В начале каждого учебного года ученикам 7‑11‑х классов предлагается пройти социально-психологическое тестирование на добровольной основе. Поэтому очень важно убедить родителей (их прежде всего!), что эта диагностика не навредит их ребенку. Педагогам школы №1786 это удается на 99%. За этой цифрой кропотливая масштабная работа классных руководителей и специалистов психолого-социальной службы.
Осведомлен – значит вооружен
Активная информационная работа с родителями и детьми начинается задолго до даты тестирования. Тут важно выяснить, какие сомнения терзают наших родителей. Оказалось, здесь всего три острых вопроса: не спровоцирует ли социально-психологическое тестирование (СПТ) интерес ребенка к наркотикам? Помогает ли СПТ выявить детей, которые употребляют наркотические и/или психоактивные вещества? Какая польза для родителя от участия ребенка в тестировании?
Опыт показывает, что родителей убеждают такие ответы:
– методика разработана Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения;
– тест не содержит информации о наркотических средствах и психотропных веществах и не дает возможности выявить зависимых подростков;
– тестирование помогает определить факторы риска и понять, почему подросток не может справиться с возникающими проблемами.
Организация – залог успеха
Зона тестирования в школе тщательно продумывается. Ребята знают, что в свободное от уроков время они смогут самостоятельно пройти тестирование, которое займет у них не более 25 минут. А могут справиться и значительно быстрее: сотрудники, проводящие тестирование, отмечали досрочное завершение СПТ.
Аналитику по результатам СПТ мы рассматриваем как мощный инструмент работы с подростками. К классам, где «загорится красная лампочка», проявляется особое внимание. Ребята принимают участие в тренингах (спасибо Городскому психолого-педагогическому центру за разработку), с учениками проводятся индивидуальные беседы, обсуждаются их жизненные цели, организуются встречи с интересными людьми.
Главные эксперты – дети!
Сколько бы мы ни говорили о том, как хорошо все сделано, важно услышать мнение непосредственных участников СПТ.
– Для нас это был первый опыт, – говорят семиклассники. – Но нам понравилось, мы теперь каждый год будем участвовать. Некоторые вопросы были очень интересные и необычные, надо было подумать. Теперь с нетерпением ждем результатов тестирования.
– Наш класс уже второй раз принимает участие в тестировании, – отвечают восьмиклассники. – С удовольствием отвечаем на вопросы. В этом году мы повзрослели и стали более ответственно относиться к своим ответам. Вопросы на самом деле очень интересные, касаются семьи, друзей, учебы.
– Было интересно, – делятся своими наблюдениями десятиклассники. – Вопросов много. Это хорошо. Мы смогли под разными углами посмотреть на себя, задуматься, поразмышлять. Не всегда есть время разобраться в себе.
– В нашей школе комфортно во всех отношениях, потому что мы ответственно подходим ко всем школьным мероприятиям, – авторитетно заявляют самые старшие участники тестирования – одиннадцатиклассники. – Мы выпускники! Скоро уходить из школы, поэтому мы стараемся быть везде на высоте. А такие тестирования, как СПТ, как раз позволяют понять, что ценно в нашей жизни.
Подводя итоги
Нам удалось сделать родителей своими союзниками. Теперь они тоже убеждены, что социально-психологическое тестирование – это ключ к созданию безопасной среды в школе. Оно позволяет открыть окно в мир ребенка. А это так важно в наше время!
Владимир ЛАЗАРЕВ, заместитель директора по воспитательной работе и социализации школы №1786;
Валентина ШУШПАНОВА, социальный педагог школы №1786;
Татьяна КУРКОВА, педагог-психолог школы №1786
Комментарии