“Событие года в образовании – 96”
1. Слияние Минобра РФ и Госкомвуза.
2. Конкурс “Учитель года России – 96”.
3. Победа “Новой школы” в арбитражном споре с налоговой инспекцией.
4. Принятие Закона “О высшем и послевузовском образовании”.
5. Принятие Закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании”.
Итак, главным событием этого года в образовании стало слияние Министерства образования РФ и Госкомвуза. Это слияние вызвало различную реакцию экспертов и получило, помимо звания “Событие года номер один”, не последнее место в номинации “Разочарование года”.
Вторым по значимости событием в образовании стал конкурс “Учитель года России-96”. Состязание лучших учителей России имеет сегодня поддержку и одобрение не последних в образовании людей. Спасибо!
Судьба коллег волнует наших экспертов не менее своей собственной. Тяжба года “Новой школы” и налоговой инспекции завершена в пользу образовательной фирмы. Это событие не осталось незамеченным и попало в рейтинге событий на третье место.
Принятие новых законов изрядно порадовало педагогическую общественность. Законы эти, несомненно, были нужны. Остается лишь желать, чтобы в следующем году они не стали победителями в номинации “Разочарование года”.
“Фирма года в образовании – 96”
1. “Новая школа” (Москва).
2. “Дрофа” (Москва).
3. “Просвещение” (Москва).
4. “Владос”(Москва).
5. “Московский учебник”, Ассоциация “Образование “Большая Волга” (Самара).
Победителями в этой номинации стали крупнейшие издатели учебной литературы. На первом месте второй год подряд держится “Новая школа”. “Дрофа” стала в этом году более популярной и перебралась с четвертого места на второе. “Просвещение” же попало в тройку победителей, будучи в 1995-м лишь на 8-м месте. Помимо издательств, в списке лучших фирм в области образования значились Экокультурная ассоциация Поволжья, Ассоциация преподавателей граждановедения, Российское педагогическое агентство и завод игрушек, детской и школьной мебели “Мир детства” г. Сергиева Посада. Что ж, жизнь в образовании не прекратилась. Более того, как отметил один из респондентов, оно развивается и даже надеется на лучшее будущее.
“Педагогическое средство массовой информации года – 96”
1. “Учительская газета”.
2. “Первое сентября”.
3. “Педагогический вестник”.
4. “Мир образования”.
5. “Образование в документах”.
В этом году мы решили обьединить четыре номинации “Газета года”, “Журнал года”, “Телепрограмма года” и “Радиопрограмма года”. Оказалось, что опрошенные эксперты предпочитают газеты и журналы. Поднимающие проблемы образования “Большой российский педсовет” (“Радио-1”), “Там-там-новости” (РТР) и радио “Маяк” были упомянуты лишь по два раза.
Наиболее остро встала сегодня проблема с педагогическими телепрограммами. Один из экспертов назвал “Разочарованием года” исчезновение телевизионных программ на образовательную тематику. А ведь действительно, с преобразованием телеканала “Российские университеты” за столь немодную тему образования взяться серьезно никто так и не решился.
Зато периодическая печать еще жива. И более того – читаема.
“Педагогическая книга года – 96”
1. Ямбург Е.А. “Школа для всех”.
2. “Антология гуманной педагогики”.
3. Амонашвили Ш.А. “Размышления о гуманной педагогике”.
4. Днепров Э.Д. “Школьная реформа между “вчера” и “завтра”.
5. Сериков В.В. “О личностно-ориентированном образовании”.
Один из наиболее длинных и любопытных списков – рейтинг книг. Как и в прошлом году, пользуются вниманием книги М.М.Поташника, названы имена В.М.Шепеля, А.Г.Асмолова и многих других авторов. Но все же “Школа для всех” Евгения Ямбурга – вне конкуренции. Тема индивидуального развития ребенка прослеживается и в других работах, попавших в пятерку лучших. Есть надежда, что утверждение одного из респондентов о том, что настоящая школьная реформа еще не началась, однажды окажется ложным. Реформу проводят люди. И благо эти люди умеют писать.
“Разочарование года в области образования – 96”
1. Отсутствие необходимого финансирования.
2. Невыплата зарплаты учителям.
3. Образование Министерства общего и профессионального образования РФ.
4. Забастовки учителей.
