Рождается человек. В общество приходит наш собрат. Он мал, слаб, ничего не знает. В зависимости от условий, в которых он окажется, ребенок превратится или в развитую, ориентированную на созидание личность, способную жить без барьеров и границ, или в существо с отрицательным знаком, способное лишь к разрушению.
Цель моей педагогической деятельности – в свершении очеловечивания, становления личности каждого ребенка, оказавшегося под моей опекой. Однако человек есть саморазвивающееся, самоопределяющееся существо. Понимаю, что человек, в сущности, воспитывает себя сам, ведь с научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого. То есть я, педагог, по одному собственному произволу не могу сделать ребенка ни хуже, ни лучше, могу лишь в некоторой степени создать условия, чтобы ребенок сам захотел стать таким, каким бы хотелось мне его видеть.Какова же моя роль? Учитель – помощник, советник, воспитатель пока еще слабых духом детских сердец, защитник своих воспитанников в коллизиях детской жизни, а не архитектор и не начальник детских душ. Хочу, чтобы мои дети были хорошими, и делаю все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.Ребенка не надо переделывать, поскольку он хороший от природы. Его надо принимать таким, какой он есть. Надо искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты в первую очередь для него самого. На мой взгляд, самое главное приобретение, которое необходимо ребенку в период школьного обучения, – это чувство собственного достоинства, вера в себя, в то, что он знает, умеет и способен. Этого достичь можно только добром. Только добро порождает добро, именно так завещал Василий Сухомлинский. Воспитывать может только человек органически добрый и великодушный, способный верить воспитаннику и прощать его, удивляться его успехам и профессионально спокойно встречать неудачи. Воспитывает только тот, кому дети полностью доверяют, кого искренно уважают, образу которого стремятся подражать.Человек делает добро, поступает по совести, потому что он добр, совестлив и не может жить иначе. Человек любит, потому что не может не любить. Ведь любимый человек видит в любимом то, чего не видят другие, чего не видит весь мир. Воспитывать – значит пробуждать способность любить. Ребенку можно дать все, если окружить его любовью, и лишить всего, если не развивать его способность сердцем стремиться к сердцу человека. Чтобы делать добро, надо приложить душевный труд, большую силу, и эта сила – любовь к людям. Обычно говорят, что всех любить невозможно, тем не менее надо прежде всего научиться человека любить, тогда ему будет что и кого любить. О том, что человек без любви – жалкое существо, говорил апостол Павел: «Если я говорю языком человеческим и ангельским, а любви не имею, то я – медь звенящая. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и не имею любви, то я – ничто». Жить любя – вот ремесло, которому нужно обучать ребенка. И выходя из моих рук, пусть ребенок не будет ни судьей, ни священником, но он будет человеком. Всем, кем должен быть человек, он сумеет быть в случае надобности так же хорошо, как и всякий другой.Жить – значит уметь пользоваться всей полнотой чувств, всеми способностями, всеми частями своего существа, стирая барьеры, раздвигая границы.
Комментарии