search
main
0

Окружающий мир. 3-й класс. Что изменится в новом учебнике и новых учебных пособиях с 1 сентября 2024 года

В Российском образовании происходит постепенный и планомерный переход на обучение согласно новому ФГОС, поэтому большинство младших школьников, которые пойдут в 3-й класс, с 1 сентября 2024 года будут учиться по новым, переработанным согласно новому стандарту учебникам.

В связи с этим предлагаю рассмотреть изменения в учебнике по предмету «Окружающий мир» для 3-го класса автора А.А.Плешакова. Что мы видим.

Из первой части учебника для 3-го класса исключены темы «О чем расскажет план местности», «Какие бывают планы».

Из второй части учебника исключены разделы «На севере Европы», «Что такое Бенилюкс», «В центре Европы», «По Франции и Великобритании», «На юге Европы». Эти изменения оправданны. Считаю, что мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети росли творческими, обладали положительными нравственными качествами, любили свою страну, заботились о будущем своей Родины, взрослели в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

В связи с этим в учебнике расширен материал про Золотое кольцо России. Кроме того, представлен новый материал о памятниках Всемирного наследия, в том числе и на территории РФ. Здесь мы видим важные изменения, учитывая вектор патриотического воспитания школьников, отраженный в новом стандарте.

Далее вместо параграфов «Если ты велосипедист», «Если ты пассажир» вниманию читателей представлен параграф «Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и воздушного транспорта». Эти правила дают понимание того, как необходимо вести себя школьнику на железной дороге, водном и воздушном транспорте, чтобы избежать несчастных случаев и обеспечить свою безопасность.

Здесь мы видим правила посадки и высадки из поезда, перехода через железнодорожные пути, поведения на платформе и в поездах, а также меры предосторожности при переходе через железнодорожные переезды. Эти обновленные правила, несомненно, пригодятся младшим школьникам.

К учебнику А.А.Плешакова для 3-го класса, созданному по-новому ФГОС, издательство «Экзамен» выпустило рабочие тетради. Автор – Наталья Алексеевна Соколова. Сразу стоит отметить, что каждый раздел рассматриваемого учебного пособия четко соответствует новому учебнику А.А.Плешакова для 3-го класса.

Рассмотрим подробнее это издание. Проанализируем варианты заданий, сделаем выводы.

С первых страниц пособия обращают на себя внимание наглядные и яркие иллюстрации, они нравятся младшим школьникам и создают у них визуальные образы, картинки, ассоциации.

Данное пособие отличают лаконичные формулировки. Младшему школьнику ясны и понятны тексты заданий. На странице 3 части 1 рабочей тетради для 3-го класса учащимся предлагается вырезать из приложения и наклеить рисунки.

Очень важно направлять учащегося на самостоятельный поиск ответов на вопросы, а не давать ему готовые варианты. В соответствии с требованиями нового стандарта младшие школьники должны согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в понятном и структурированном виде, уметь ее правильно применять.

В пособии приведено множество заданий на нахождение соответствий (например, задание 7 на странице 5 1-й части рабочей тетради). Подобный тип заданий помогает учащимся овладеть универсальными учебными действиями. Школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию, делать выводы.

Задание 5 на странице 7 части 1 рабочей тетради представляет собой пример игрового задания. Такой формат особенно близок детям. Благодаря ему они с большим желанием работают на уроках. Пособие должно создавать условия, при которых УУД учащихся формируются наиболее эффективно не вопреки, а благодаря методике преподавания предмета. Это дает ученику возможность для саморазвития и самосовершенствования.

Раздел «Эта удивительная природа» (пример на странице 19 части 1 рабочей тетради) содержит творческие задания, ведь ученик начальной школы – это личность любознательная, интересующаяся, которая активно познает этот мир. Навыки решения творческих задач и поиска, анализа и интерпретации информации помогают школьникам более эффективно усваивать материал. Использование проблемных ситуаций дает эффект удивления. Побуждает желание разобраться в проблеме.

Задание 2 на странице 64 1-й части рабочей тетради наглядно иллюстрирует одно из практических заданий.

Подобный вид заданий формирует у учащихся способности к самоорганизации. Учит собирать и анализировать информацию, развивает необходимые для этого УУД:

  • выявляет, какой именно информации не хватает для решения учебной (практической) задачи;
  • дает возможность проводить несложное исследование или опыт;
  • дает возможность делать выводы и поддерживать их доказательствами на основе результатов проведенного опыта или исследования;
  • развивает умение прогнозировать.

