search
main
0

Ольга СОБОЛЕВА, председатель Южной окружной организации Общероссийского профсоюза образования: От перестройки структурной – к перестройке содержательной

​Прошедший пятилетний период был достаточно напряженным для всего московского учительства и для педагогов Южного округа в частности.

Внедрение новых финансовых механизмов и введение новой системы оплаты труда, образование крупных комплексов, государственно-общественное управление образованием, аттестация педагогических работников, решение социальных вопросов педагогов, формирование благоприятного климата в трудовом коллективе, защита прав и интересов работников, направленных на повышение уровня жизни, – все это было и остается в поле зрения профсоюза. Объединение образовательных организаций в крупные многопрофильные комплексы ставило перед нами новые вопросы о месте и роли профсоюза в условиях реорганизации. Этой теме мы посвятили много семинаров, круглых столов, статей и выступлений. Работая в этом направлении, мы преследовали такие цели:    создание массовой первичной организации в каждом многоуровневом, многофункциональном образовательном комплексе;     сплочение педагогических коллективов комплекса на основе общей педагогической идеи;    сохранение сложившихся и становление новых традиций, способствующих формированию единого корпоративного духа, морально-ценностных основ объединения;    укрепление профсоюзных позиций, сохранение профсоюзного членства, чтобы ПК оставался представительским органом, имел влиятельную силу в коллективе, которую признают работники и с которой считается руководитель;    активное участие в разработке локально-нормативных актов образовательных организаций;    обеспечение открытости организаций, прозрачности их действий;    развитие системы социального партнерства с помощью не только отработанных механизмов, но и создания новых целевых окружных программ.Хочу процитировать слова руководителя МГО профсоюза Марины Ивановой: «…Сегодня перед образовательной организацией стоит задача перейти от перестройки структурной к перестройке содержательной, чтобы объединенные учреждения не оказались простой суммой из нескольких слагаемых, а стали единым многофункциональным, взаимодополняющим организмом. Только перевод процесса реорганизации в процесс интеграции с общим пониманием целей и оптимальным разделением труда может обеспечить новое качество образования…»Понимать цель, выдвигать задачи, планировать свою работу и предвидеть ее результаты, быть компетентным в решаемых вопросах – без этого невозможно любое развитие, тем более в области образования.Учителям работа в большой школе дает новые возможности профессионального обучения и роста, нового качества методической работы, разработки новых программ, учитывающих дополнительные материально-технические и интеллектуальные возможности, новой организационной культуры педагога, новой атмосферы командного взаимодействия, нового целеполагания. И у профсоюзного лидера появляются новые ресурсы, в том числе и финансовые, новые возможности усиления своего влияния в педагогическом коллективе. Главное и для работника, и для председателя первички – увидеть эти новые возможности и захотеть их реализовать, а не ожидать, что это сделает кто-то еще.Готовясь к конференции, мы провели анкетирование среди профактивов для выявления болевых точек и проблемных зон в нашей деятельности.Одна из основных проблем – снижение профсоюзного членства. Около 60% опрошенных считают, что причина выхода людей из профсоюза связана с оплатой членских взносов. У многих наших коллег преобладает пассивно-потребительское отношение к профсоюзу: «Люди не делают различия между профсоюзом и социальными службами, смотрят на профсоюз как на собес, следовательно, не оправдывается их ожидание»; «…работники не желают расставаться с 1% от большой зарплаты…». При этом люди забывают, что именно профсоюз принимал активное участие в процессе повышения оплаты труда, добивался достойной зарплаты педагога.Еще одна группа опрошенных считает, что причиной выхода работников из профсоюза становятся непонимание предназначения нашей организации, цели его деятельности и неверие в силы профсоюза и реальную возможность что-то изменить. Еще одна причина – отсутствие поддержки администрации: руководитель не прислушивается к мнению профсоюза, используя его как еще один рычаг административного воздействия.