search
main
0

Оксана ФЕДОРОВА: Я стараюсь во всем понять своего ребенка

 Долгожданная героиня, подарок читателям к Международному женскому дню – наша сегодняшняя собеседница Оксана Федорова, одна из лучших представительниц женской половины России, ее гордость. Мировая слава и известность пришли к Оксане с победой на конкурсе «Мисс Вселенная»-2002, ей предлагали работу за границей и баснословные гонорары. Но она послушала свое сердце и выбрала личный путь к успеху и женскому счастью. В этом году ровно 20 лет, как Оксана ведет самую популярную детскую программу «Спокойной ночи, малыши!», занимается благотворительностью и принимает участие в культурно-просветительских проектах. При этом смысл ее жизни – семья. Именно дома, рядом с любимым мужем и детьми она чувствует себя самой счастливой на свете. Обо всем этом и о новом культурном проекте с ее участием «Балетные истории: русская классика» мы и поговорили для «Учительской газеты».

Оксана ФЕДОРОВА
Фото из личного архива Оксаны ФЕДОРОВОЙ

 

Оксана, поздравляем вас с началом нового культурного проекта! Расскажите, пожалуйста, о нем.

– Проект «Балетные истории: русская классика» мой благотворительный фонд запустил в этом году впервые в сотрудничестве с Мастерской балета Егора Симачева и Российской государственной детской библиотекой при поддержке гранта мэра Москвы. Он родился из основного проекта моего фонда «Моя Россия: музыкальное путешествие», в рамках которого мы снимаем телепрограммы, проводим конкурс юных музыкантов и занимаемся массой других активностей, направленных на популяризацию среди детей и молодежи наследия наших русских поэтов и композиторов. Как-то мы проводили концерт в Российской государственной детской библиотеке, на котором выступали юные музыканты, лауреаты конкурса и маленькие балерины. Это было очень красиво и трогательно. После подведения итогов мы подумали: а ведь балет – квинтэссенция русской классики, он объединяет и литературу, и театр, и музыку, и хореографию. И поскольку мы работаем для детей и молодежи, занимаемся их культурным просвещением, родилась идея создать мультиформатный проект, который объединит сразу несколько культурных направлений. Директор РГДБ Мария Веденяпина поддержала нашу идею, мы подали проект на грант мэра Москвы и вошли в состав победителей. В рамках фестиваля «Балетные истории…» с февраля по июнь состоится пять спектаклей, посвященных истории создания балетов Петра Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица», Сергея Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта», а также «Шахерезады» Николая Римского-Корсакова. Финалом станет большая арт-постановка «Пушкин и балет» в июне в рамках книжного фестиваля «Красная площадь».

Какие задачи проекта для вас особенно важны?

– Обратить внимание детей и молодежи на наше русское классическое наследие, на то, какие моральные принципы и ценности воспитывает наше национальное искусство. И конечно, чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к национальной культуре, слушать классику, тем выше их шанс на многогранную самореализацию в будущем. Ведь у большинства композиторов есть замечательные детские произведения, которые легко воспринимаются и гармонизируют детскую психику. Также мы хотим поддержать детей, которые занимаются классическим искусством, учатся в музыкальных школах. Мы планируем запустить программу стипендий для победителей нашего ежегодного конкурса юных музыкантов.

В рамках проекта «Моя Россия: музыкальное путешествие» мы снимаем программы, посвященные музыкальной истории разных городов, а также судьбам композиторов, меценатов. В этом году мы будем снимать уже третий сезон проекта, который будет посвящен Сергею Рахманинову и Федору Шаляпину, 150-летний юбилей того и другого празднуется в этом году. Съемки планируем в Казани, Уфе, Кисловодске, Тамбове, а также Москве и Петербурге.

В рамках этой истории вы заботитесь о будущем детей. А что касается вас, поменялись ли ваши приоритеты по прошествии лет? Что сейчас для вас важнее – семья или карьера?

– Конечно, поменялись. После победы на конкурсе «Мисс Вселенная» я приобрела другой вектор развития, другую профессию. Я окончила музыкальное отделение факультета искусств Московского государственного университета. Многое стало меняться и с появлением семьи, я стараюсь распределять свое время таким образом, чтобы его хватало и на семью, и на творческие и благотворительные проекты. Но я не расставляю приоритеты, что на первом месте, что на втором. Я и моя семья неразделимы, и какое-то место придать ей, наверное, сложно. Она вне ранжирования.