5. Отсутствие государственной политики в области образования и равнодушие власти к проблемам в сфере образования.
О том, что в образовании нет денег, респонденты отвечали почти хором. Неупоминание же о деньгах только говорило о том, что эти набившие оскомину слова просто устали повторять вслух. Невыплата зарплаты, забастовки и голодовки учителей, дети, голодающие в школах или не посещающие их вовсе, – страшно. Нужна твердая рука и нужны эти самые деньги. Снова смотрим наверх, точно на небо. Посыпятся ли?
Итоги этого года не слишком оптимистичны. Но люди работают. Те, кому не безразличны наши дети, кому не безразлично то, во что превратится наша страна через пять-десять лет.
Ольга БИГИЛЬДИНСКАЯ
конкурс
Кто заменит олимпийского Мишку?
Исполнительная дирекция Всемирных Юношеских игр, которые будут проводиться в июле 1998 года в Москве под патронажем Международного Олимпийского комитета, обьявляет конкурс на создание эмблемы и талисмана.
В эмблеме и талисмане должен быть отражен характер юношеских соревнований в Москве.
Не может быть использована олимпийская символика, но могут быть использованы олимпийские цвета.
Эскизы работ должны быть выполнены на планшете размером 40х60 в цветном изображении.
Предложения принимаются до 7 февраля 1997 года по адресу: МГФСО,109004, Москва, Товарищеский переулок, дом 25, тел. 388-59-05.
Премии победителям конкурса по 5.000.000 рублей.
Работы не рецензируются и не возвращаются. Результаты конкурса будут обьявлены в печати.
юбилей
День рождения Дворца
В преддверии Нового года и Рождества Московский городской Дворец творчества детей и юношества на Воробьевых горах отмечал свое 60-летие.
Программа празднования юбилея во многом была рассчитана на активное участие московской детворы. Почти на две недели школьники сбросили тяжелые рюкзаки с учебниками, и Московский комитет образования совместно с городскими образовательными учреждениями поспешили заполнить это свободное время увлекательными и содержательными мероприятиями, центром которых как раз и стал юбиляр на Воробьевых горах.
Конкурсы, состязания, призы, розыгрыши и бесконечные сюрпризы ожидали детей во Дворце на трех “елках мэра Москвы”. Каждый получил по бесплатному пригласительному билету подарок и личные поздравления от Юрия Лужкова. В бассейне Дворца проводилась оригинальная “елка на воде”.
На этот раз зима вполне оправдала свое назначение, и “русское Рождество на Воробьевых горах” прошло на славу: снега и хорошего настроения хватило всем.
Финал “рождественского марафона” детских творческих коллективов и посвященный 850-летию столицы III фестиваль “Юные таланты Московии” также проводились под крышей Дворца.
Для взрослых был организован день открытых дверей, а также встреча бывших воспитанников, среди которых, может быть, даже нашелся ровесник самому Дворцу.
Для проведения разнообразных праздников и елок в рамках школьных каникул правительство выделило 10 млрд. рублей. На перерыв между полугодиями возлагались большие надежды: восстановить физические силы и душевное равновесие ребенка, хотя бы на короткий срок изменить стиль жизни, создать ситуацию успеха и, конечно, дать возможность найти новых друзей. В общем, по окончании каникул у ребенка должно возникнуть ярко выраженное желание пойти в школу.
Мария КОЗЛОВА
криминал
Россия – страна виртуальных пиратов
В начале января Америка Онлайн – крупнейшая компания, обеспечивающая доступ в компьютерную сеть Интернет, – отключила от “глобальной паутины” всех своих российских пользователей.
Поводом для столь жестких санкций стали, мягко говоря, некорректные способы, которыми российские любители “халявы” оплачивали свое пользование компьютерной сетью. Используя номера чужих кредитных карточек (для их получения существует специальная программа), они проникали в Интернет, за что с этих карточек снимались немалые деньги. Руководство Америки Онлайн заявило, что не намерено в ближайшем будущем отменять свою санкцию.
К счастью, услугами Америки Онлайн пользуются в России немногие. Более популярны такие компании, как Гласнет, Россия Онлайн, РЕЛКОМ и другие. Многие учебные заведения предпочитают услуги сети REDLINE (российская образовательная линия), которую, кстати, использует “Учительская газета” и которая никого отключать не собирается.
Недобросовестность российских пользователей проявляется и в постоянной тяге к приобретению нелицензионных (“взломанных”) программных продуктов. Как сообщает агентство РИТМ-пресс, страной наиболее злостного пиратства оказался Вьетнам, где уровень незаконного копирования программных продуктов составляет 99%. Россия лишь не намного отстает от него – у нас показатель составил 94%. Эх, а ведь еще в детском саду людей учили, что воровать нехорошо!
Максим ГРИГОРЬЕВ
у нас в редакции
Нам тоже холодно!
В редакции “Учительской газеты” раздался телефонный звонок.
– Здравствуйте, я директор школы г.Урюпинска Волгоградской области. У нас очень холодно, нет горячей воды, отключена из-за аварии половина батарей отопления. Дети мерзнут, просто какое-то безобразие. Вы можете нам чем-нибудь помочь?
– Повторите еще раз, откуда вы?
– Волгоградская область, город Урюпинск.
– И какая температура в здании школы?
– Плюс десять по Цельсию.
– Ну что ж, ждите. Скоро мы все к вам приедем. Греться.
Мы уже не раз писали о школах, которые страдают из-за отсутствия отопления и электричества. Нас все время мучила совесть: где-то в глубинке мерзнут в неосвещенных классах дети, а мы сидим возле самого Кремля в тепле и уюте. Теперь, похоже, мы в равных условиях.
Вот уже третью неделю редакция “Учительской газеты” работает в условиях, “максимально приближенных к боевым”. Незадолго до Нового года в здании, где расположена редакция, произошла авария – прорвало трубу. В итоге мы лишились отопления и водопровода, вдобавок к этому закрылись туалеты и начались перебои с электричеством. И это стало самым тяжелым – последние годы редакция активно осваивает новые технологии, верстка и набор текстов делаются на компьютере, значительная часть информации добывается через сеть Интернет. Писать авторучкой при свече еще можно, а вот работать на компьютере без электричества еще никому не удавалось…
Войдя в здание редакции, не пугайтесь. Это не мрачное сырое подземелье. Ну и что с того, что температура воздуха здесь ниже, чем на улице. В этом даже есть несколько положительных моментов – когда вы совсем замерзнете, вы сможете выйти на улицу погреться.
Вы поднялись по лестнице и попали в хорошо освещенный коридор. За углом исчезает спина кого-то из сотрудников, торопящегося скорей напечатать очередной гениальный текст. Мы пойдем за ним. Ой, что это? Вдруг погас свет. Осторожно, отойдите в сторону. А лучше куда-нибудь спрячьтесь. Сейчас по коридору вихрем пронесутся сотрудники компьютерного отдела. Они спешат спасти уже сверстанные полосы “Учительской газеты”, выведенные на мониторы компьютеров. Пробежали? Ну ладно. Можно более-менее спокойно идти дальше. Заворачивая за угол, не кричите. Пробирающиеся вдоль стен тени со свечами в руках – вполне мирные люди. Они не сделают вам ничего плохого.
Вам также не удастся попить чайку и хоть чуть-чуть согреться. По двум причинам. Как мы уже выяснили, частенько нет света. Вторая причина – отсутствие воды, и горячей, и холодной. А принесенная из дома водичка просто-напросто замерзла. Кстати, кусок льда в трехлитровой банке с разбегающимися по поверхности трещинками смотрится очень эффектно.
Конечно, есть в этом печальном повествовании некоторые преувеличения. И свет иногда горит (главное – успеть в это время написать на компьютере текст и его распечатать), и после 2 недель в таком температурном режиме человек вполне успешно адаптируется к холоду и чувствует себя почти неплохо, и кофе можно куда-нибудь пойти выпить, и номер, поскольку вы его получили, сделать все-таки удалось.
Температура тела большинства сотрудников “Учительской газеты” составляет 36,6 градуса. У некоторых немножко выше – где-то около 39. Конечно, пока температура хоть одного из сотрудников “УГ” будет выше нуля, наша газета будет выходить.
Может быть, во всем, что происходит в нашей редакции, есть, как говорится, “сермяжная правда” – люди, которые делают газету для учителей, должны работать в тех же условиях, что и учителя. Однако нам очень хочется, чтобы тепло было у всех и в школах, и в редакциях, и в домах.
Мария КРОБКА
Комментарии