Практически все председатели первичных организаций на вопрос о трудностях в их работе ответили, что им катастрофически не хватает времени:«Трудно создать профактив! Всем некогда заниматься профсоюзной работой!»«Некогда собираться, все решаем на ходу!»«В комплексах должен работать освобожденный председатель, учителю сегодня некогда, времени просто не хватает, чтобы изучить и проанализировать все документы, провести мероприятия и элементарно пообщаться с народом».На наш взгляд, эту проблему может решить мудрый руководитель. Сегодня образовательным организациям дана полная самостоятельность в распределении ресурсов (в том числе и кадровых), в формировании штатного расписания. Каждый современный руководитель заинтересован в том, чтобы иметь надежного социального партнера в лице грамотного профсоюзного лидера и чтобы в учреждении был человек, занимающийся социальными вопросами трудового коллектива. Для этого необходимо создать такие условия, чтобы сочетание педагогической нагрузки, общественной работы и оплаты труда председателя было оптимальным. Одним из предложений, высказанных председателями, было проведение дистанционных совещаний с возможностью голосования, не требующих личного присутствия для экономии времени. Были и такие высказывания: «Многое зависит от личности председателя, от его грамотности, активности, от его отношения к своим обязанностям и прежде всего к людям…»Действительно, сегодня профсоюзный лидер крупной первичной организации должен сочетать в себе роли и координатора, и стратега, и тонкого психолога-мотиватора. К сожалению, не все председатели к этому готовы в силу нехватки времени, а иногда и нежелания менять что-то в своей работе.В связи с этим хочется еще раз отметить необходимость серьезного подхода к подготовке кадрового резерва, обучению и повышению квалификации профсоюзного актива. Формирование кадрового резерва – одна из самых актуальных задач современности. Мы пересмотрели всю систему подготовки профсоюзных кадров, разработали новую программу обучения, приблизив ее к реалиям сегодняшнего образования, которая будет состоять из Школы профсоюзного актива отдельно для начинающих председателей первичных профсоюзных организаций, для их заместителей. Программой также предусмотрены организация консультаций и проведение циклов обучающих семинаров для членов ревизионных комиссий, уполномоченных по охране труда профсоюзной организации, для профактивов по различным направлениям деятельности – вопросам делопроизводства, работе с молодежью, работе с ветеранами, информационной работе, работе аттестационной комиссии. Мы продумываем механизм организации таких занятий дистанционно, онлайн, также планируем проведение семинаров для начинающих руководителей образовательных организаций по трудовому законодательству и социальному партнерству с привлечением специалистов автономной некоммерческой организации Центра правовой поддержки «Профзащита».Следует отметить, что в 2014 году «Профзащита» систематически оказывала помощь членам профсоюза округа в организации юридических консультаций, обучение на семинарах прошли 167 человек – председатели первичек и руководители образовательных организаций. На наших ежемесячных совещаниях председателей ППО мы стараемся предоставлять всю необходимую информацию на текущий момент. Но работать в наше время, руководствуясь только записями после совещаний, невозможно! Профсоюзному лидеру сегодня необходимо изучать первоисточники: новые федеральные законы, проекты законодательных актов, постановления правительства и другие нормативные документы по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза, то есть заниматься самообразованием. Времени на это, как показал мониторинг и анализ мнений председателей, катастрофически не хватает. Здесь-то нам призван помочь «Профсоюзный час» – селекторное совещание МГО профсоюза, которое имеет информационно-консультационный характер для председателей ППО, руководителей образовательных организаций и рядовых членов профсоюза. Это мероприятие, на наш взгляд, обеспечивает эффективное информирование членов профсоюза о его деятельности, способствует развитию социального партнерства, соблюдению трудового законодательства, созданию благоприятных условий труда, повышению правовой грамотности председателей первичных профсоюзных организаций, рядовых членов профсоюза, повышению качества работы трудовых коллективов, учителей и других педагогических работников. Но тем не менее статистика подключения образовательных организаций к селектору, к сожалению, оставляет желать лучшего. С апреля 2014 года состоялись 12 совещаний по различным темам, которые анонсируют как на сайте территориальной, так и на сайте городской организации, а также и Департамента образования. Весь материал селекторных совещаний можно найти в архиве на сайте МГО профсоюза, где каждый желающий также имеет возможность разместить свои вопросы, которые будут рассмотрены на очередном селекторном совещании, а вопросов в адрес профсоюза в последние годы поступало немало. Анализ обращений позволяет сделать вывод, что наибольшее число жалоб касается административного давления, оказываемого на работников, уменьшения педагогической нагрузки, уменьшения размера стимулирующих выплат, отсутствия информации в сфере трудовых отношений.В некоторых учреждениях возникали спорные ситуации и разногласия, поскольку далеко не каждый человек способен объективно оценить свою работу в сравнении с другими. Поэтому коллективы еще и еще раз возвращались к корректировке критериальной базы деятельности педагогов для распределения стимулирующей части заработной платы, в основе которой должно быть заложено качество образования, а не фактическая деятельность, входящая в должностные обязанности работников.За два последних года сотрудники аппарата ТПО посетили более 150 организаций для оказания помощи профкомам в условиях реорганизации. Более 50% жалоб и обращений признаны обоснованными. Это свидетельствует о слабой информационной и разъяснительной работе с коллективами, хотя информационное пространство сегодня как никогда доступно.Пути решения возникающих проблем – дальнейшее расширение открытости и прозрачности системы образования, повышение ответственности председателя и актива за организацию информационной работы в коллективе, привлечение общественности к пропаганде позитивных достижений профсоюза.Осуществляя деятельность по информированию сотрудников о работе профсоюза, мы не стали отказываться от профсоюзных стендов. Проведя дистанционный конкурс «Профсоюзных уголков», мы пришли к выводу, что эта традиционная форма очень удобна: на сайт своего учреждения учителя, загруженные прямыми обязанностями, заходят не каждый день, а сменная актуальная информация профсоюзного уголка обязательно попадает на глаза работникам, потому что стенд обычно расположен в учреждении в самом доступном месте. Задачам распространения информации и формированию общественного мнения способствуют также доставка в учреждения информбюллетеней МГО и других печатных материалов. Но ведущая роль в этом направлении отводится информационным технологиям. Сегодня практически в каждом доме и на каждом рабочем месте есть компьютер с выходом в Интернет. Поэтому основной источник информации в нашей деятельности – сайт ТПО. На нем представлены материалы из МГО, нормативно-правовые документы, касающиеся системы образования, образцы профсоюзной документации, план работы ТПО, материалы Школы профсоюзного актива, отчеты о работе, итоги соревнований и конкурсов. Сегодня в связи с реализацией 273-ФЗ «Закона об образовании в РФ» мы имеем возможность зайти на сайт любой образовательной организации, получить полное представление о деятельности профсоюза, ознакомиться с коллективным договором и со всеми локально-нормативными актами. Но, к сожалению, далеко не все учреждения заполняют профсоюзную страничку в соответствии с рекомендациями МГО профсоюза, которые размещены на сайте МГО и ТПО. В связи с этим мы решили в течение декабря провести очередной мониторинг заполнения профсоюзной странички образовательной организации для определения лучших страничек, победители будут отмечены.Необходимо осознавать актуальность проблемы: профсоюз должен быть полноценно вовлечен в сферу пиар-технологий, сферу формирования общественного мнения. Выигрывает сегодня тот, у кого более квалифицированные кадры и более совершенные информационные технологии. Для того чтобы достичь успеха в решении задач дальнейшего развития, любой организации необходимы надежные партнеры. Система социального партнерства в сфере образования округа строится на основе заключения и реализации территориального отраслевого соглашения и коллективных договоров образовательных учреждений. Последнее соглашение между Южным окружным управлением образования и территориальной организацией профсоюза на 2013-2016 годы было утверждено на совместном заседании комиссии ЮОУО и ТПО 11 марта 2013 года, зарегистрировано Комитетом общественных связей города Москвы за №11 от 15.03.2013 года.Текст соглашения размещен на сайте ТПО ЮАО http://www.profkom.edusite.ru в разделе «Документы», где также есть макет коллективного договора, рекомендованного МГО профсоюза для образовательного комплекса. Проблемы развития социального партнерства, повышения эффективности отраслевого соглашения и коллективных договоров мы обсуждали на заседаниях комитета ТПО, школы профсоюзного актива, окружных семинарах, рабочих совещаниях председателей ППО и заседаниях комитетов ППО. Обобщив информацию по мониторингу социального партнерства в первичных профсоюзных организациях в части коллективного договора, отмечаем, что в каждом образовательном учреждении округа заключены коллективные договоры, которые стали главным инструментом социального партнерства в достижении стабильности в педагогических коллективах и улучшении прав и гарантий работников в соответствии с действующим законодательством. Но, к сожалению, содержание большинства из них имеет формальный, декларативный характер. Какой принят КД в организации и как педагоги смогут воспользоваться его возможностями – дело коллектива. Главное – не упустить эту возможность. КД не должен быть пересказом статей ТК РФ, в него должны входить конкретные нормы труда, режим рабочего времени в течение учебного года и каникул, в выходные и праздники. Например, во многих организациях в коллективном договоре прописаны выходы на субботники, митинги и праздничные шествия, и у работников не возникает вопросов по поводу того, как будет оплачено их участие в этих общественных мероприятиях, то есть четко разграничены понятия выхода на работу в выходной день по необходимости и выхода на субботник – общественно значимое мероприятие.Надо отметить также, что даже если КД уже утвержден на собрании трудового коллектива, необходимость внесения в текст дополнений и изменений может возникнуть не один раз, главное, чтобы они были направлены на защиту прав и интересов работников и юридически грамотно оформлены. Основная форма контроля за выполнением коллективного договора в организациях – профсоюзное собрание, а также расширенное заседание профсоюзного комитета. Промежуточный контроль за выполнением коллективного договора чаще всего отсутствует, подводятся только общие итоги.Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в первичных профсоюзных организациях работают в основном только в период подготовки и заключения коллективного договора. Это неправильно. На заседаниях комиссий должны заслушивать материалы о выполнении КД периодически, важен промежуточный контроль. Для обеспечения реализации соглашения в округе создана отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений как постоянно действующий орган социального партнерства на окружном уровне. Для координации работы председателей ППО и усиления мотивационной работы по вовлечению в профсоюз новых членов в округе создан окружной совет председателей первичных организаций, в состав которого вошли опытные, авторитетные, активные лидеры. Возвращаясь к нашему анкетированию, скажу, что, акцентируя внимание на существующих проблемах, наши респонденты отмечали и положительные стороны профсоюзной работы.В период реорганизации образовательных учреждений, оттока большого количества педагогических и других работников из системы нам все-таки удалось сохранить членскую базу территориальной профсоюзной организации. Это стало возможно благодаря неуклонной работе по повышению мотивации профсоюзного членства, развития социальной активности членов профсоюза. В настоящее время мы разрабатываем комплексную программу по повышению мотивации профсоюзного членства. Одно из направлений этой программы – охрана труда. Каждый работник заинтересован в безопасных и комфортных условиях, чтобы рабочее место было хорошо организовано. Это трудоемкое, энергозатратное направление, которое требует материальных вложений.Очень приятно слышать слова благодарности от наших сотрудников в адрес городской и окружной организаций за предоставленную возможность участия работников в различных социальных программах: добровольного медицинского страхования, в Кредитном союзе учителей, в программе оздоровления и летнего отдыха работников и членов их семей. Для них это большое подспорье – отдохнуть летом за 30% стоимости путевки. Кроме того, мы имеем замечательную возможность награждать самых активных участников профсоюзной жизни округа бесплатной поездкой в Болгарию. В 2012 году участники окружного хора учителей музыки, победившие в городском фестивале «Радуга», не только отдохнули на морском побережье, но и проехали с гастрольными выступлениями по городам Болгарии. В 2013 году мы наградили такой поездкой победителей различных профсоюзных конкурсов.Особенно важна социальная поддержка ветеранам педагогического труда, людям, вышедшим на пенсию, но сохранившим потребность в общении, остро переживающим свою невостребованность. Приятно отметить, что, чувствуя внимание и помощь профсоюза, наши ветераны изъявляют желание восстановить свое профсоюзное членство и уже приходят в первичные организации тех учреждений, из которых вышли на пенсию, чтобы подать заявление.Что касается молодых педагогов, то они самые активные участники всех профсоюзных программ. Молодым мы тоже уделяем сегодня большое внимание.Летом 2013 года был учрежден Фонд социальной и благотворительной помощи Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования. Участником фонда может быть любая территориальная или первичная профсоюзная организация, перечисляющая для обеспечения его деятельности средства в установленном порядке. Необходимость создания такого фонда очевидна. Централизованно аккумулируя средства на довольно конкретную цель – оказание материальной помощи членам профсоюза, мы планируем повысить эффективность материальной помощи, сделать эти целевые выплаты более серьезными, чем может обеспечить членам профсоюза профком школы. Важно, чтобы работники образования знали, что профсоюз готов прийти им на помощь не только в работе, но и в бытовых проблемах – там, где человек не защищен трудовым правом. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество с фондом.Способствует повышению мотивации и возможность работника проявить в профсоюзной деятельности свои деловые качества, показать себя как лидера и специалиста. Человеку необходим творческий рост. Профсоюз всегда поддерживает это стремление через вовлечение педагогов в различные профессиональные конкурсы. Например, уже три года профсоюзу как представителю профессионального сообщества Положением о проведении конкурса «Педагог года Москвы» предоставлено право выдвигать кандидатов от территориальной организации на участие уже во втором этапе этого конкурса.Еще один конкурс – «Педагогический старт» – проводится в Москве уже шестой год. Соучредитель этого конкурса – «УГ-Москва», газета и освещает его, и печатает все работы наших участников. Таким образом, молодые педагоги могут сразу получить и печатную работу, и приз, и признание, и неоценимый опыт.Особой любовью пользуются наши творческие профсоюзные конкурсы. Мы предлагаем нашим работникам обширную конкурсную программу в течение всего учебного года, причем каждый год эта программа варьируется. Цель работы в этом направлении не только выявление абсолютных победителей, самых талантливых, самых ярких и артистичных. Мы хотим охватить вниманием как можно больше людей, помочь им проявить себя, свои способности. Ведь самое ценное в нашей работе – это умение вызывать у людей энтузиазм и развивать то, что есть лучшее в человеке, с помощью признания его достоинств и, конечно, с помощью поощрения. Профсоюзному конкурсному движению нашего округа была дана высокая оценка руководства МГО профсоюза во время проведения городского семинара председателей ТПО на базе МГОМЗ «Коломенское». Материалы были представлены в «Учительской газете-Москва».Об организации культурно-массовых мероприятий, досуга скажу, что это, наверное, не самая сложная, но самая востребованная часть нашей работы, она отвечает сразу всем интересам всех педагогов, дает возможность и развлечься, и пообщаться, и узнать что-то новое, и получить заряд энергии. Главное, чтобы участник конкурса обязательно был членом профсоюза. О соревнованиях по боулингу, волейболу, стрельбе, творческих конкурсах, ПВН и о наших планах каждый желающий может в любой момент узнать на сайте ТПО.Один из девятиклассников в конце профсоюзного урока на вопрос, нужны ли профсоюзы современному обществу, ответил: «Безусловно, профсоюз современному обществу нужен. Но нужен современный профсоюз». Проблемы известны. Задачи очерчены. Дальнейшее зависит от исполнения. Ольга СОБОЛЕВА, председатель ТПО ЮАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте