Как-то Николая Рериха спросили: «Как достичь совершенства?» Великий художник и философ ответил: «Совершенствуй себя, и все, что ты будешь делать, будет совершенным». Увидеть в каждом ученике индивидуальность, понять и принять его самоценность, научить его размышлять, отстаивать свою точку зрения, решать проблемы и сегодняшней жизни, и те, с которыми он столкнется в будущем, – вот моя педагогическая задача. Думаю, это задача и современной школы, пытающейся определить свой статус в социокультурном пространстве.
Как же ее решить?
На мой взгляд, школа должна учить не для того, чтобы учить, а для того, чтобы жить. Это означает, во-первых, что школа существует для ребенка, для реализации его личностного потенциала. Во-вторых, школа необходима и родителям, потому что диалог семьи и школы – залог успешного воспитания человека. В-третьих, школа – это часть жизни увлеченного своим делом учителя.
А что для меня значит «учить, чтобы жить»?
За годы работы я была свидетелем огромного числа преобразований, касающихся целей, задач, да и всей системы школьного образования. Принесло ли это пользу всем нам? Конечно, да, иначе не было бы движения вперед. Но только теперь, осмыслив деятельность свою и коллег, поняла, какие возможности для самореализации педагога предоставляет сегодняшнее время. Современная школа, в моем понимании, – это школа, создаваемая сотворчеством учителей, детей и родителей ради развития в каждом ученике творческой индивидуальности, культурной личности и свободного гражданина. Убеждена, только в такой школе и дети, и учителя становятся ее творцами, ценностью и гордостью.
«Учить, чтобы жить» для меня – значит пестовать в ребятах дух и желание творить, но и самой постоянно учиться и быть творческой личностью. Все мои творческие находки должны реализоваться, ибо «…ум человека, не найдя применения, чахнет», – такой мудрый совет оставил нам великий Леонардо да Винчи. «Учить, чтобы жить» – это и понять ученика, и уважать его непонимание, потому что только в столкновении непонимания и понимания происходит живой диалог познания самого себя и окружающего мира.
Школа и общество – взамосоставляющие и взаимовлияющие друг на друга части единого целого. А учитель – тот самый человек (наставник, помощник, партнер), который помогает стать полноценным членом общества и гражданином страны.
В связи с этим определяется и особый социальный статус учителя:
Учитель прежде всего несет ответственность за детей, которых ему доверило общество.
Учитель знает свои права и обязанности, знает и защищает права и свободу ребенка, поскольку, если в школе нет прав и свобод ребенка, нет и его осознанных обязанностей.
Учитель – проводник в мире знаний. Он помогает ученику познать этот мир в его единстве (природа – человек – общество) и многообразии.
Чтобы общество уважало и ценило учителя, он сам должен быть личностью. И никакие житейские проблемы (невысокая зарплата, загруженность, бытовая неустроенность) не должны мешать ему выполнять высокую общественную миссию – быть Учителем. Для меня это не просто декларация простых истин, а глубоко осмысленное убеждение.
И самое главное: социальный статус учителя зависит от самого учителя (я принципиально не заостряю внимания на отношении государства к учителю – об этом сказано много), от его понимания той великой роли, которую он выполняет в современном обществе.
Ольга БОБРИКОВА, учитель изо, черчения и МХК СШ №14, учитель года Пермской области-2003, kvartira47art@yandex.ru, Пермь
Комментарии