Приобретение вышеуказанных навыков дает возможность для лучшего усвоения учебного материала и формирует психологические способности обучающегося.

Младшие школьники – это настоящие исследователи, поэтому они с удовольствием берутся за выполнение подобных заданий. Учащиеся перевоплощаются в маленьких ученых. Они ставят перед собой задачу самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод и в итоге самим оценить полученный результат или дать возможность одноклассникам это сделать.

Раздел «Великое достояние России» на странице 59 части 2 рабочей тетради четко соответствует обновленному учебнику А.А.Плешакова. Этот раздел очень важен для воспитания учащихся в патриотическом направлении. Новый стандарт уделяет серьезное внимание личностному развитию младших школьников. Основным содержанием всех аспектов развития и социализации детей являются базовые национальные ценности. Они живут в культурных и семейных традициях, мы передаем их из поколения в поколение. Они помогают человеку и делают его личность целостной и многопланово развитой.

Пособия Н.А.Соколовой содержат задачи проектного характера в каждом разделе. Организация и выполнение проекта «Разнообразие природы моего края» отвечают основным целям и задачам курса, соответствуют естественно-научным принципам. Здесь переплетаются родиноведение, краеведение и экология. Познавательная рубрика «Мои проекты» дает возможность через четко поставленные вопросы и задачи выполнять задания практически без привлечения взрослых. Школьники могут самостоятельно делать открытия. Структура заданий заставляет высказывать разные точки зрения, анализировать и приходить к выводам. Обучаясь культуре проектирования, дети используют навык мыслить творчески, прогнозируют возможные алгоритмы решения поставленной задачи, стоящей перед ними.

При использовании на уроках окружающего мира рабочей тетради Н.А.Соколовой мы можем наблюдать результаты метапредметного подхода в освоении программы начального общего образования. Младшие школьники быстро учатся умению сравнивать объекты, находят причину и основание для сравнения объектов, производят поиск информации, которой не хватает, устанавливают аналогии, ловко объединяют объекты по найденному отличительному признаку, классифицируют предложенные объекты.

Стоит отметить, что каждый раздел рассматриваемого пособия четко соответствует учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России» и традиционно завершается страничкой «Проверим свои знания». 

Подобные задания помогают систематизировать знания учащихся по пройденному разделу. Можно использовать их для организации разных форм работы (индивидуальной, групповой, работы по самопроверке, взаимопроверке и т. д.).

На странице 71 части 1 рабочей тетради представлено одно из заданий, требующее от детей умения слушать и слышать собеседника, быть доброжелательным, уважать чужое мнение. Это ключевой навык в общении, который позволяет устанавливать доверительные отношения среди одноклассников, избегать недопонимания и конфликтов. Хороший слушатель проявляет внимание, терпение, эмпатию и понимание.

Форма диалога или дискуссии по теме «Здоровый образ жизни» способствует формированию у младших школьников навыков здоровьесбережения и популяризации здорового образа жизни. Развитие критического мышления помогает ребятам в искусстве построения вопроса, дает возможность потренироваться в аргументировании своей позиции. Во время выполнения подобных заданий наблюдается высокий уровень мотивации и активности обучающихся.

В рабочих тетрадях содержатся разнообразные задания для укрепления знаний и отработки умений, полученных на уроке. Задания усиливают коммуникативные и познавательные навыки, формируют новые знания.

Многогранность методов и форм предоставления информации в данном пособии активизирует деятельность учащихся, повышает мотивацию и стремление учеников к достижению учебных целей. Очень важно, что рабочая тетрадь позволяет учащимся пользоваться ею и в классе, и дома.

Логичность и доступность предлагаемых в рабочих тетрадях заданий играют важнейшую роль в обучении. Задания сформулированы таким образом, что ученик четко осознает поставленную задачу. Материал соответствует учебнику «Окружающий мир» и логично вытекает из него. Это позволяет ученикам легко понимать связи между понятиями и принципами, а также видеть общую картину изучаемой темы. Издание обучает и стимулирует младших школьников работать с энциклопедиями и картами, пользоваться современными электронными источниками информации. При этом учтены все требования нового стандарта.

В результате проведенного анализа рабочих тетрадей Н.А.Соколовой к новому переработанному учебнику А.А.Плешакова по предмету «Окружающий мир» для 3-го класса можно рекомендовать  их к использованию. Они имеют ряд преимуществ и полностью соответствуют новому ФГОС НОО.

Надежда Певная, учитель начальных классов Школы экономики и права, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте