Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает ученику материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Особенностью современного обучения становится включение школьников в практическую деятельность, игру, труд, в процессе которых возникают потребности в овладении новыми знаниями. Таким образом, ученик являлся не объектом, а активным субъектом своего обучения.
Одна из целей предмета – научить школьников объяснять свое отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребенка, его нравственные установки и ценности. Это создает условия для формирования личностных универсальных действий.
Например, при знакомстве с темой «В школе» учитель предлагает младшим школьникам решить проблемную ситуацию: «Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой хороший ученик?» Что ты ему ответишь?» Решая эту проблемную ситуацию, младшие школьники учатся анализировать имеющиеся знания, опираясь на свой собственный опыт, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, доносить свою позицию до других, владея приемами монологической речи. Здесь развиваются не только познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные действия, но личностные, так как происходит осмысление нравственных ценностей, формирование у школьников своей позиции.
Погружение ученика в различные социальные, межличностные, экологические проблемные ситуации, разрешая которые ему предлагается высказать личное мнение по изучаемой проблеме («Как ты думаешь?», «Согласен ли ты с мнением?», «Оцени, как вели себя дети», «Оцени поступки», «Как ты поступаешь в таких случаях?»), способствует формированию универсальных личностных действий.
Для развития коммуникативных способностей необходимо предлагать ребятам проблемные вопросы и задания, выполняя которые ученик получает возможность обогащать опыт общения с одноклассниками, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнеру по общению. Например, обсудить в паре или в группе вопрос: «Какие вещи надо положить в чемодан Саше, который проведет каникулы в Санкт-Петербурге, и какие вещи положит Лена, которая все каникулы будет отдыхать в Египте?»
Проблемное обучение способствует тому, что школьники начинают фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Младшие школьники учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные подходы в процессе коммуникации. Все эти действия способствуют формированию у школьников умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию, а значит, являются универсальными учебными действиями, поэтому проблемный подход в обучении должен найти более широкое применение в практике учителей начальной школы.
Елена ГОНЧАРОВА, старший методист школы №2114
Комментарии