Но, безусловно, когда женщина приобретает семью, она становится другой! Мне захотелось осваивать более сложный путь, чем это было ранее. Я всю жизнь занималась музыкой и пыталась поступить в музыкальную школу по классу фортепьяно, но так сложилась жизнь, что поступила в Школу милиции. И сейчас моя жизнь наконец-то встала на те рельсы, которые я намечала для себя еще в юном возрасте.

Интересно узнать и о ваших детях. У вас их двое – мальчик и девочка. Чем они занимаются, как вы их воспитываете?

– Разница в возрасте у них год: Федору десять, Елизавете девять. Федор занимается спортом, обоим хорошо удаются языки, кроме того, оба учатся в музыкальной школе. Не могу сказать, что музыка – приоритетное направление сына, но у него есть хорошие способности. Я отдала их в музыкальную школу, чтобы они знали композиторов, произведения, умели играть на музыкальном инструменте. Сейчас они учатся по классу фортепьяно.

Лиза у меня творческая девочка. Она уже шесть лет занимается балетом в студии Егора Симачева. И наша дружба и сотрудничество сложились именно с того момента, когда Лиза начала заниматься балетом. Кроме того, она неплохо рисует и ходит в художественную школу.

А в чем для вас различие между воспитанием сына и дочери?

– Девочки и мальчики развиваются по-разному. Дочь четко знает свои задачи и приоритеты. А мальчика нужно поддержать, ему необходимо одобрение, для того чтобы он двигался вперед. Парню, пока он не превратился в мужчину, вообще всегда нужно положительное подкрепление, стоит усиливать его ощущение самостоятельности, чуть-чуть подталкивать. Парень ценит проявление своих результатов во внешнем мире. Девочке это не так важно, ей нужно чувствовать в первую очередь одобрение и поддержку своей семьи.

Конечно, девочке тоже нужно подкрепление, но больше эмоциональное, иногда чисто тактильное, иногда в виде приятных слов. А ребята не так склонны к эмоциям, им нужно действие. Важно ставить перед ними задачи, которые они могли бы самостоятельно решить. Потом для мальчика, конечно, важен спорт – это дисциплина, формирование воли к победе, умение ставить цели, рассчитывать свои силы. Он приобретает свою, пускай маленькую, но мужскую силу.

Ладят ли они между собой?

– Безусловно, случаются трения, ссоры. Бывает соперничество за оценки, за результаты, они учатся в одной школе в разных классах. Но друг без друга они не могут, когда приходят домой, начинают друг друга искать. Я стараюсь придумывать объединяющие занятия, в которых могли бы участвовать оба ребенка. Если мы идем на каток, то все вместе. В музыкальную школу они тоже поступили вместе. Мне кажется, важно и соперничество, общая борьба за результаты – это фактор объединения.

Сегодня принято загружать детей всевозможными занятиями. Как вы к этому относитесь?

– Думаю, что их нужно загружать, они не должны бездельничать. От безделья рождается плохое поведение, они зависают в гаджетах, не ценят время и не умеют его эффективно использовать. Но нужно делать это грамотно, учитывая интересы ребенка. Задумайтесь: что ему нравится, что у него получается? Что он способен делать долго? Предоставьте ему занятия в этой области. Пусть ему будет интересно.

Игра – это важный фактор развития?

– Без сомнения. Поэтому стоит подойти к заданию творчески, креативно. Кто сделает быстрее? Тогда у ребенка появится желание. Когда он хочет чем-то заниматься, то энергия удваивается. А когда не стремится что-то делать, это забирает у него внутренние силы, он быстрее устает. И если я вижу, что ребенок устал, то не буду придумывать дополнительных занятий. Мы можем после школы пойти в кафе, а можем просто погулять. Если совсем не хочется, не нужно преодолевать себя! У них сейчас такой возраст, когда важно соблюсти баланс в системе желаний и мотиваций. И если по каким-то причинам возникает чувство преодоления, то может пропасть интерес даже к любимому делу. Поэтому лишь чуткое сердце мамы может здесь подсказать верный выход.

Правильно ли мы понимаем, что вы избегаете системы наказаний, если у ребенка что-то не получилось?

– Да, так и есть. У него ведь и без того стресс. Мы просто спокойно анализируем ситуацию и пытаемся выяснить причины неудачи. Ведь, когда я делаю с ними уроки, понимаю, что они соображают, стараются. Значит, где-то ребенок был невнимателен, а возможно, просто не выспался. На уроке не происходит такого контакта, как дома, и оценка порой не такая хорошая, как бы хотелось.

Я стараюсь во всем понять своего ребенка, и он не боится мне объяснить причины плохой оценки. Это совсем не его вина, что он чего-то не понимает. Так что системы наказаний у нас нет.

А как к этому всему относится папа?

– Папа у нас строгий, справедливый, спортивный. Он отвечает у нас за спорт, дисциплину, за организацию пространства, за достижение стратегических целей. Поэтому он как раз за то, чтобы дети были всегда заняты. И тут я стараюсь балансировать между своими и его приоритетами.

Вы занимаетесь благотворительностью больше десяти лет. Как россияне относятся к этой сфере деятельности? И стоит ли придавать ей публичный статус?

– Все зависит от ситуации и от формата благотворительных проектов. У моего фонда все проекты носят культурно-просветительский характер и направлены на то, чтобы как можно больше детей и взрослых приобщались к культурному наследию нашей страны, чтобы никогда не угасала память о героях и событиях Великой Отечественной войны и наши дети знали историю своей страны, своей семьи и своего края. Только так можно сформировать у подрастающего поколения ощущение собственной национальной идентичности и любви к своей Родине. Поэтому мы всегда привлекаем к нашим проектам известных артистов, музыкантов, СМИ. Но, безусловно, есть и та сторона благотворительности, о которой знаю только я. Поэтому мне кажется, что, если человек хочет сделать что-то для своей души, нужно сделать по-тихому. Это будет благодатно для него самого.

В нашем обществе сейчас огромный спрос на осознанную благотворительность, когда люди четко понимают, кому они хотят помогать и в каком формате. Я думаю, что потребность делать добро заложена в каждом человеке, и чем более открыто мы будем говорить о том, что такое благотворительность, как и куда фонды направляют пожертвования, тем более прозрачными будут отношения в этой сфере. Огромное количество людей участвуют в волонтерском движении, а благодаря системе общественных связей возникает синергетический эффект. Яркий тому пример – акции с отчислением небольшой суммы на благотворительность при покупке определенного товара и услуги: вы купили то, что вам нужно, и уже тем самым поучаствовали в добром деле. Во многих школах постоянно проходят благотворительные ярмарки, и это тоже прекрасный формат знакомства детей с тем, как можно делать добрые дела и помогать, не меняя привычный образ жизни.

Вы уже много лет ведете программу «Спокойной ночи, малыши!». Насколько вам нравится программа в нынешнем виде? Хотели бы вы что-то изменить или вас все устраивает? Какими видите ее перспективы?

– Этой программе скоро будет шестьдесят лет, поэтому не знаю, что можно сказать о перспективах. (Смеется.) Она и так всеми любима. Недавно мы переехали в новую студию, у нас появился новый состав ведущих, съемки каждой программы – это всегда весело и очень душевно. Периодически мы пытались что-то менять, но поняли, что таким образом рождается другой проект. Дети уже привыкли к определенной мультипликации, к определенным героям. Так что программа выходит у нас сейчас в классическом варианте. Мы добавляем только небольшие элементы, такие как современные анимационные вставки, чтобы программа шла в ногу со временем.

Недавно появилась программа «Доброе утро, малыши!» со своими оригинальной концепцией и героями, с актерами.

Что вам особенно дорого в этих телепередачах?

– Прежде всего они воспитывают подрастающее поколение в правильном ключе. Они прививают ценности дружбы, взаимной поддержки, уважения, честности. Что важно для детей? Дружить, баловаться. При этом хотелось бы, чтобы они признавали и анализировали свои ошибки. И потом, поскольку эти программы для дошкольников, дети их воспринимают образно. Они могут не понять каких-то деталей, но они воспринимают те образы и ту атмосферу, которые мы транслируем. Так что очень важна связь с малышами, которые находятся по ту сторону камеры. Она должна исходить из моего сердца. И обратная связь от детей доказывает мне, что все получается правильно!

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте