10-й класс
1-е место – Ксения ЕЛКИНА, Екатеринбург,
2-е место – Екатерина КИСЛОВА, Мурманск,
3-е место – Ирина МИХАЙЛОВА, Брянск.
11-й класс
1-е место – Андрей МИХЕЕВ, Нижний Новгород,
2-е место – Елена ЗАБЕЛКИНА, Челябинск,
3-е место – Наталия КЛЮЧАРЕВА, Ярославль.
А еще были дополнительные призы за литературную эрудицию, за лучший анализ поэтического и прозаического текста, за лучшую словарную статью, за гармоничность литературоведческого дарования, за оригинальную форму литературного анализа, за успехи в овладении нормами стихотворного языка, за отличное знание теории стиха.
Олимпиада – еще один способ воочию увидеть, каково нынче наше литературное образование, каковы тенденции в преподавании этого предмета в школе. А еще это повод для встречи старых знакомых. Дело в том, что в Новгород приехало много учителей и ребят, участвовавших в прошлогодней ярославской олимпиаде.
Организаторы отметили, что по сравнению с прошлым годом работы стали значительно грамотнее, глубже, интереснее, причем поэзию анализировали лучше, чем прозу. Хотя по-прежнему хватает занудного лингвистического анализа текста, ребята ударяются в механический подсчет количества прилагательных, существительных, глаголов и т.д. Часто анализируют сперва содержание, а потом форму. Многие работы представляли собой пересказ, в конце которых была своеобразная приписка об изобразительно-выразительных средствах.
Из чего же состояли сами задания олимпиады?
I тур – комплексный анализ художественного текста (рецензия). В 9-м классе – рассказа В.Вересаева “Состязание”, в 10-м классе – В.Соллогуба “Метель”, в 11-м классе – Е.Замятина “Русь”.
II тур – интерпретация поэтического текста. В 9-м классе надо было сравнить два стихотворения: “Не искушай меня без нужды” Е.Баратынского и “Утро туманное, утро седое” И.Тургенева, в 10-м классе – проследить развитие темы поэта и поэзии в стихотворениях А.Фета, в 11-м классе – ответить на вопрос “В чем смысл обращения А.Ахматовой к форме подражания (в стихотворении “Подражание И.Ф.Анненскому”), используя в качестве подсказки стихотворение И.Анненского “Стансы ночи”.
III тур – ответы на вопросы по истории и теории литературы, выявляющие знание текста художественного произведения (определить по отзыву одного литературного героя о другом их имена, определить название произведения и его автора по описанию интерьера, по сну героя и т.д.), знание историко-литературных реалий и теоретико-литературных понятий.
Но какая детская работа, даже самая замечательная, может избежать так называемых речевых недочетов. Среди “олимпиадных перлов” были и Жак Бальзак, и Афанасий Аполинарьевич Фет. Но самые незабываемые – следующие:
“Если человек изменил один раз, предал то чистое, задушил маленького, хрупкого мотылька любви, то он сделает это еще раз, это не забывается”.
“Чувства переполняли его и готовы были излиться могучей струей”.
“А все же Муза – это не человек, а Муза”.
“Как у тела свои пропорции, так и у души, я думаю, свои размеры”.
“Подражая своему учителю, кумиру, поэт оттачивал свой собственный язык”.
“Кажется, я сейчас перельюсь через край себя”.
“Только женщина может проникнуть в душу глубоко и остаться там навсегда”.
“Лирический герой Ахматовой – мужчина. Это очень смело и может подтвердить, что автор ищет свое “я”.
Ирина ГРИГОРЬЕВА
На “свободу слова” давали только 30 минут
В Самаре завершилась II Всероссийская олимпиада по правовому образованию, организованная Министерством общего и профессионального образования РФ при поддержке Института “Открытое общество”.
По мнению Анатолия Головатенко, члена жюри, заместителя главного редактора журнала “Преподавание истории в школе”, этот город на Волге был выбран не случайно. Здесь хорошо обстоит дело с правовым воспитанием, в частности, на прошлой Тамбовской олимпиаде среди победителей и призеров были самарские ребята.
Заключительный этап олимпиады проводился в два письменных тура, а один (только для семи лучших десяти-одиннадцатиклассников) – устный. Вопросы первого тура были посвящены в основном теории и истории права, некоторым практическим проблемам, связанным с его применением. Во втором туре предлагались конкретные юридические ситуации, задачи, решить которые можно было, руководствуясь теми или иными правовыми документами, известными детям. В третьем туре ребята беседовали с жюри на тему “Свобода слова. Истоки, функции, рамки”, которую могли готовить лишь 30 минут.
“Старшеклассники в большинстве своем целенаправленно участвуют в подобной пробе сил, задумываясь о своей будущей профессии. Многие предполагают поступать в учебные заведения юридического профиля, – говорит Анатолий Головатенко. – Девятиклассников на олимпиаде намного меньше, чем выпускников (всего 25 человек). Предполагается, что это их проба сил, ведь право они изучали один год. Кстати, вопросы для девятиклассников были подготовлены облегченные”.
“В прошлом году олимпиада проводилась по вопросам, сформулированным по книгам А.Никитина. Но он не юрист, а историк, – говорит Тимур Акчурин, руководитель казанской делегации, директор городского центра детского творчества. – В этом году тесты более профессиональные, они очень нам понравились”.
Любовь Бабайцева, координатор программы “Образование” Института “Открытое общество”, считает, что в содержательном плане олимпиада удалась.
Но есть и другие мнения. Нелли Акулова, учитель истории, руководитель группы из Тамбова, особых положительных изменений в проведении олимпиады по сравнению с первой не видит. До сих пор нет положения о проведении олимпиады. Дети, которые заняли первые места в областных и республиканских этапах, приехавшие на олимпиаду, должны зачисляться в институты на льготных условиях…
Юные правоведы празднуют первую в своей жизни победу. Среди девятиклассников первое место занял Дмитрий Дембич из 131-й школы Казани, среди десяти- одиннадцатиклассников – Мария Семенина из 1-го юридического лицея Мурманска.
Людмила ЕПИХИНА
Самара
Комментарии